Смекни!
smekni.com

История психологии от античности до середины XX в Ярошевский М Г (стр. 39 из 82)

Все эти признаки перешли в дальнейшем из психо техники в инженерную психологию. Это означает, что, находясь в зависимости от общей психологии, ее тео ретических и экспериментальных ресурсов, психотех ника, в свою очередь, воздействовала на изменение общего характера психологической теории. Это изме нение совершалось в том же генеральном направле нии, которое характеризовало переход от прежней си стемы научных воззрений на сознание к новой.

Переход от искусственных условий обычной лабо ратории к моделированию естественных условий дея тельности внес в лабораторные методы заметные пе ремены. Главная из них-оттеснение на второй план показаний самонаблюдения. Они не интерпретирова лись, а использовались лишь в качестве индикатора соответствия внутренних состояний испытуемых при выполнении лабораторного задания их состоянию в обычном трудовом процессе. Таким образом, сближая лабораторное исследование с производством, психо техники наталкивались на реальные особенности пси хической деятельности, для анализа которых традици онные схемы были непригодны. Своей конкретной работой они не только упрочивали социальную значи мость психологии, не только представляли на всеоб щее научное обозрение поток новых фактов, но и преобразовывали облик психологической науки. Роль задачи в реализации психических функций, их своеоб разное сочетание в целое, несводимое к расчленен ным компонентам, отказ от взгляда на интроспекцию как на единственный канал приобретения собственно психологического знания - эти мотивы отчетливее все го звучали во всех областях психологии, вступившей в полосу кризиса.

ГЛАВА VII

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ШКОЛЫ'

I. Кризис психологии

Чем успешнее шла в психологии эмпирическая ра бота, резко .расширявшая поле изучаемых психоло гией явлений, тем очевиднее становилась несостоя тельность ее версий о сознании как замкнутом мире субъекта, зримом ему одному благодаря натрениро ванной интроспекции под контролем инструкции экс периментатора. Крупные успехи новой биологии ра дикально меняли воззрения на все жизненные фун кции организма, в том числе психические.

Восприятие и память, навыки и мышление, уста новка и чувства трактовались теперь как своего рода "инструменты", позволяющие организму эффектив но "орудовать" в жизненных ситуациях. Рушилось представление о сознании как особом замкнутом ми ре, изолированном острове духа. Вместе с тем новая биология направляла на изучение психики с точки зрения ее развития. Тем самым радикально расши рялась зона познания объектов, недоступных для ин троспективного анализа (поведение животных, детей, психически больных). Крах исходных представлений о предмете и методах психологии становился все бо лее очевидным.

Глубокие преобразования испытывал категориаль ный аппарат психологии. Напомним об его основ ных блоках: психический образ, психическое дейст вие, психическое отношение, мотив, личность. На заре научной психологии, как мы помним, исход ным элементом психики считались показания орга нов чувств - ощущения. Теперь же взгляд на созна-При участии Т.Д..Марцинковской.

191

hue как устройство из атомов - ощущений - поте рял научный кредит.

Было доказано, что психические образы - это целостности, .которые лишь искусственным путем можно расщепить на элементы. Эти целостности были обозначены немецким термином "гештальт" (форма, структура) и под этим названием вошли в научный глоссарий психологии. Направление же, придавшее гештальту значение главной "единицы" сознания, утвердилось под именем гештальт-психологии.

Что касается психического действия, то и его категориальный статус изменился. В прежний пе риод оно относилось к разряду внутренних, духов ных актов субъекта. Однако успехи в применении объективного метода к изучению отношений меж ду организмом и средой доказали, что область пси хики включает также внешнее телесное действие. Появилась мощная научная школа, возведшая его в предмет психологии. Соответственно направле ние, избравшее этот путь, исходя из английского слова "бихейвиор" (поведение), выступило под стя гом бихевиоризма.

Еще одна сфера, открывшаяся психологии, при дала сознанию взамен первичного вторичное значе ние. Определяющей для психической жизни была признана сфера бессознательных влечений (мотивов), которые движут поведением и определяют своеобра зие сложной динамики и структуры личности. Поя вилась приобретшая всесветную славу школа, лиде ром которой был признан 3. Фрейд, а направление в целом (со множеством ответвлений) названо психо анализом.

Французские исследователи сосредоточились на анализе психических отношений между людьми. В работах ряда немецких психологов центральной вы ступила тема включенности личности в систему цен ностей культуры. Особую новаторскую роль в исто рии мировой психологической мысли сыграло уче ние о поведении в его особом, возникшем на почве русской культуры варианте.

Так появились различные школы, каждая из ко торых в центр всей системы категорий поставила од ну из них - будь то образ или действие, мотив или

192

личность. Это и придало каждой школе своеобраз ный профиль.

