Смекни!
smekni.com

История психологии от античности до середины XX в Ярошевский М Г (стр. 74 из 82)

Изучая психику младенцев, Н. М. Щелованов и его сотрудники получили важнейшие факты, которые да ли возможность установить этапы развития детей мла денческого возраста и разработать методы диагно стики этого развития. Полученные лабораторией ге нетической рефлексологии материалы позволили установить основные закономерности психического развития детей раннего возраста: слуховое и зритель ное сосредоточение, комплекс оживления, кризис од ного года, - без знания которых невозможно пред ставить современную детскую психологию.

Большой интерес представляли и проводившиеся в Педологическом институте (возникшем на базе Пси хоневрологического института) исследования "труд ных" детей, которыми руководили В. Н. Осинова и В. Н. Мясишев. В результате были разработаны не которые меры по предотвращению агрессивных ре акций у "трудных" детей при переходе из одной сре ды в другую, незнакомую. Были созданы и основы классификации "трудных" детей исходя из их лич ных особенностей, под которыми понимались не только индивидуальные качества, но и тип воспита ния в семье.

363

Бехтерев считал проблему личности одной из важнейших в психологии и был одним из немно гих психологов начала XX века, которые трактова ли в тот период личность как интегративное целое. Созданный им Педологический институт Бехтерев рассматривал как центр по изучению личности, ко торая является основой воспитания. Как ни были разносторонни интересы Бехтерева, он всегда под черкивал, что все они концентрировались вокруг одной цели - изучить человека и суметь его вос питать. Бехтерев фактически ввел в психологию по нятия индивида, индивидуальности и личности, считая, что индивид-это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера лич ности. Большое значение имели и исследования структуры личности, в которой Бехтерев выделял пассивную и активную, сознательную и бессозна тельную части. Интересно, что, как и Фрейд, он отмечал доминирующую роль бессознательных мо тивов во сне или при гипнозе и считал необходи мым исследовать влияние опыта, приобретенного в это время, на сознательное поведение. Исследуя отклоняющееся поведение, он исходил из ограни ченности тех способов коррекции, которые во гла ву угла ставили положительное подкрепление же лательного поведения и отрицательное - нежела тельного. Он полагал, что любое подкрепление может зафиксировать реакцию. Избавиться от не желательного поведения можно, создав более силь ный мотив, который вберет в себя всю энергию, затрачиваемую на нежелательное поведение. Таким образом, Бехтерев во многом предвосхитил идеи о роли сублимации и канализации энергии в соци ально приемлемом русле, разрабатываемые психо анализом.

Бехтерев отстаивал очень важную мысль о том, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетной является именно личность, а не кол лектив. Из этой позиции он исходил, исследуя кол лективную соотносительную деятельность, объ единяющую людей в группы. Он выделил людей, склонных к коллективной или индивидуальной со относительной деятельности, изучая, что происхо дит с личностью, когда она становится участником

364

коллектива, и чем вообще реакция коллективной личности отличается от реакции отдельно взятой личности. В своих экспериментах, посвященных влиянию внушения на деятельность человека, Бех-терев впервые обнаружил такие явления, как кон формизм, групповое давление, которые только че рез несколько лет стали изучаться в западной пси хологии. Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, Бехтерев вместе с тем подчеркивал: влияние коллектива не всегда благо творно, ибо любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Обычаи и общественные стереотипы огра ничивают личность и ее деятельность, лишая ее возможности свободно проявлять свои потребно сти. Личная свобода и общественная необходи мость, индивидуализация и социализация - две стороны общественного процесса, идущего по пути социальной эволюции. При этом само определение личности представлялось Бехтереву подвижным процессом, равнодействующая кото рого постоянно смещается то в одну, то в другую сторону. Говоря о стереотипизации личности, ее отчуждении от своей внутренней сути при социа лизации, Бехтерев фактически развивал те же мысли, что и представители появлявшейся в то вре мя на Западе экзистенциальной философии, поло жения которой легли в основу одной из наиболее популярных современных теорий личности - гу манистической. Таким образом, можно предполо жить, что и в русле школы Бехтерева зарождались основы еще одной отечественной теории лично сти, формирование которой было остановлено в са мом начале.

