Смекни!
smekni.com

История психологии от античности до середины XX в Ярошевский М Г (стр. 67 из 82)

Соловьев считал, что мертвая материя, пройдя через среду человеческую, одухотворяется, ста новится живой. Прогресс человеческого духа со вершается только по одному пути, по пути лично го нравственного совершенствования, ради ко торого свободная воля должна делать постоянные усилия. Эти усилия становятся реальной силой, если к ним присоединяется воздействие свыше, т. е. то, что в религиозной жизни именуется благодатью. Это положение было очень важно именно для россий-328

crux ученых, так как их концепции были, как правило, антропологичны, ориентированы на че ловека.

Таким образом. Соловьев первым осознал новые приоритеты и в философии, и в психологии и разра ботал новый подход к исследованию человека, его души и его предназначения на Земле, подход, кото рый стал господствующим в конце XIX - начале XX века в России.

Одним из наиболее близких Л.М.Лопатин: Друзей и соратников Соловьева психическая был Лев Михайлович Лопатин жизнь как (1855-1920), профессор филосо-духовное фИи Московского университета. творчество Отстаивая центральное место

психологии в системе других на ук, он видел ее как методологию всех наук о чело веке. В своей книге "Положительные задачи фило софии" (1911) Лопатин писал о значении немец кой научной школы для отечественной психоло гии, обосновывая положительную роль метафизики в науке того времени. С его точки зрения, гносео логию построить невозможно без признания неко торых метафизических предпосылок, а именно - без признания чужого одушевления и внешнего ми ра. Все реальное - духовно, считал Лопатин, и в активности нашего Я и раскрывается настоящая ре альность. Мир, таким образом, есть система жи вых центров, единых в своей основе, в абсолюте, в личном Боге. Лопатин исходил из того, что все в мире связано и обусловлено друг другом. Поэтому так важен для него был тезис о прямом и непос редственном знании внутреннего мира: познанию достаточно иметь хоть одну твердую точку, в кото рой оно видит истинную действительность, чтобы постигнуть и всю остальную реальность в ее ос новных очертаниях. Не отрицая значения экспе римента и физиологии для психологии, Лопатин все же считал ее по преимуществу философской, а не естественной наукой, причем главное связующее звено между психологией и философией он видел в теории познания. В своем "Курсе психологии" (1903) он писал, что всякая теория познания (фи лософская) вырастает на психологическом фунда-329

менте и, наоборот, психологическое исследование мышления соединяется или переходит в философ скую теорию познания.

Одно из центральных мест в психологической си стеме Лопатина занимала 'воля, с помощью которой происходит объективация явлений внутреннего ми ра, так же, как и осознание реальности внешнего мира. С его точки зрения, стремление к чему-то про исходит от нас, от наших желаний, в то время как остановка, препятствие в реализации нэших стрем лений происходит от внешнего мира. Поэтому, со знавая свое стремление, мы сознаем и препятствие, мешающее его реализации: они оба реальны для нас, и таким образом происходит осознание субъектом ре альности внешнего мира.

Особое внимание Лопатина к проблеме воли вы текало и из того, что свободу воли он связывал с развитием нравственности, а саму этическую про блематику, как и большинство российских ученых, рассматривал как одну из главных для психологи ческой науки. Доказывая, что свобода воли не про тиворечит закону детерминации, ученый считал: мо ральная свобода человека заключается в том, что мы сами творим в себе свой нравственный мир и изменяем его своими усилиями, т. е. подлинная сво бода заключается вовсе не в том, чтобы действо вать без мотивов, но в том, что мы поступаем по мотивам, а не по внешним толчкам. Важной явля ется и мысль о том, что свобода духа выражается в творчестве, которое простирается и на область нравственных действий.

Влияние идей Соловьева проявляется не только в этом положении Лопатина, но и в его утверждении о том, что не только сознание, но все проявления ду ха - от простейших ощущений до логических раз мышлений - проникнуты творчеством. Заложенно му в ней стремлением к творчеству душа и отличает ся от физического мира, где действительно нового ничего не возникает, в то время как жизнь состоит в постоянном раскрытии новых проявлений, новых ак тов. Таким образом, вся психическая жизнь есть по рождение духовного творчества, а нравственное до бро является высшим проявлением сознательного личного творчества.

330

Лопатим был также одним из основателей журна ла "Вопросы философии и психологии" и председа телем психологического общества после смерти Ни колая Яковлевича Гротов 1899 году.

