Смекни!
smekni.com

История психологии от античности до середины XX в Ярошевский М Г (стр. 5 из 82)

ГЛАВА II

АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Общий очерк развития античной

психологической мысли

С древнейших времен происходило взаимодейст вие культур: идеи и духовные ценности, сложившие ся в недрах одной культуры, оказывали воздействие на другие. Поэтому особенности древнегреческой ци вилизации не должны рассматриваться изолирован но от достижений Востока.

Это относится и к античной философии, охватив шей всю совокупность научных взглядов. Зарожде ние ее было обусловлено коренными изменениями в материальной жизни людей, своеобразной "промыш ленной революцией", связанной с переходом от брон зы к железу в сфере производства.

Широкое применение в производстве получает рабский труд. Происходит интенсивный рост торгово-ремесленных элементов, возникают полисы (города-государства), ремесло отделяется от сельского хозяй ства. Широко развернувшаяся классовая борьба меж ду старой аристократией и новыми социальными группами привела к установлению нового типа ра бовладельческого общества - рабовладельческой де мократии.

Радикальные общественные изменения, развитие товарно-денежных отношений, быстрое расширение экономических связей, установление морской геге монии - все это производило глубокие преобразо вания в жизни и сознании древних греков, от кото рых новые обстоятельства требовали предприимчиво сти, энергии, инициативы. Расшатываются прежние верования и легенды, быстрыми темпами идет акку муляция положительного знания-математическо го, астрономического, географического, медицинско го. Укрепляются критический склад ума, стремление к самостоятельному логическому обоснованию мне-21

НИИ. Мысль индивида устремляется к высоким обоб щениям, охватывающим мироздание в едином обра зе. Появляются первые философские системы, авто ры которых берут за первооснову мира, рождающую все неисчерпаемое богатство явлений, тот или иной вид материи: воду (Фалес), неопределенное беско нечное вещество "алейрон" (Анаксимандр), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит).

Возникает не только новая картина мира, но и новая картина человека. Индивид выводился из-под власти мифологических существ, обитающих на Олимпе. Перед ним открывалась перспектива пости жения законов бытия посредством наблюдения и ло гической работы ума. Принимая решение, индивид уже не мог полагаться на сверхъестественные силы. Ему оставалось руководствоваться собственным пла ном, ценность которого определялась степенью бли зости к миропорядку.

Гераклитовы идеи о неразрывной связи индиви дуальной души с космосом, о процессуальном харак тере (течении, изменении) психических состояний в единстве с допсихическими, о различных, переходя щих один в другой уровнях душевной жизни (зачат ки генетического подхода), о подчиненности всех психических явлений непреложным законам матери ального мира навсегда вплелись в ткань научно-пси хологического знания.

Новые учения возникают не в континентальной Греции с ее земледельческим укладом, а в греческих колониях на побережье Малой Азии: в Милете и Эфе се - крупнейших торгово-промышленных и культур ных центрах того времени. С утратой этими центра ми политической самостоятельности восток древне греческого мира перестает быть средоточием философского творчества. Им становится запад. Воз никают учения Парменида (конец VI века до н. э.) в Элее и Эмпедокла (490-430 гг. до н. э.) в Агригенте на острове Сицилия, распространяется философия полумифического Пифагора с острова Самое.

После греко-персидских войн (V век до н. э.) эко номический подъем )! развитие демократических ин ститутов способствовали новым успехам философии и науки. Наиболее крупные из них связаны с дея тельностью Демокрита из Абдер, создавшего атоми-22

стическую теорию, Гиппократа с острова Кос, воз зрения которого на организм имели значение не толь ко для медицины, но и для философии, Анаксаго ра - уроженца Клазомен, который, придя в Афины, учил, что природа построена из мельчайших матери альных частиц-"гомеомерий", упорядочиваемых внутренне присущим ей разумом.

Афины в V веке до н. э. - центр интенсивной работы философской мысли. В этот же период раз вернулась деятельность "учителей мудрости" - со фистов. Их появление было обусловлено расцветом рабовладельческой демократии. Возникли учрежде ния, участие в которых требовало красноречия, об разованности, искусства доказывать, опровергать, убеждать, т. е. эффективно воздействовать на сограж дан не внешним принуждением, а путем влияния на их интеллект и чувства. Софисты за плату обучали этим умениям.

Против софистов, доказавших относительность и условность человеческих понятий и установлений, выступил Сократ, который учил, что в понятиях и ценностях должно быть общее, незыблемое содер жание.

