Смекни!
smekni.com

История психологии от античности до середины XX в Ярошевский М Г (стр. 35 из 82)

Волна работ по сравнительной психологии, под нятая дарвиновским учением, непрерывно возраста ла. Особенный интерес начиная с 80-х годов вызы вают "социальные" формы поведения беспозвоноч ных, в которых видели прототип человеческих отношений. Сюда относят труд Д. Леббока "Муравьи, осы и пчелы", энтомологические работы Ж-А. Фабра, исследования Августа Фореля, в особенности его "Опыты и критические замечания об ощущениях на секомых" и др.

Зоопсихологи стали широко

"Закон экономии" использовать психологические Ллойд-Моргам понятия, не прошедшие естест веннонаучной проверки. Биоло ги незамедлительно отреагировали на это двумя на правлениями. Оба направления существенно укре пили объективный метод изучения поведения в про тивовес субъективному. Одно возглавил Жак Леб, дру гое - Конвой Плоил-Моргай.

Ллойд-Моргай (1852-1936), профессор зоологии и геологии в Бристоле, сыграл важную роль в ук реплении престижа сравнительной психологии. Он выдвинул "закон экономии" (его принято называть каноном Ллойд-Моргана), согласно которому не допустимо объяснять поведение исходя из более вы сокой психической способности, если оно может быть объяснено способностью, стоящей ниже в эво-170

люционно-психологической шкале. Этот здравый взгляд, направленный против антропоморфизма, был изложен во "Введении в сравнительную пси хологию" (1894). Он подкреплялся большим коли чеством фактических сведений о поведении живо тных в различных ситуациях (некоторые из них спе циально создавались автором).

Ллойд-Моргай полагал, что в ряде случаев жи вотные действуют по методу проб и ошибок. Они достигают цели не сразу, но лишь после того, как перепробуют наугад другие возможности. В его по нимании этот способ вовсе не означал "слепого" реагирования. Животное ищет путь, будучи воору жено определенными психическими средствами, недостаточными, однако, для вполне осмысленно го действия.

История свидетельствует, что

Дискуссия о новую психологию "делали" пер-вариативности воначально физиологи. К концу поведения века настал черед зоологов. Пе рейдя к изучению приспособительного поведения, они попытались разобраться в его механизмах. Вновь с еще большей силой разго рается дискуссия, начатая биологом Пфлюгером и философом Лотце. Но на этот раз в ней появляются новые оттенки, в которых отразились изменения, произведенные Дарвином в понятии об организме и характере его взаимоотношений со средой.

В центре дискуссии стоял вопрос о вариативно сти поведения. Пфлюгер и Лотце относили ее за счет психических факторов, с тем, однако, существенным различием, что Пфлюгер понимал под этими факто рами "сенсорную механику" как свойство серого ве щества головного и спинного мозга, а Лотце - бес-субстратную душу. В то же время оба одинаково оце нивали рефлекторную дугу. Они видели в ней автоматически срабатывающий и сам по себе (без вме шательства психики) не подверженный изменениям механизм.

Теория эволюции заставила по-новому оценить возможности всех систем организма, в том числе и нервно-мышечной. Ее лабильность, изменчивость, подверженность общим законам эволюции станови лись все более очевидными. Школа Сеченова, а за-171

тем и школа Шеррингтона преобразуют механисти ческое воззрение на рефлекс в биологическое. В 80-х годах появляются работы американских физио логов, в которых доказывалось, что даже коленный рефлекс нельзя рассматривать как неизменный и изо лированный феномен.

Мнение о том, что вариативность мышечных ре акций детерминируется психикой как таковой, теря ло своих сторонников. Теперь уже телесное устрой ство само по себе считалось способным к адаптив ным и интегрированным актам без содействия со стороны психического начала, традиционная трак товка которого вносила нетерпимый для натурали ста налет субъективизма.

Под давлением этих стремле-Жак Леб: теория ний к трактовке адаптивного тропизмов (вариативного) поведения, как

противоположного психическо му, сложилась теория Жака Леба (1859-1924).

Леб представлял механистическое направление. Нужно, однако, иметь в виду, что само это направ ление не оставалось со времен Декарта неизменным. Формула "организм - это машина" наполнялась од ним содержанием у Леонардо да Винчи, Галилея, Де карта, Гартли, Ламетри и совсем иным - в биоло гии, где утверждались идеи дарвинизма, и опять-та ки другим - в век кибернетики.

