Смекни!
smekni.com

История психологии от античности до середины XX в Ярошевский М Г (стр. 51 из 82)

Левин показал необходимость не только целостно го, но и адекватного понимания себя человеком. От крытие им таких понятий, как уровень притязаний и "аффект неадекватности", который проявляется при попытках доказать человеку неправильность его пред ставлений о себе, сыграло огромную роль в психоло гии личности* в понимании причин отклоняющегося поведения. Левин подчеркивал, что отрицательное вли яние на поведение имеет и завышенный, и занижен ный уровень притязаний, так как и в том, и в другом случае нарушается возможность установления устой чивого равновесия со срвдой.

Открытие временней перспективы и уровня при тязаний во многом сближает Девица с Адлерами с гуманистической психологией, которые также при шли к мысли о важности сохранения целостной лич ности, о необходимости осознания человеком струк туры своей личности. Сходство этих концепций, к которым пришли ученые разных школ и .направле ний, говорит об актуальности данной проблемы, о том, что осознав влияние бессознательного на пове дение, человечество приходит к мысли о необходи мости провести границу между человеком и другими живыми существами, понять не только причины его агрессивности, жестокости, сладострастия (которые великолепно объяснил и психоанализ), но и основы его нравственности, доброты, культуры. Большое зна чение имело и стремление в новом мире, после вто рой мировой войны, показавшей хрупкость челове ка, преодолеть складывавшееся ощущение взаимо заменяемости людей, доказать, что люди - целостные уникальные системы, что каждый человек несет в себе свой внутренний мир.

Свои теоретические взгляды Левин изложил в кни гах "Динамическая теория личности" (1935) и "Прин-249

Пилы топологической психологии" (1936). Эти кни ги вышли в Соединенных Штатах, где у Левина сло жилась новая исследовательская программа, отразив шая актуальные социальные запросы. От анализа мотивации поведения индивида, одиноко перемеща ющегося в своем психологическом пространстве, Левин переходит к исследованию группы, перенося на этот новый объект свои прежние схемы. Он стано вится инициатором разработки направления, назван ного "групповой динамикой". Теперь уже группа трактуется как динамическое целое, как особая сис тема, компоненты которой (входящие в группу ин дивиды) сплачиваются под действием различных сил. "Сущность группы, - отмечал Левин, - не сходство или различие ее членов, а их взаимозависимость. Группа может быть охарактеризована как "динами ческое целое". Это означает, что изменения в состо янии одной части изменяют состояния любой дру гой. Степень взаимозависимости членов группы варь ирует от несвязной массы к компактному единству".

В США Левин занимался и проблемами группо вой дифференциации, типологией стилей общения. Ему принадлежит описание наиболее распростра ненных стилей общения (демократический, авто ритарный, попустительский), а также исследование условий, способствующих выделению в группах ли деров, звезд и отверженных. Эти исследования Ле-вина явились основой целого направления в соци альной психологии.

Таким образом, К.Левин стал создателем новых областей как в психологии личности, так и в соци альной психологии.

10. Генетическая психология Жана Пиаже'

Швейцарский психолог Ж.Пиаже (1896-1980)- один из наиболее известных ученых, чьи работы со ставили важный этап в развитии генетической пси хологии. Научные интересы Пиаже еще с юности бы-' Параграфы 10-14 - при участии Т.Д. Марцинковской.

250

ли сосредоточены на биологии и математике. В 11 лет он опубликовал свою первую научную статью, посвященную воробьям-альбиносам. С этого же воз раста он начинает работать в музее биологии. В уни верситете он занимается преимущественно биологией и философией и в 1918 году получает докторскую сте пень за работу о моллюсках.

После окончания университета Пиаже едет в Цю рих, где знакомится с исследованиями К. Юнга и с техникой психоанализа (см. ниже). Этот опыт был ему необходим, так как он стремился соединить строго экспериментальный, лабораторный метод, свойственный биологическим исследованиям, с бо лее информативным и свободным методом беседы, принятым в психоанализе. Разработке такого но вого метода, который он собирался применить для изучения мышления детей, Пиаже посвятил не сколько лет. Этот метод получил название метода клинической беседы.