Два великих мыслителя IV века до н. э. - Пла тон и Аристотель-создали системы, которые на протяжении многих веков оказывали глубокое вли яние на философско-психологическую мысль че ловечества.

С возвышением Македонии (IV век до н. э.) со здается грандиозная империя, после распада кото рой начинается новый период-эллинистический. Для него характерны укрепление тесных связей между греческой культурой и культурой народов Во стока, а также расцвет в некоторых эллинистиче ских центрах (особенно в Александрии) опытного и точного знания. Основные философские школы этого периода были представлены перипатетика ми-последователями Аристотеля, эпикурейца ми - последователями Эпикура (341-270 гг. до н. э.) и стоиками.

Философским учениям эллинистического пери ода свойственна сосредоточенность на этических проблемах. Положение личности в обществе корен ным образом изменилось. Свободный грек утрачи-23

вал связь со своим городом-полисом и оказывался в водовороте бурных событий. Его положение в из менчивом мире становилось непрочным, что по рождало индивидуализм, идеализацию образа жиз ни мудреца, неподвластного якобы игре внешних стихий .

Росло недоверие к познавательным способностям человека. Возник скептицизм, родоначальник ко торого, Пиррон, проповедовал полное безразличие ко всему существующему ("атараксию"), отказ от деятельности, воздержание от суждений о чем бы то ни было. В идеологическом плане учения сто иков, эпикурейцев, скептиков утверждали покор ность индивида по отношению к военным рабо владельческим монархиям, возникшим после рас пада империи Александра Македонского. Мудрость усматривалась не в том, чтобы познавать природу вещей, а в том, чтобы вырабатывать правила пове дения, позволяющие сохранить невозмутимость в круговороте социально-политических и военных по трясений.

Вместе с тем появляются новые центры культуры, где взаимодействуют различные течения западной и восточной мысли. Среди этих центров выделялась Александрия (в Египте), где были созданы в III веке до н. э. при Птолемеях библиотека и Мусей.

Мусей представлял по существу исследовательский институт с лабораториями, комнатами для занятий со студентами, ботаническим и зоологическим сада ми, обсерваторией. Здесь был проведен ряд важных исследований в области математики (Эвклид), гео графии (Эратосфен), механики (сюда приезжал из Си ракуз Архимед), анатомии и физиологии (Герофил и Эразистрат), грамматики, истории и других дисцип лин. Нарастает специализация научного труда, скла дываются объединения лиц, занятых научной дея тельностью (научные школы). Совершенствование техники анатомических исследований ведет к ряду открытий, важных не только для медицины, но и для психологии.

Древний Рим, развитие культуры которого непос редственно связано с достижениями эллинистическо го периода, выдвинул таких крупнейших мыслите лей, как Лукреций (1 век до н. э.) и Голец (11 веки. э.).

24

Позднее, когда восстания .рабов и гражданские вой ны начали сотрясать Римскую империю, широкое распространение получили взгляды, враждебные ма териализму и опытному изучению природы (Плотин, неоплатонизм).

2. Воззрения на природу психического

В родовом обществе господст-Анимизм Вовало мифологическое пред ставление о душе. Каждая конк ретная чувственно воспринимаемая вещь наделя лась сврехъестественным двойником - душой (или многими душами). Такой взгляд называется ани мизмом (от лат. "анима'' - душа). Окружающий мир воспринимался как зависящий от произвола этих душ. Поэтому первоначальные воззрения на душу относятся не столько к истории психологического знания как такового (в смысле знания о психиче ской деятельности), сколько к истории общих воз зрений на природу.

Сдвиги в понимании природы и человека, совер шившиеся в VI веке до н. э., стали поворотным пун ктом в истории представлений о психической дея тельности .

Труды древнегреческих мудрецов привели к рево люционным изменениям в представлениях об окру жающем мире, начало которых было связано с пре одолением древнего анимизма.

Анимизм - вера в скрытый за видимыми вещами сонм духов (душ) как особых "агентов" или "призра ков", которые покидают человеческое тело с послед ним дыханием (например, по мнению философа и математика Пифагора) и, будучи бессмертными, веч но странствуют по телам животных и растений. Древ ние греки называли душу словом "псюхе", которое и дало имя нашей науке. В нем сохранились следы из начального понимания связи жизни с ее физической и органической основой (ср. русские слова: "душа, дух" и "дышать", "воздух").