Смекни!
smekni.com

История психологии от античности до середины XX в Ярошевский М Г (стр. 33 из 82)

Считая, что психическое развитие не нуждается в дополнительных стимулах или факторах, которые бы его подталкивали, Клапаред развивал идею о саморазвитии, саморазвертывании тех задатков, ко торые существуют у ребенка уже при рождении. Ме ханизмами этого саморазвития являются игра и под ражание.

При всей широте круга проблем, интересовавших Клапареда, в центре его исследовательских интере сов стояло мышление и этапы его развития у детей. Он (как позднее и его ученик Ж. Пиаже) фактически отождествлял развитие мышления с психическим раз витием, а потому критерием деления детства на пе риоды для него служил переход от одного вида мыш ления к другому.

Исследуя формирование интеллектуальной сферы детей, Клапаред открыл одно из основных свойств детского мышления - синкретизм, то есть нерасчлененность, слитность детских представлений о ми ре. Он утверждал, что психическое развитие продви гается от схватывания внешнего вида к называнию предмета (словесная стадия), а затем к пониманию его назначения, что уже является следствием разви тия логического мышления. О таком же направле нии в.развитии мышления детей-от слитности к расчлененности - говорил позднее Л. С. Выготский, оспаривая утверждение В. Штерна о том, что ребе нок сначала понимает часть (единичный предмет) и лишь затем начинает соединять отдельные части в целостный образ мира.

160

Развитие детской психологии Арнольд Гезелл: и педологии требовало не только нормальное четкого определения предмета и детство задач этих наук (что было сдела но Мейманом и Клапаредом), но и разработки новых объективных методов изучения психического развития детей, которые по своей до стоверности и объективности не уступали бы естест веннонаучным (антропометрии, тестам Гальтона), но в то же время являлись бы именно психологически ми методами. Одним из первых такие методы, по зволяющие быстро и надежно определить уровень развития интеллекта детей, как помнит читатель, раз работал французский психолог А. Бине. Однако ин теллектуальные тесты Вине исследовали детей от трех лет и старше и оставляли в стороне ранние возра сты. Этот пробел был восполнен американским пси хологом Гезеллом (1880-1961). Он создал Иельскую клинику нормального детства, в которой изучалось психическое развитие именно детей раннего возра ста-от рождения до трех лет. Периоды младенче ства и раннего детства были в центре научных инте ресов Гезелла в связи с тем, что он считал: за первые три года жизни ребенок проходит большую часть сво его психического развития, ибо темп развития в этот период самый высокий. На этой основе Гезелл со здал и периодизацию психического развития, в ко торой выделялось три периода: от рождения до года, от года до трех и от трех до восемнадцати лет. При чем, по Гезеллу, первый период характеризуется мак симально высоким темпом психического развития, второй - средним, а третий - низким темпом.

В клинике Гезелла была разработана специальная аппаратура для объективной диагностики динамики психического развития маленьких детей, в том числе кино-и фотосъемка, "зеркало Гезелла" (полупрони цаемое стекло, применяемое для объективного на блюдения за поведением детей). Он также исполь зовал новые методы исследования: лонгитюдный (ме тод продольного изучения одних и тех же детей в течение определенного периода - чаще всего с рож дения до подросткового возраста) и близнецовый (сравнительный анализ психического развития мо-нозиготных - однояйцовых близнецов). На основе

б М. Г. Ярошевский 161

этих исследований была выработана : система тестов и норм для детей от трех месяцев до шести лет по следующим показателям: материка, речь, адаптивное поведение, личностно-социальное поведение. Моди фикация этих тестов (как и тестов Вине) лежит в ос нове современной диагностики психического разви тия детей.

Английский психолог Д. М. Бол-Джеймс Марк дуин ( 1 86 1 - 1 934) был одним из не-Болдуин: многих ученых рубежа XIX-XX ве-культурное ков, кто считал необходимым развитие ребенка исследовать не только познава тельное, но и эмоциональное и нравственное развитие ребенка. Он также считал необходимым изучать личность не изолированно от общественного процесса, но внутри него. В своем произведении "Духовное развитие с социологиче ской и этической точки зрения (исследование по социальной психологии)" (1913) Болдуин отмечал, что необходим диалектический подход к анализу духовного развития, то есть изучение того, что пред ставляет собой личность с социальной точки зре ния, и изучение общества с точки зрения лично сти. Говоря о том, что в духовном развитии пере плетаются приобретенные и врожденные качества, Болдуин отмечал, что и социальная среда и наслед ственность определяют уровень социальных дости жений человека в данном обществе, так как в про цессе социализации дети обучаются одинаковым ве щам, всем даются одинаковые знания, одинаковые нормы поведения, моральные законы. Индивиду альные различия заключаются не только в скоро сти усвоения, но и в возможности адаптации к тем нормам, которые приняты в обществе. Поэтому, от мечал ученый, индивидуальные различия должны лежать в пределах того, чему должны выучиться и что должны принять индивиды.

