Смекни!
smekni.com

История психологии от античности до середины XX в Ярошевский М Г (стр. 18 из 82)

Спиноза выделял три главные силы, которые пра вят людьми и из которых можно вывести все много образие чувств: влечение (оно есть "не что иное, как самая сущность человека"), радость и печаль. Он до казывал, что из этих фундаментальных аффектов вы водятся любые эмоциональные состояния, причем ра дость увеличивает способность тела к действию, тог да как печаль ее уменьшает.

Этот вывод противостоял декартовой идее раз деления чувств на коренящиеся в жизни организ ма и чисто интеллектуальные. В качестве примера Декарт в своем последнем сочинении - письме шведской королеве Христине - объяснил сущность любви как чувства, имеющего две формы: телес ную страсть без любви и интеллектуальную любовь без страсти. Причинному объяснению поддается только первая, поскольку она зависит от организ ма и биологической механики. Вторую можно толь ко понять и описать.

Тем самым Декарт полагал, что наука бессильна перед высшими и наиболее значимыми проявле ниями психической жизни личности. Эта декарто ва дихотомия (разделение надвое) привела в XX ве ке к концепции "двух психологий" - объяснитель ной, апеллирующей к причинам, сопряженным с функциями организма, и описательной, считающей, что тело мы объясняем, тогда как душу - понима ем. Поэтому в споре Спинозы с Декартом не сле дует видеть лишь давно утративший актуальность исторический эпизод.

К детальному изучению этого спора в XX веке об ратился Л. С. Выготский, доказывая, что будущее за Спинозой. "В учении Спинозы, - писал он, - содер жится, образуя его самое глубокое и внутреннее яд ро, именно то, чего нет ни в одной из двух частей, на которые распалась современная психология эмо ций: единство причинного объяснения и проблема жизненного значения человеческих страстей, един ство описательной и объяснительной психологии чувств. Спиноза поэтому связан с самой насущной, самой острой злобой дня современной психологии эмоций. Проблемы Спинозы ждут своего решения, без которого невозможен завтрашний день нашей психологии".

Отец Г.-В. Лейбница (1646- Готфрид-1716) был профессором филосо-Вильгельм фии в Лейпцигеком университе-Лейбниц: проблема те. Еще в школе Лейбниц решил, бессознвтелъмго что и его жизнь будет посвящена

науке. Лейбниц обладал энцик лопедическими знаниями. Наряду с математически ми исследованиями (он открыл дифференциальное и интегральное исчисление) он участвовал в меро приятиях по улучшению горной промышленности, интересовался теорией денег и монетной системой, а также историей Брауншвейгской династии. Он ор ганизовал Академию наук в Берлине. Именно к нему обращался Петр 1 с просьбой возглавить Российскую Академию наук. Значительное место в научных ин тересах Лейбница занимали и философские вопро сы, прежде всего теория познания. ,

Как и Спиноза, он выступал за целостный подход к человеку. Однако у него было иное мнение об един стве телесного и психического.

В основе этого единства, по мнению Лейбница, лежит духовное начало. Мир состоит из бечисленно-го множества монад (от греч. "монос" - единое). Каждая из них "психична" и наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной.

Это предположение перечеркивало декартову идею равенства психики и сознания. Согласно Лейбницу, "убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она сознает, яв ляется источником величайших заблуждений". В ду ше непрерывно происходит незаметная деятель ность "малых перцепций", или неосознаваемых вос приятий. В тех же случаях, когда они осознаются, это становится возможным благодаря особому пси хическому акту-апперцепции, включающей вни мание и память.

Таким образом, Лейбниц выделяет в душе несколь ко областей, отличающихся по степени осознанно сти тех знаний, которые в них располагаются. Это область отчетливого знания, область смутного зна ния и область бессознательного. Рациональная ин туиция открывает содержание идей, которые нахо дятся в апперцепции, поэтому эти знания являются ясными и обобщенными. Доказывая существование

86

бессознательных образов, Лейбниц тем не менее не раскрывал их роль в деятельности человека, так как считал, что она связана преимущественно с осознан ными идеями. При, этом он обратил внимание на субъективность человеческих знаний, связывая ее с познавательной активностью. Лейбниц доказывал, что не существует первичных или вторичных качеств предметов, так как даже на начальной стадии позна ния человек не может пассивно воспринимать сиг налы окружающей действительности. Он обязатель но вносит собственные представления, свой опыт в образы новых предметов, а потому невозможно раз граничить те свойства, которые есть в самом пред мете, от тех, которые привнесены субъектом. Одна ко эта субъективность не противоречит познаваемо сти мира, так как все наши представления хотя и отличаются друг от друга, тем не менее принципи ально совпадают между собой, отражая главные свой ства окружающего мира.

