Смекни!
smekni.com

История психологии от античности до середины XX в Ярошевский М Г (стр. 6 из 82)

Интересно, что уже в ту древнейшую эпоху лю ди, говоря о душе ("псюхе"), связывали между со-25

бой явления, присущие внешней природе (воздух), организму (дыхание) и психике (в ее последующем понимании), хотя, конечно, в житейской практике они прекрасно различали эти понятия. Знакомясь с представлениями о человеческой психологии по древним мифам, нельзя не восхититься тонкостью понимания людьми богов, наделенных коварством или мудростью, мстительностью или великодуши ем, завистью или благородством - всеми теми ка чествами, которые творцы мифов познали в зем ной практике своего общения с ближними. Эта ми фологическая картина мира, где тела заселяются душами (их "двойниками" или призраками), а жизнь зависит от настроения богов, веками царила в общественном сознании.

Принципиально новый подход Гилозоизм выразило сменившее анимизм

учение о всеобщей одушевлен ности мира - гилозоизм, в котором природа осмыс ливалась как единое материальное целое, наделен ное жизнью. Решительные изменения произошли первоначально не столько в фактическом составе зна ния, сколько в его общих объяснительных принци пах. Те сведения о человеке, его телесном устройст ве и психических свойствах, которые создатели древ негреческой философии и науки почерпнули в учениях мыслителей древнего Востока, воспринима лись теперь в контексте нового, освобождавшегося от мифологии миропонимания.

Гилозоисту Гераклиту (конец

Гераклит: душа VI - начало V века до н. э.) кос-как "искорка мое представлялся в виде "вечно Логоса" живого огня", а душа ("пси хея")- в виде его искорки. Та ким образом, душа включена в общие закономерно сти природного бытия, развиваясь по тому же зако ну (Логосу), что и космос, который один и тот же для всего сущего, не создан никем из богов и никем из людей, но который всегда был, есть и будет "веч но живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим "

С именем Гераклита связано и выделение не скольких ступеней в процессе познания окружаю щего мира. Отделив деятельность органов чувств

26

(ощущения) от разума, он дал описание результа тов познавательной активности человека, доказы вая, что ощущения дают "темное", мало диффе ренцированное знание, в то время как результатом мыслительной деятельности является "светлое", от четливое знание. Однако чувственное и разумное познание не противопоставляются, но гармониче ски дополняют друг друга, как "многознание" и "ум". Гераклит подчеркивал, что "многознание не научает уму", но в то же время ученый, философ должен знать многое, чтобы составить правильное представление об окружающем мире. Таким об разом, разные стороны познания у Гераклита - это взаимно связанные гармонирующие противопо ложности, помогающие проникновению в глубину Логоса.

Он также впервые указал на разницу между ду шой взрослого человека и ребенка, так как, с его точки зрения, по мере взросления душа становится все более "сухой и горячей". Степень влажности ду ши влияет на ее познавательные способности: "су хое сияние - душа мудрейшая и наилучшая", гово рил Гераклит, а потому ребенок, у которого более влажная душа, мыслит хуже, чем взрослый чело-век.Точно так же "пьяный шатается и не замечает, куда он идет, ибо душа у него влажная". Так Логос, который правит круговоротом вещей в природе, уп равляет и развитием души и ее познавательных спо собностей .

Термин "Логос", введенный Гераклитом, со вре менем приобрел великое множество смыслов, но для него самого он означал закон, по которому "все течет", явления переходят друг в друга. Малый мир (микрокосм) отдельной души идентичен макрокос му всего миропорядка. Следовательно, постигать себя (свою "психею") - значит углубляться в за кон (Логос), который придает непрерывно текущему ходу вещей динамическую гармонию, сотканную из противоречий и катаклизмов. После Гераклита (его называли "темным" из-за трудности понимания и "плачущим", так как будущее человечества он считал еще страшнее настоящего) в запас средств, позволяющих читать "книгу природы" со смыслом, вошла идея закона, который правит всем сущим,

27

в том числе - безостановочным течением тел и душ, когда "нельзя дважды войти в одну и ту же реку".

Идея Гераклита о том, что от Демокрит: душа - закона Логоса зависит ход вещей, поток огненных получила развитие у Демокрита атомов (ок. 460-370 гг. до н. э.).