Ориентация на одну из категорий как доминанту истории системы и придание другим категориям фун-кцииподчиненных - все это стало одной из причин распада психологии на различные - порой противо стоящие друг другу-школы.

Это и создало картину кризиса психологии. Но если бы за противостоянием школ и враждой теорий не было корневой системы инвариантных категорий (получивших различную интерпретацию), привержен цы различных школ не могли бы понять друг друга, дискуссии между ними оказались бы бессмысленны и никакой прогресс психологии не был бы возмо жен. Каждая школа оказалась бы замкнутой систе мой, и психологии как единой науки вообще не су ществовало бы. Между тем, вопреки неоднократным предупреждениям об ее распаде, психология продол жала наращивать свой эвристический потенциал. И дальнейшее ралвитие шло в направлении взаимодей ствия школ.

2. Структурализм

Рассмотрим прежде всего так называемую струк турную школу-прямую наследницу направления, лидером которого являлся В. Вундт. Ее представите ли называли себя структуралистами, так как считали главной задачей психологии экспериментальное ис следование структуры сознания. Понятие структуры предполагает элементы и их связь, поэтому усилия школы были направлены на поиск исходных ингре диентов психики (отождествленной с сознанием) и способов их структурирования. Это была вундтовская идея, отразившая влияние механистического естест вознания.

С крахом программы Вундта наступил и закат его школы. Опустел питомник, где некогда осваивали экспериментальные методы Кеттелл и Бехтерев, Анри и Спирмен, Крепелин и Мюнстерберг. Многие из учеников, утратив веру в идеи Вундта, разочарова лись и в его таланте. Компилятор, не сделавший ни-7 М. Г. Ярошеютай 193

какого существенного вклада, кроме, может быть, доктрины апперцепции, - так отзывался о Вундте Стоили Холл, первый американский психолог, обу чавшийся в Лейпциге. Как говорили, это было тра гедией Вундта, что он привлек так много учеников, но удержал немногих. Однако один ученик продол жал свято верить, что только Вундт может превра тить психологию в настоящую науку. Это был англи чанин Эдвар Титченер.

Окончив Оксфорд, где он изучал философию, Тит-ченер четыре года работал преподавателем физиоло гии. Сочетание философских интересов с естествен нонаучными приводило многих в область психоло гии. Так случилось и с Титченером. В Англии 90-х годов он не мог заниматься экспериментальной пси хологией и отправился в Лейпциг. Пробыв два года у Вундта, он надеялся стать пионером новой науки у себя на родине, но там не было потребности в ис следователях, экспериментирующих над человеческой "душой". Титченер уехал в Соединенные Штаты. Он обосновался в 1893 году в Корнельском университе те. Здесь он проработал 35 лет, неуклонно следуя со вместно с преданными учениками (число которых с каждым годом возрастало) программным установкам, усвоенным в лейпцигской лаборатории. Титченер пуб ликует "Экспериментальную психологию" (1901- 1 905), выдвинувшую его в ряд самых крупных пси хологов эпохи.

Перед психологией, по Титченеру, как и перед лю бой другой наукой, стоят три вопроса: "что?" "как?", "почему?".

Ответ на первый вопрос - это решение задачи ана литического порядка: требуется выяснить, из каких элементов построен исследуемый предмет. Рассмат ривая, как эти элементы комбинируются, наука ре шает задачу синтеза. И, наконец, необходимо объяс нить, почему возникает именно такая комбинация, а не иная. Применительно к психологии это означало поиск простейших элементов сознания и открытие регулярности в их сочетаниях (например, закона сли яния тонов или контраста цветов). Титченер гово рил, что на вопрос "почему?" психолог отвечает, объ ясняя психические процессы в терминах параллель ных им процессов в нервной системе.

194

Под сознанием, учил Титченер, нужно понимать совсем не то, о чем сообщает банальное самонаблю дение, свойственное каждому человеку. Сознание имеет собственный строй и материал, скрытый за по верхностью его явлений, подобно тому как от обыч ного, ненаучного взгляда скрыты реальные процес сы, изучаемые физикой и химией. Чтобы высветить этот строй, испытуемый должен справиться с неот вязно преследующей его "ошибкой стимула". Она вы ражена в смешении психического процесса с наблю даемым внешним объектом (стимулом этого процес са). Знание о внешнем мире оттесняет и затемняет "материю" сознания, "непосредственный опыт". Это знание оседает в языке. Поэтому вербальные отчеты испытуемых насыщены информацией о событиях и предметах внешнего мира. (Например, о стакане, а не о светлоте, о пространственных ощущениях и дру гих психических компонентах, сопряженных с его воздействием на субъекта.) Научно-психологический анализ следует очистить от предметной направлен ности сознания. Нужен такой язык, который позво лил бы говорить ъ психической "материи" в ее не посредственной данности.