В своих работах Болдуин доказывал, что совре менное ему общество влияет на формирование не только эмоций, но и личностных качеств детей. Процесс социализации, по мнению Болдуина, вли яет и на формирование самооценки, так как "хо роший" человек - это, как правило, хороший с точ ки зрения людей его круга. В самооценке, как и в

162

оценке окружающих, проявляется общая система ценностей, закрепленная в обычаях, условностях, социальных учреждениях. При этом существует два круга норм (или санкций) - более узкий, относя щийся непосредственно к тому семейному кругу, в котором живет ребенок, и более широкий - того социума, народа, страны, к которой он принадле жит. Так как все дети данного круга и данной на ции попадают примерно в одинаковые условия и учатся одному и тому же, то у среднего уровня не существует противоречий между личными и обще ственными нормами. Такие противоречия возни кают только у выдающихся людей, которые счита ют возможным поставить себя выше общества и жить по собственным законам. Так опять возника ет мысль о сверхчеловеке. Однако - в отличие от Ницше - Болдуин подчеркивал, что это не обяза тельно асоциальная личность, это может быть че ловек, просто обогнавший свое время.

С позиций общественных норм и ценностей Болдуин рассматривает и такие понятия, как одарен ность и гениальность. Для него в исследовании ода ренности самое главное не установить разницу в IQ, а проанализировать, насколько одаренность данного человека принимается обществом. Таким образом, гений и общество должны быть согласны относительно пригодности новых мыслей, их со ответствия общественным ценностям. Из этого по нятно, почему Болдуин настаивал на необходимо сти для всех детей общественного обучения, в том числе и обучения игре. Он одним из первых отме тил социальную роль игры и рассматривал ее как инструмент подготовки человека к жизни, к слож ным социальным отношениям.

Придавая большое значение распространению пси хологических знаний, Болдуин основал в 1895 году один из первых научных психологических журналов "Психологическое обозрение". Изданный в 1901- 1905 rr. под его редакцией "Словарь философии и психологии" стал значительным-научным событием и впоследствии неоднократно переиздавался. Его кон цепция познавательного развития детей, изложенная в трехтомнике "Генетическая логика" (1903-1908), оказала влияние на взгляды Ж. Пиаже, который в тот

6' 163

период обучался в Женевском университете и был учеником одного из ближайших друзей Болдуина - Э. Клапареда.

Интеллектуальное развитие Карл Бюлер: ребенка изучал К-Бюлер (1879- стадии 1963), психолог Вюрцбургской психического школы. Главное внимание он развития уделял творческому мышлению,

моменту инсайта, что привело его впоследствии к мысли, что интеллектуальный про цесс - всегда в большей или меньшей степени про цесс творчества.

В работе "Кризис психологии" (1927) Бюлер до казывал, что преодоление этого кризиса возможно путем интеграции трех основных психологических школ того времени - интроспективной психологии, бихевиоризма и культурологических исследований психического развития.

Развивая идею о роли творчества в психическом развитии, Бюлер создал эвристическую теорию ре чи. Речь не дается ребенку в готовом виде, но при думывается, изобретается им в процессе общения со взрослыми. Таким образом, Бюлер настаивал на том, что весь процесс формирования речи - это цепь открытий.

Интеллектуальное развитие детей Бюлер также считал творческим процессом. Изучая процесс ре шения задач, он пересматривает связь между ассо циацией и осознанием, заявляя, что ребенок связы вает между собой только то, что уже осознал как це лостность. То есть сначала происходит акт мышления, который заканчивается ассоциацией между осознан ными параметрами. Это осознание есть творческий процесс и происходит мгновенно. Процесс мгновен ного схватывания сути вещей Бюлер назвал "ага-пе реживание". Такое схватывание отношений есть про цесс мышления, которое, по мнению Бюлера, не за висит от прошлого опыта и является творческим актом самого ребенка.

Анализируя связь мышления с творчеством, Бю-лер приходит к мысли о том, что рисование оказы вает влияние на интеллектуальное развитие детей. Он считал, что рисунок-графический рассказ, по строенный по принципу устной речи, т. е. рисунок

164

ребенка - не копия действия, а рассказ о нем. Поэ тому, отмечал Бюлер, дети так любят рассказы в кар тинках, любят и рассматривать их, и самостоятельно рисовать. Бюлер говорил, что если в речи ребенок пользуется понятием, то в рисунке - схемой, кото рая является обобщенным образом предмета, а не его копией. Таким образом, схема является как бы промежуточным понятием, облегчая детям усвоение абстрактных знаний.