Демокрит родился в городе Абдеры, в знатной и обеспеченной семье. Его роди тели постарались дать ему самое лучшее образова ние, однако Демокрит счел необходимым предпри нять несколько длительных путешествий, чтобы по лучить необходимые для себя знания не тальков Греции, но и в других странах, прежде всего в Егип те, Персии и Индии. На эти путешествия Демокрит потратил почти все деньги, оставленные ему родите лями, а потому, когда он вернулся на родину, его сограждане посчитали его виновным в растрате со стояния и назначили судебное заседание. Демокрит должен был оправдать свое поведение или навсегда покинуть родной лом. В свое оправдание Демокрит, доказывая согражданам пользу полученных им зна ний, прочитал народному собранию свою книгу "Большой мирострой" (которая, по мнению совре менников, была его лучшим произведением). Сограж дане сочли, что деньги были им потрачены с поль зой. Демокрита не только оправдали, но и вручили ему большую денежную награду, а также воздвигли медные статуи в его честь.

К сожалению, сочинения Демокрита дошли до нас только в отрывках. Основу его теории состав ляет концепция, согласно которой весь мир состо ит из мельчайших, невидимых глазом частиц - ато мов. Атомы отличаются друг от друга формой, порядком и поворотом. Человек, как и вся окру жающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа также материальна и состо ит из мелких круглых атомов, наиболее подвиж ных, ибо они должны сообщить активность инерт ному телу. Таким образом, с точки зрения Демок рита, душа является источником активности, энергии для тела. После смерти человека душа рас сеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа.

28

Демокрит считал, что душа находится в голове (разумная часть), в груди (мужественная часть), в печени (вожделеющая часть) и в органах чувств. При этом в органах чувств атомы души находятся очень близко к поверхности и могут соприкасаться с микроскопическими, невидимыми глазу копия ми окружающих предметов (эйдолами), которые но сятся в воздухе, попадая и в органы чувств. Эти копии отделяются (истекают) ото всех предметов внешнего мира (потому эта теория познания носит название "теория истечений"). При соприкосно вении эйдолов с атомами души происходит ощу щение, и именно таким образом человек познает свойства окружающих предметов. Таким образом, все наши ощущения (в том числе зрительные, слу ховые) являются контактными. Обобщая данные не скольких органов чувств, человек открывает мир, переходя на следующий уровень - понятийный, ко торый является результатом деятельности мышле ния. Другими словами, у Демокрита существует две ступени в познавательном процессе-ощущения и мышление. При этом он подчеркивал, что мыш ление дает нам больше знаний, чем ощущения. Так, ощущения не дают нам возможности увидеть ато мы, но путем размышления мы приходим к выводу об их существовании. "Теория истечений" была признана в качестве основы формирования наших чувственных знаний о предметном мире всеми ма териалистами Древней Греции.

Демокрит также ввел понятие первичных и вто ричных качеств предметов. Первичные - это те ка чества, которые действительно существуют в пред метах (вес, поверхность, гладкая или шероховатая, форма). Вторичные качества - цвет, запах, вкус, этих свойств нет в предметах, их придумали сами люди для своего удобства, так как ."только во мнении есть кислое и сладкое, красное и зеленое, а в действи тельности есть только пустота и атомы". Таким об разом, Демокрит первый сказал о том, что человек не может совершенно правильно, адекватно познать окружающий его мир. Эта невозможность понять до конца окружающую действительность относится и к пониманию законов, которые управляют миром и судьбой человека. Демокрит утверждал, что в мире

29

нет случайностей и все происходит по заранее за данной причине. Люди придумали идею случая, что бы прикрыть незнание дела и неумение управлять. На самом же деле случайностей нет и все причинно обусловлено.

Такой подход носит название детерминизма, а при знание однозначной необходимости всех совершаю щихся в мире событий рождает фаталистическую тен денцию, отрицает свободу воли человека. Критики Демокрита подчеркивали, что при таком понимании невозможно не только управлять собственным пове дением, но и оценивать поступки людей, так как они зависят не от нравственных принципов человека, а от судьбы.

Однако сам Демокрит стремился совместить фаталистический подход с представлением об ак тивности человека при выборе нравственных кри териев поведения. Он писал, что моральные прин ципы не даются' от рождения, но являются резуль татом воспитания, поэтому люди становятся хорошими благодаря упражнению, а не природе. Воспитание, по мнению Демокрита, должно дать человеку три дара: хорошо мыслить, хорошо гово рить и хорошо делать. Дети, которые выросли в невежестве, подобны танцующим между мечами, поставленными вверх лезвиями. Они погибают, если при прыжке не попадают в то единственное место, где следует поставить ноги. Так и невежественные люди, уклоняясь от следования верному примеру, обыкновенно гибнут.

Сам Демокрит считал воспитание столь трудным делом, что сознательно отказался от брака и не же лал иметь детей, считая, что от них бывает много неприятностей и в случае удачи последняя приобре тена ценою большого труда, а в случае неудачи горе родителей несравнимо ни с каким другим.