Большое значение для Пиаже имело его пребы вание в течение двух лет в Париже, куда он был приглашен в 1919 году для работы над шкалами из мерения интеллекта. В это же время он уделяет большое внимание изучению тех типичных оши бок, которые делают дети при решении достаточно простых, на первый взгляд, заданий теста Вине. В 1921 году Пиаже возвращается в Женеву, где Кла-паред приглашает его на должность директора Ин ститута Ж. -Ж. Руссо. Одновременно Пиаже начи нает читать лекции в Женевском университете и работать в Женевском доме малютки. Материалы, полученные им в этот период, легли в основу его первых книг "Мышление и речь ребенка", "Суж дение и рассуждение ребенка", где он излагает ос новы своей концепции когнитивного развития де тей, которые рассматривает как постепенный про цесс, проходящий в своем развитии несколько стадий. Дневниковые записи, основанные на на блюдении за развитием собственных детей, дали Пиаже дополнительный материал для этой концеп ции. В последующие годы Пиаже сочетает препо давательскую работу (в качестве профессора Же невского университета) с различными администра тивными должностями, публикует книги, в которых

251

пересматрирает и дополняет свои теоретические возарения на природу и развитие мышления у де тей. В 1949-1951 годах Пиаже создает свой основ ной труд "Введение в генетическую эпистемологию", а в 1955 году возглавляет созданный по его инициативе Международный центр по генетической эпистемологии в составе Женевского университе та. В должности директора этого центра Пиаже со стоял до конца жизни.

Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития являет ся развитие интеллекта. В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уро вень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память. Дети в его опытах не видели и не помнили, на каком уровне была вода в сообщающихся сосудах, если не знали о связи меж ду уровнем воды и пробкой, которой закрыт один из сосудов. Если же им рассказывали об этом свой стве сообщающихся сосудов, характер их рисунков изменялся, они начинали тщательно вырисовывать уровень воды (одинаковый или разный), а также пробку.

Таким образом, Пиаже приходит к выводу, что эта пы психического развития - это этапы развития ин теллекта, через которые постепенно проходит ребе нок в формировании все более адекватной схемы си туации. Основой этой схемы как раз и является логическое мышление.

Л паже говорил, что в процессе развития проис ходит адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание, создание правиль ной схемы окружающего обеспечивает адаптацию к окружающему миру. При этом адаптация являет ся не пассивным процессом, а активным взаимо действием организма со средой. Эта актибность-необходимое условие развития, так как схема, счи тает Пиаже, не дается в готовом виде при рожде нии, нет ее и в окружающем мире. Схема выраба тывается только в процессе активного взаимодей ствия со средой, или, как писал Пиаже, "схемы нет ни в субъекте, ни в объекте, она является резуль-252

татом активного взаимодействия с объектом". Од ним из любимых примеров Пиажебыл пример ре бенка, не владеющего понятием числа, который осознает его значение, перебирая камешки, играя с ними, выстраивая их в ряд.

Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации происходит постепенно, при этом ребенок использует два механизма ее построения - ассимиляцию и аккомодацию. При ассимиляции по строенная схема жесткая, она не изменяется при изменении ситуации, наоборот, человек пытается все внешние изменения втиснуть в узкие, задан ные рамки уже имеющейся схемы. Примером ас симиляции для Пиаже является игра, в рамках ко торой ребенок познает окружающий мир. Аккомо дация связана с изменением готовой схемы при изменении ситуации, в результате чего схема дей ствительно является адекватной, полностью отра жая все нюансы данной ситуации. Сам процесс раз вития, по мнению Пиаже, является чередованием ассимиляции и аккомодации; до определенного пре дела ребенок старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адек ватную.

Исследование этапов развития мышления и у са мого Пиаже происходило постепенно.

Так, в 20-е годы он, исходя из связи между мыш лением и речью, построил свои исследования раз вития мышления через изучение развития речи де тей. Собирая типичные вопросы детей ("Почему дует ветер?", "Ходит ли солнышко в гости к лу не?", "Откуда берется дождь?"), Пиаже начал за давать эти вопросы самим детям. Он пришел к вы воду, что процесс развития мышления - это про цесс экстериоризации, т. е. мышление появляется как аутистическое, внутреннее, а затем, пройдя ста дию эгоцентризма, становится внешним, реалисти ческим. Таков же и процесс развития Лечи, кото рая из эгоцентрической (речи для себя) стайовится речью социальной, речью для других. Эта позиция Пиаже вызвала нарекания со стороны других пси хологов, прежде всего Л. С. Выгот*кого и В. Штер на, которые доказали, что аутистическое мышле ние, как более сложное, не может предшествовать

253

реалистическому (Штерн), что эгоцентрическая речь является промужуточной между, внешней и внутренней, а не наоборот (Л. С. Выготский). Од нако и в этот период Пиаже были сделаны откры тия, имевшие огромное значение для понимания формирования интеллекта детей. Это прежде всего открытие таких особенностей детского мышления, как эгоцентризм (неумение встать на другую точку зремия), синкретизм (нерасчлененность), транедук-ция (переход от частного к частному, минуя об щее), артифициализм (искусственность, создан-несть мира), анимизм (одушевленность), нечувст вительность к противоречиям.