Н. Я. Грот(1852-1899) был сы-Н. Я. Грот: ном ученого-филолога Я. К. Гро-личность та. После окончания истерико-и свобода воли филологического факультета Пе тербургского университета и стажировки за границей он защищает магистерскую, а затем докторскую диссертацию, где развивает свою концепцию логики и эмоций. Именно проблема эмо ционального развития становится одной из важней ших в творчестве Грота.

В 1886году М. М. Троицкий передает ему заве дование кафедрой Московского университета, а с 1887 года он возглавляет и Московское психологи ческое общество, которым руководил десять лет. Развивая свою программу построения психологии, Грот исходил из того, что она должна быть объек тивной естественной экспериментальной наукой, что именно психология должна лежать в основе на ук о человеке. Он был активным сторонником прак тического использования психологии, ее связи с пе дагогикой, медициной и юриспруденцией. В своей работе "Основания экспериментальной психоло гии" (1896) Грот писал, что развитие эксперимен тальной психологии имеет большое значение не только для будущего развития психологии, но и для всех гуманитарных наук, что новое развитие пси хологической науки связано с объединением, кон вергенцией разных психологических теорий на ос нове эксперимента.

Особое внимание в своих работах Грот обращал на развитие эмоций и чувств, связывая их не толь ко с мыслями, но и с ощущениями, т. е. говоря об "эмоциональном тоне ощущений". Одна из его пер вых книг так и называлась-"Психология чувств", в ней он пытался применить законы дифференци ации и интеграции, открытые в физиологии, к пси хологии. Книга появилась в 1880 году и была одним из первых отечественных экспериментальных ис следований эмоций. В качестве основной единицы душевной жизни Грот выделял "психический обо-331 .

рот", который состоял из четырех основных мо ментов - ощущений, чувствований, умственной пе реработки и волевого решения, переходящего в дей ствие. Таким образом, именно Грот заложил осно вы отечественной психологии эмоций, доказав их значение для развития познания и личности че ловека.

Значительное место в его исследованиях, как и у большинства психологов того времени, занимала проблема свободы воли. Оспаривая популярный тогда взгляд Шопенгауэра, который писал, что сфе рою свободы воли является сфера внеиндивидуаль-ная, Грот вводил эти отношения внутрь человека, а для объяснения их действия использовал распро страненную в то время теорию сохранения энер гии, рассматрибая сев качестве основы баланса психических и биологических сил человека. Он считал, ч;1 о. ff человеке существует два основных

стремления: отрицательное, которое заключается <о влечении к, чувственному, материальному суще ствованию,- н положительное, которое состоит в стремлении к вечности. В норме эти идеальные стремления и являются высшими человеческими чувствами, а свобода личности выражается в осознании возможности и падения личности (к жизни только материальной) и возрождения .(к жизни в вечности). Таким образом, проблема сво боды воли может быть понята и решена лишь на основе самосознания человека, на основе осоз нания свободы выбора той или иной формы дея тельности.

По выражению Вл. Соловьева, Грот был "много-дум", т. е. не мог остановиться на одной точке зре ния, последовательно переходя к другим, более глу боким и содержательным.

Большое значение придавал Грот просветитель ской деятельности, распространению психологиче ских знаний в обществе. Сознавая, что универси тетская наука в России еще молода и эти знания доступны небольшому слою людей, он, как и мно гие профессора Московского и Петербургского уни верситетов, стремился к чтению открытых лекций, созданию общедоступных курсов. Это* в частности, привело его к работе в Московском психологиче-332

ском обществе, к созданию вместе с Вл. Сц-ловьевым журнала "Вопросы философии и психо логии", редактором которого он являлся в течение семи лет, проявив себя в журнале как собиратель русской философской мысли. И общество, и жур нал просуществовали до 1918 года, сыграв боль шую роль в формировании психологической науки в России.

Последователем Соловьева Н.0.Лосский: считал себя профессор Петер-теория бургского университета Нико-интуитивизма лай Онуфриевич Лосский (1870- и идеал-реализма 1965), хотя в его теории интуи тивизма концепция Соловьева претерпела значительные трансформации. На взгля ды Лосского большое влияние оказал и его учитель Козлов. Лосский доказывал, что знание является переживанием, сравнимым с другими переживани ями. В книге "Обоснование интуитивизма" (1906) он раскрывал сущность своего подхода: пережива ние отражает сущность объектов-окружающего мира прямо и непосредственно. Объектами знаний-пе реживаний, с его точки зрения, являются прежде всего эстетические, религиозные, нравственные и правовые нормы, т. е. то, что непосредственно свя зано с эмоциями.