Алексей Алексеевич Ухтом-А. Л. Ухтомский - ский (1875-1942) - один из самых учение о выдающихся русских физиологов. доминанте Он разработал важнейшую кате горию как физиологической, так и психологической науки - понятие о доминанте. Это понятие позволило трактовать поведение организма системно, в единстве его физиологических и психо логических проявлений. Принцип системности утверждался в категори-365

альной апперцепции Ухтомского в новой принци пиально важной интерпретации, отразившей общие сдвиги в научном мышлении начала XX века, сопряженные, в частности, с теорией относитель ности

Идея истории организма как системы не была новым словом. Новым являлся интегральный под ход к пониманию отношений между пространст венными и временными параметрами целостного объекта. Нераздельность пространства и времени Ухтомский обозначил введенным им в широкий на учный оборот понятием о хронотопе. "И в окружа ющей нас среде, и внутри нашего организма конк ретные факты и зависимости даны нам как поря док и связи в пространстве и времени между событиями " .

Он делал основной упор на центральной фазе целостного рефлекторного акта, а не на сигналь ной, как первоначально И. П. Павлов, и не на дви гательной, как В. М. Бехтерев. Но все три воспри емника сеченовской линии прочно стояли на по чве рефлекторной теории, решая каждый под своим углом зрения поставленную И. М. Сеченовым за дачу детерминистского объяснения поведения це лостного организма. Если целостного, а не поло винчатого, то непременно охватывая системой сво их понятий феномены, относящиеся столько же к психологии. Таковым являлось, в частности, пред ставление о сигнале, перешедшее к И. Л. Павлову от И. М. Сеченова. Таковым же являлось и учение А. А. Ухтомского о доминанте. Считать доминанту полностью физиологическим принципом - значит утратить существенную часть эвристического по тенциала этого понятия.

Под доминантой Ухтомский понимал системное образование, которое он называл органом, пони мая, однако, под этим не морфологическое, "от литое" и постоянное образование, с неизменными признаками, а всякое сочетание сил, могущее при вести при прочих равных условиях к одним резуль татам. Поэтому согласно Ухтомскому каждая на блюдаемая реакция организма определяется харак тером взаимодействия корковых и подкорковых центров, актуальными потребностями организма и

366

историей организма как целостной системы. Тем самым утверждался системный подход к взаимо действию, который противопоставлялся воззрению на мозг как на комплекс рефлекторных дуг. При этом мозг рассматривался как орган "предупреди тельного восприятия, предвкушения и проектиро вания среды".

Представление о доминанте как общем принци пе работы нервных центров так же, как и сам этот термин, было введено Ухтомским в 1923 году. Под доминантой он понимал господствующий очаг воз буждения, который, с одной стороны, накапливает импульсы, идущие в нервную систему, а с другой - одновременно подавляет активность других цент ров, которые как бы отдают свою энергию господ ствующему центру, т. е. доминанте. Особое значе ние Ухтомский придавал истории системы, считая, что ритм ее работы воспроизводит ритм внешнего воздействия. Благодаря этому нервные ресурсы тка ни в оптимальных условиях не истощаются, а воз растают. Активно работающий организм, согласно Ухтомскому, как бы "тащит" энергию из среды, по этому активность организма (а на уровне челове ка - его труд) усиливает энергетический потенци ал доминанты. При этом доминанта, по Ухтомско-му, - это не единый центр возбуждения, а "комплекс определенных симптомов во всем орга низме - и в мышцах, и в секреторной работе, и в сосудистой деятельности".

В психологическом плане доминанта является не чем иным, как мотивационным потенциалом пове дения. Активное, устремленное к реальности, а не отрешенное от нее (созерцательное) поведение, так же, как активное (а не реактивное) отношение к сре де, выступают как два необходимых аспекта жизне деятельности организма.

Свои теоретические воззрения Ухтомский испы тывал как в физиологической лаборатории, так и ра производстве, изучая психофизиологию рабочих процессов. При этом он считал, что у высокораз витых организмов за видимой "обездвиженностью" таится напряженная психическая работа. Следова тельно, нервно-психическая активность достигает высокого уровня не только при мышечных формах

367

поведения, но и тогда, когда организм по видимо сти относится к среде созерцательно. Эту концеп цию Ухтомский назвал "оперативным покоем", ил люстрируя его известным, примером: сравнением поведения щуки, застывшей в своем бдительном покое, с поведением "рыбьей мелочи", неспособ ной к этому. Таким образом, в состоянии покоя организм удерживает неподвижность с целью де тального распознавания среды и адекватной реак ции на нее.

Для доминанты также характерна инертность, т. е. склонность поддерживаться и повторяться, когда внешняя среда изменилась и раздражители, некогда вызывавшие эту доминанту, более не действуют. Инертность нарушает нормальную регуляцию пове дения, она становится источником навязчивых об разов, но она же выступает в качестве организующе го начала интеллектуальной активности. Следы прежней жизнедеятельности могут существовать од новременно в виде множества потенциальных доми нант. При недостаточной согласованности между со бой они могут привести к конфликту реакций. В этом случае доминанта играет роль организатора и под-крепителя патологического процесса.