На вопрос о том, как соотносятся между собой духовные и телесные явления, Лейбниц ответил фор мулой, получившей название психофизического па раллелизма: зависимость психики от телесных воз действий - иллюзия. Душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически. Вместе с тем между ними существует предопределенная свы ше гармония; они подобны паре часов, которые всегда показывают одно и то же время, так-как запущены с величайшей точностью.

Доктрина психофизического параллелизма нашла многих сторонников в годы становления психологии как самостоятельной науки. Идеи Лейбница изме нили и расширили представление о психическом. Его идеи о бессознательной психике, "малых перцепци ях" и апперцепции прочно вошли в содержание пред мета психологии.

Другое направление в крити-Томас Гоббс: ке дуализма Декарта связано с ассоциация идей философией английского мысли теля Томаса Гоббса (1588-1679). Он начисто отверг душу как особую сущность. В ми ре нет ничего, утверждал Гоббс, кроме материаль ных тел, которые движутся по законам механики, от крытым Галилеем. Соответственно и все психические

87

явления подчиняются этим глобальным законам. Ма териальные вещи, воздействуя на организм, вызыва ют ощущения. По закону инерции из ощущений воз никают представления (в виде их ослабленного сле да), образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощу щения.

Такая связь получила впоследствии название ас социации. Об ассоциации как факторе, объясняю щем, почему данный психический образ оставляет у человека именно такой, а не другой след, было известно со времен Платона и Аристотеля. Глядя на лиру, вспоминают игравшего на ней возлюблен ного, говорил Платон. Это пример ассоциации по смежности: оба объекта воспринимались некогда одновременно, а затем появление одного влекло за собой образ другого. Аристотель добавил два дру гих вида ассоциаций - сходство и контраст. Но для Гоббса, детерминиста галилеевской закалки, в уст ройстве-человека действовал только один закон-механического сцепления психических элементов по смежности.

Декарт, Спиноза и Лейбниц принимали ассоци ации за один из основных психических феноме нов, однако считали их низшей формой познания в сравнении с высшими, к которым относили мыш ление и волю. Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии. Ему без-остаточно подчинены как абстрактное рациональ ное познание, так и произвольное действие. Про извольность - это иллюзия, которая порождена не знанием причин поступка (такого же мнения придерживался Спиноза). Так волчок, запущенный в ход ударом кнута, мог бы считать свои движения самопроизвольными .

У Гоббса механический детерминизм получил при менительно к объяснению психики предельно завер шенное выражение. Весьма важной для будущей пси хологии стала и беспощадная критика Гоббсом вер сии Декарта о "врожденных идеях", которыми человеческая душа наделена до всякого опыта и не зависимо от него.

До Гоббса в психологических учениях царили идеи рационализма (от лат, "рацио" - разум): се

ва

horioa познания и присущего людям способа пове дения считался разум как высшая форма активно сти души. Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющей своиетжточником прямое чув ственное общение органмзма с материальным <яром, т. е. опыт-Рационализму был противопо ставлен эмпиризм (от лат. "эмпирио" -опыт), по ложения которого стали основой эмпирической психологии.

В разработке этого направле-Джон Лот: два ния видная роль принадлежала вида опыта соотечественнику Гоббса Джону

Локку (1632-1704).

Д. Локк родился недалеко от города Бристоля в семье провинциального адвоката. По рекоменда ции друзей отца он был зачислен в Виндзорскую школу, по окончании которой поступил в Оксфорд ский университет. В Оксфорде он занимается фи лософией, естественными науками и медициной, в это же время .он знакомится с сочинениями Декар та. Знакомство с лордом А. Эшли, которое скоро переросло в тесную дружбу, изменило жизнь Лок-ка. В качестве врача и воспитателя сына Эшли он становится членом его семьи и делит с ним все пре вратности его судьбы. Лорд Эшли, который был гла вой вигов - политической оппозиции английского короля Якова 11, дважды занимал высокие места в правительстве, делая Локка своим секретарем. По сле отставки Эшли Локк вынужден был бежать вме сте с ним в Голландию, где оставался и после смерти Эшли. Только когда на престол вступил Вильгельм Оранский, он смог возвратиться на родину. В это время Локк заканчивает свою главную книгу "Опы ты о человеческом разуме", публикует много ста тей и трактатов, в том числе "О правлении" и "О воспитании", не оставляя политическую деятель ность.