Смекни!
smekni.com

История психологии от античности до середины XX в Ярошевский М Г (стр. 47 из 82)

8. Гештальт-психология

В те жегоды, когда в Соединенных Штатах вспых нул бихевиористский "бунт" против психологии со знания, в Германии другая группа молодых исследо вателей отвергла психологический "истеблишмент" с неменьшей решительностью, чем Уотсон. Эта груп па стала ядром новой научной школы, выступившей

229

под названием гештальт-психологии (от нем. Gestalt-форма, структура).

Ядро образовал триумвират, в который входили Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887- 1967) и Курт Коффка (1886-1941). Они встретились в 1910 году во Франкфурте-на-Майне в Психологиче ском институте, где Вертгеймер искал эксперимен тально ответ на вопрос о том, как строится образ восприятия видимых движений, а Келер и Коффка были не только испытуемыми, но и участниками об суждения результатов опытов. В этих дискуссиях за рождались идеи нового направления психологических исследований.

Схема опытов Вертгеймера была проста. Вот один из вариантов. Через две щели - вертикаль ную и отклоненную от нее на 20-30 градусов - про пускался с различными интервалами свет. При ин тервале более 200 миллисекунд два раздражителя воспринимались раздельно, как следующие друг за другом, при интервале менее 30 миллисекунд - од новременно; при интервале около 60 миллисекунд возникало восприятие движения. Вертгеймер на звал это восприятие фи-феноменом. Он ввел спе циальный термин, чтобы выделить уникальность этого явления, его несводимость (вопреки обще принятому в ту эпоху мнению) к сумме ощущений от раздражения сперва одних пунктов сетчатки, а затем других. Сам по себе результат опытов был тривиален. Вертгеймер использовал давно уже изо бретенный стробоскоп, позволяющий при враще нии с известной скоростью отдельных дискретных изображений создать видимость движения - прин цип, приведший к созданию кинопроектора. Верт-геймер видел смысл своих опытов в том, что они опровергали господствующую психологическую док трину: в составе сознания обнаруживались целост ные образы, неразложимые на сенсорные перво элементы.

Вспоминая об идейной атмосфере, в которой про водились эти опыты, один из их участников, Келер, писал 30 лет спустя: "Мы все испытывали большое уважение к точным методам, посредством которых в то время исследовались определенные сенсорные дан ные и факты памяти. Но мы также очень сильно ощу-230

шали, что работа такого небольшого объема никогда не сможет дать нам адекватную психологию реаль ных человеческих существ. Одни были убеждены, что основатели экспериментальной психологии крайне несправедливы по отношению ко всем высшим фор мам психической жизни. Другие подозревали, что в самом осмовании новой науки скрыты некоторые по сылки, делающие их работу стерильной".

Стало быть, ставя опыты, касающиеся частного вопроса, будущие гештальтисты ощущали как сверх задачу необходимость преобразования психологии. Они занялись этой наукой, будучи воодушевлены ее экспериментальными достижениями. Они и сами прошли хорошую экспериментальную выучку (Верт-геймер - в Вюрцбурге у Кюльпе, Келер и Коффка - у Штумпфа в Берлине). И вместе с тем они испыты вали неудовлетворенность ситуацией в психологии. В чем причина?

Как видно из воспоминаний Келера, причина их неудовлетворенности была в том, что высшие пси хические процессы оставались вне точного экспери ментального анализа, который ограничивался сен сорными элементами и принципом ассоциаций. Хо тя Вертгеймер получил в 1904 году (в самый разгар споров о внеобразном мышлении) докторскую сте пень в Вюрцбурге, где изучал именно эти высшие процессы, тем не менее пути к новой психологии как "науке о реальных человеческих существах" не нашел. Значит, верны подозрения, что стерильность психологических исследований коренится в ложно сти их исходных посылок. Тогда нет нужды идти экс периментальной психологии "вверх" - к актам мыш ления и воли. Следует пересмотреть ее основания начиная от трактовки простейших чувственных фе номенов. Одним из них и оказался открытый Верт-геймером целостный фи-феномен. Результаты его изучения были изложены в статье "Эксперименталь ные исследования видимого движения" (1912). От этой статьи принято вести родословную гештальтиз-ма. Его главный постулат гласил, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе невыводимые из образую щих их компонентов. Гештальтам присущи собствен ные характеристики и законы. Свойства частей оп-231

ределяются структурой, в которую они входят. Мысль о том, что целое больше образующих его частей, бы ла очень древней. Чтобы объяснить характер ее вли яния на психологию, следует рассмотреть общий ис торический фон (весь научно-теоретический "гештальт"), в пределах которого складывалась новая школа.

