Смекни!
smekni.com

История психологии от античности до середины XX в Ярошевский М Г (стр. 59 из 82)

Фромм приходит к выводу, что есть два способа реализации своей внутренней природы: способ быть и способ иметь.

Люди, которые живут, чтобы иметь, ориентиро ваны на внешнюю сторону, на укорененность в об ществе. Для них главное - продемонстрировать свое значение, придать себе вес в глазах других. При этом неважно, за счет чего они хотят придать себе значи тельность, чем они хотят обладать-знаниями, вла стью, любовью или религией. Главное - показать всем, что это их собственность. Отсюда их догма тизм, нетерпимость, их агрессивность и неуверен ность, так как они бессознательно боятся, что кто-то отберет у них незаслуженную собственность. Все это приводит к неврозу, делая потребность иметь не-насыщаемой и приводя ко все большей невротиза-ции и напряженности человека.

Развитие по принципу быть характеризуется внут ренней свободой и уверенностью в себе. Таким лю дям все равно, что о них думают другие, так как глав ное для них - не демонстрировать обладание зна-288

кием, религиозностью, властью или любовью, но быть, чувствовать себя любящим, религиозным, зна ющим человеком. В этом и реализуется индивиду альность, понимание своей самоценности. Такие лю ди не стремятся рвать связи с окружающими, к сво боде от всего. Им нужна только свобода для самоосуществления, для того чтобы быть самими со бой. Они уважают и стремление других быть самим собой, а потому они терпимы и неагреесивны в от личие от тех, кто живет по принципу иметь. Эти лю ди подходят к жизни как к творчеству, выходя в акте творчества за пределы себя как творения, оставляя пределы пассивности и случайности своего сущест вования и переходя в область целенаправленности и свободы. Именно в этой человеческой потребности в трансцендентности, в творчестве, в бытийности и лежат корни любви, искусства, религии, науки, ма териального производства.

Работы Фромма заложили основы направления, одно время популярного в западной психологии и получившего название "фрейдо-марксизм". Одна ко главное значение его работ в том, что они, ос таваясь в русле основных положений психоанали за, отвечали и на новые, возникшие уже во второй половине XX века вопросы, соединяя идеи Фрейда и с Адлером, и с гуманистической психологией. По пытки на языке психоанализа отказать противоре чивость позиции человека в его общении с окру жающими, роль общества в развитии личности име ли большое значение не только для психологии, но и для смежных наук - истории, социологии, фи лософии, педагогики.

На фрейдистской почве возникло еще одно те чение, сторонники которого попытались истолко вать в понятиях психоанализа своеобразие культур но-исторического облика различных народов. Со гласно одному из главных сторонников этого направления, американскому психиатру и этноло гу Кардинеру, личность человека формируется куль турой. Кроме естественной среды существует не материальная среда, состоящая из мифов, верова ний, легенд, рационализированных влечений. Под ее действием складывается "основная структура личности", свойственная всем индивидам, принад-10 М. Г.Я1юа1евссва *q

лежащим к данной культуре. Эта "основная струк тура" - продукт специфического для каждой куль туры способа воспитания в детстве. Психологиче ское "строение" человека многопланово. Оно содержит уровень простейших биологических по требностей, над которым надстраивается "основ ная структура личности", заданная культурой, и уже на базе этого второго уровня складывается инди видуальный характер.

Кардинер исходил из фрейдистского понимания механизма развития личности и ее строения, до полнив его предположением, что влечения, отне сенные Фрейдом к разряду изначально присущих человеческому роду, свойственны отдельным фор мам культуры.

Развитие психоанализа не могло идти изолирован но от новых тенденций, возникающих прежде всего в русле социального бихевиоризма и гуманистиче ской психологии, предметом исследования которых также являлась структура личности. Влияние откры тий, сделанных в смежных психологических школах, отразилось на концепциях таких исследователей как Г. С. Салливен, Э. Берн, Э. Эриксон.

Американский психолог и Гарри Спок психиатр Г. С. Салливен (1892- Сааливен: *949), защитив докторскую дис-межличностные сертацию в 1917 году, начал свою отношения карьеру как военный медик в

первой мировой войне. Специа лизация в области практической психиатрии стиму лировала его интерес к теоретической психологии. С 1923 года он является профессором в университет ской Мерилендской медицинской школе, в 30-40-х годах читает лекции по психиатрии и психологии в различных университетах. В 1948 году он начинает издание двух журналов - "Журнала биологии и па тологии" и "Журнала для изучения интерперсональ-ных процессов".