Прежде всего заслуживает внимания факт одно временного возникновения гештальтизма и бихеви оризма. Вертгеймер и Уотсон выступили с идеей ре формы психологии одновременно в условиях нара ставшей неудовлетворенности господствовавшими воззрениями на предмет, проблемы, объяснительные принципы психологии. Остро чувствовалась необхо димость ее обновления. Как известно, в движении научного познания имеются как эволюционные пе риоды, так и периоды крутой ломки общепринятых представлений. Продуктом коренных сдвигов в пси хологическом познании явились и бихевиоризм, и .гештальтизм. Их одновременное появление - пока затель того, что они возникли как различные вари анты ответа на запросы логики развития психологи ческих идей. И действительно, оба направления бы ли реакцией на сложившиеся научные стереотипы и протестом против них. Эти стереотипы выражали уже рассмотренные нами школы - структурная и функ циональная.

Бихевиоризм выступил не только против структу рализма, представленного в США несгибаемым Тит-ченером, но также против функционализма Джемса - Энджелла. Оценивая гештальтизм, историки обычно подчеркивают, что для него главной мишенью служил структурализм с его трактовкой сознания как сооружения из "кирпичей (ощущений) и цемента (ас социаций)". Однако при более пристальном рассмот рении выясняется, что гештальтисты с неменьшей решительностью отвергли и функционализм.

Гештальтиеты сделали следующий шаг сравнитель но с функционалистами, а именно отказались от до полнительных элементов (или актов), которые извне упорядочивают сенсорный состав сознания, прида вая ему структуру, форму, гештальт, и утвердили по стулат о том, что структурность изначально присуща самому этому составу.

232

Сведения об идейной генеалогии школы (и ее от дельных приверженцев) проливают свет на ее функ цию в прогрессе познания. Гештальтисты были пре емниками европейского функционализма (напомним, что Вертгеймер вышел из вюрцбургской школы, про делавшей, как мы видели, эволюцию от концепции "содержаний сознания" к концепции "актов"; Коф-фка и Келер обучались психологии у функционали ста Штумпфа), подобно тому как бихевиористы яв лялись преемниками американского функционализ ма (напомним, что учителем Уотсона был Энджелл).

Преодоление антиномии механицизм - телеоло-гизм стало исторической задачей, решить которую были призваны новые психологические школы - би хевиористская и гештальтистская. Это их роднило, это объясняет факт их одновременного зарождения. Другой вопрос - как они с ней справились.

Их решительно разделяло отношение к проблеме сознания.

Бихевиористы считали ее псевдопроблемой - со знание устранялось из психологии, из научных объ яснений поведения.

Гештальтисты, напротив, усматривали главную задачу в том, чтобы дать новую интерпретацию фак там сознания как единственной психической ре альности. Гештальтистская критика "атомизма" в психологии являлась предпосылкой переориента ции эксперимента с целью выявления в сознании образных структур, или целостностей. Достичь этой цели без самонаблюдения было невозможно. Но и два прежних варианта интроспективного метода пришлось отвергнуть (вундтовский, требовавший от испытуемого отчета об элементах "непосредствен ного опыта", и метод членения сознания на "фрак ции", выработанный вюрцбургской школой).

Гештальтисты приняли третий вариант интрос пективного метода, получивший название феноме нологического. В поисках путей проникновения в реальность душевной жизни во всей ее полноте и непосредственности предлагалось занять позицию "наивного" наблюдателя, не отягченного предвзя тыми представлениями об ее строении.

Эту точку зрения приняли не только гештальти-сты, но и другая группа молодых исследователей, ра-233

ботавших в одном из главных центров эксперимен тальной психологии того времени - в Геттингенском университете. Они следовали не столько за своим учи телем психологии маститым Г. Э. Мюллером, сколь ко за профессором философии этого университета Э. Гуссерлем (1859-1938), который вслед за Брента но учил, что феномены сознания достойны быть рас смотрены сами по себе в их непосредственной инту итивной данности.

Гуссерль видел свою задачу в том, чтобы рефор мировать логику, а не психологию. Но выдвинутая им идея феноменологического метода как "непред взятого", освобожденного, свободного от банальных стереотипов описания психической реальности про извела глубокое впечатление на молодых сотрудни ков Г. Э. Мюллера, занимавшихся эксперименталь но-психологической работой. Среди них выделялись Д. Кати и Е. Рубин.

Кати, Рубин и другие психологи-эксперимента торы, перешедшие от "атомистского" понимания чувственного восприятия к целостному, проводи ли свои исследования в те же годы, когда склады валась гештальтистская школа, и эта школа впос ледствии их широко использовала. В частности, от крытый Рубином феномен "фигуры и фона" занял почетное место среди основных законов гешталь-та. Однако, хотя гештальтистов и сближала с гет-тингенскими психологами ориентация на новое, фе номенологическое применение интроспекции, их программа была значительно шире и перспектив нее. Их вдохновляла идея трансформации психо логии в точную науку, строго следующую общим стандартам естествознания. Уже в первой работе Вертгеймера характеристика фи-феномена не ог раничивалась его описанием: предполагалось, что он имеет физиологическую основу, которая усмат ривалась в "коротком замыкании", возникающем (при соответствующем временном интервале) между зонами мозга.