Свою теорию Салливен назвал "интерперсональ-ной теорией психиатрии". В ее основе лежат три принципа, заимствованные из биологии: принцип коммунального (общественного) существорания, принцип функциональной активности и принцип ор ганизации. При этом Салливен модифицирует и со-290

слиняет в своей концепции два наиболее распрост раненных в США психологических направления - психоанализ и бихевиоризм.

Личность человека, по Салливену, является не врож денным качеством, но формируется в процессе обще ния младенца с окружающими, т. е. "личность-это модель повторяющихся межличностных, интерперсо-нальных отношений". В своем развитии ребенок про ходит несколько этапов - от младенчества до юноше ства, причем на каждом этапе формируется опреде ленная модель. В детстве эта модель формируется на основе совместных со сверстниками игр, в предъюно-шестве - на основе общения с представителями дру гого пола и т. д. Хотя ребенок не рождается с опреде ленными социальными чувствами, они формируются у него в первые дни жизни, их развитие связано со стремлением человека к разрядке напряжения, созда ваемого его потребностями.

Салливен считал, что потребность и создает на пряженность, и формирует способы ее преодоления - динамизмы, которые являются не только моделями энергетических трансформаций, но и своеобразным способом накопления опыта, знаний, необходимых для удовлетворения потребностей, для адаптации. При этом существуют более и менее важные для жиз ни динамизмы, которые удовлетворяют разные по степени важности потребности. Главными, ведущи ми для всех людей потребностями Салливен считал потребность в нежности и потребность в избежании тревоги. Однако возможности их удовлетворения раз ные, так как для реализации потребности в ласке су ществуют определенные динамизмы, помогающие ре бенку получать ее от близких. Источники же тревоги настолько многообразны и непредсказуемы, что нель зя полностью исключить возможность неприятных, вызывающих беспокойство событий из жизни чело века. Таким образом, эта потребность в избегании тревоги становится ведущей для личности и опре деляет формирование "Я-системы", лежащей в ее основе.

Говоря о "Я-системе", Салливен выделяет три ее структуры - хорошее Я, плохое Я и не-Я. Стремле ние к персонификации себя как хорошего Я и избе гание мнений о себе как о плохом Я являются наи-10' 291

более важными для личности, так как мнение о себе как о плохом является источником постоянной тре воги. Для защиты своей положительной персонифи кации человек формирует специальный механизм) ко торый Салливен назвал избирательным вниманием. Этот механизм отсеивает все раздражители, которые могут принести тревогу, изменить мнение человека о себе. Так как основные причины тревоги кроются в общении с другими людьми, то избирательное вни мание регулирует не только собственную персони фикацию, но и образы других людей.

Исходя из идеи о приоритетном влиянии обще ния на развитие личности, Салливен, естественно, уделял большое внимание изучению характера об щения, формированию образов окружающих. Ему принадлежит основополагающее для социальной пси хологии изучение роли стереотипов в восприятии людьми друг друга, исследование формирования кон тролирующих моделей, которые оптимизируют про цесс общения.

Хотя Салливен разделял мнение психоаналитиков о бессознательном характере основных потребностей (в частности, потребностей в нежности и избегании тревоги), однако он оспаривал мнение об их врож денном характере, как и о врожденности агрессив ного инстинкта. Он считал, что и агрессия, и беспо койство с неизбежностью развиваются у ребенка уже в первые дни его жизни. Он заражается беспокойст вом от матери, которая волнуется, хорошо ли ему, сыт ли он, здоров ли. В дальнейшем появляются уже собственные причины для беспокойства, стимулиру ющие развитие избирательного внимания. Неудов летворение важных для ребенка потребностей при водит к развитию агрессии, причем в зависимости от того, какая структура Я-системы более развита - хо рошее Я или плохое Я, доминирует тот или иной способ решения ситуации. Так, при доминировании плохого Я вина чаще всего перекладывается на дру гих. Эти идеи Салливена легли в основу некоторых тестов.

Теория Салливена явилась одной из первых по пыток соединить различные подходы к пониманию закономерностей развития личности. Успешность этого опыта привела к стремлению современных

292

психологов заимствовать наиболее значимые взгля ды и открытия из разных психологических школ, расширяя рамки традиционных направлений. Ра боты Салливена оказали большое влияние не толь ко на психологию личности, но и на социальную психологию, положив начало многочисленным ис следованиям особенностей восприятия при обще нии людей.