Каждая эпоха имеет свои задачи. Задача, ко торую решал Леб, состояла в том, чтобы объяснить исходя из принципа машинообразности приспособительную деятельность живых существ, их спо собность изменять поведение и научаться. К решению этой задачи Леб приступал с позиций, которые были неведомы его предшественникам. За исходное он брал не заранее данную конст рукцию организма, приводимую в действие толч ками, идущими из среды, а самое физико-химиче скую среду, силовые воздействия которой опреде ляют, направляют и преобразуют эту конструкцию. Идея единства всего органического мира привела к открытию такой фундаментальной формы жиз ни, по отношению к которой все остальные явля ются производными. Ее Леб обозначил термином "тропизм" .

172

Теория тропизмов сложилась в обстановке, ког да многие приверженцы дарвиновского учения стремились совместить его с физико-химическим пониманием жизни. В 80-х годах Леб проводит ряд биологических исследований, давших фактическое обоснование теории тропизмов, провозглашенной в книге "Гелиотропизм животных и его соответст вие гелиотропизму растений" (1890). Тропизм по своей структуре напоминает рефлекс, поскольку представляет закономерную и неотвратимую реак цию живого на внешнее воздействие. Однако он несравненно универсальнее рефлекса, так как оп ределяет характер поведения не только живых су ществ, еще не обладающих нервной системой, но и растений. Рефлекс как самостоятельный тип ре акции, производимой специализированным устрой ством, растворялся в общих физико-химических за кономерностях протоплазмы.

В описание организма как "химической маши ны" вносились два существенных корректива. В качестве эквивалента того, что традиционно счи талось ощущением, выступала действительно фун даментальная для сенсорной сферы функция раз личения; к ней присоединялась не менее фунда ментальная мнемическая функция, представление о которой как о всеобщем свойстве живого было выдвинуто еще в 1870 году физиологом Герингом в речи "Память как общая функция организованной материи". Геринг имел в виду способность запечатления и воспроизведения. Леб также говорил об этом своеобразном свойстве, которое, по его сло вам, может быть имитировано машиной, подобной фонографу. Но этого, с точки зрения Леба, недо статочно для приобретения организмом опыта. Не обходимо, чтобы два процесса, происходящие од новременно или в быстрой последовательности, ос тавляли следы, которые сливаются вместе, так что, если повторяется какой-либо процесс, необходимо должен повториться и другой.

Этот механизм, названный "ассоциативной па мятью", объясняет, почему данный стимул спосо бен не только вызвать эффект, соответствующий его природе и специфической структуре стиму лированного органа, но и произвести дополнитель-173

ный эффект, который прежде вызывали другие причины .

Наиболее решительно высту-Можно ли пил против теории тропизмов приписать американский зоолог Г. С. Джон-сознание цинге (1868-1947), сделавший на инфузоуни? основании своих многочислен ных экспериментов вывод о не возможности объяснить адаптивные, легко модифи цируемые реакции простейших с помощью физико-химических категорий. Между стимулом и поведен ческим эффектом нет однозначной связи, подчерки вал Дженнингс; в промежутке между ними действуют дополнительные факторы.

В целом ситуация, сложившаяся на рубеже XX ве ка, напоминала то, что происходило в середине XIX века. Правда, биологический объект был другой: тогда-обезглавленная лягушка, теперь-инфузо рия. Но картина была сходная. Расхождения каса лись не фактов, в достоверности которых никто не сомневался, а их истолкования.

Кардинальный вопрос был сформулирован в за главии статьи немецкого зоолога А. Бете "Должны ли мы приписывать муравьям и пчелам психиче ские качества?" (1898). Сам Бете отвечал на этот вопрос отрицательно и в следующей статье совме стно с Т. Бором и И. Икскюлем изложил проект "объективирующей номенклатуры в физиологии нервной системы" (1899). Проект предусматривал переделку всей традиционной психологической тер минологии в строго физиологическую (ощущение заменялось-термином "рецепция", память-"ре зонанс" и т. п.). Расчет был на переход к вполне объективному анализу. Предпосылкой же проекта служило мнение, что психические явления недо ступны естественнонаучному, объективному изуче нию. Однако это не встретило сочувствия у ряда натурал истов.

Дженнингса совершенно не соблазнила перс пектива достигнуть объективных стандартов в изучении поведения живых существ ценой иг норирования психики. Он хорошо понимал, что препятствием является вопрос о природе факторов, которые действуют между стимулом и реакцией. По

174

какому типу следует их мыслить? Леб утверждал, что подтипу физико-химических процессов, его про тивники - по типу психологических. Бете занял аг ностическую позицию: объективного описания до статочно для целей зоолога, так как субъективное непознаваемо.

Дженнингс не принял ни учение о тропизмах, ни позицию игнорирования внутренних факторов. Но можно ли инфузории приписать сознание? Дженнингс пытался пройти мимо Сциллы - меха ницизма и Харибды - антропоморфизма. И хотя он этого пути не нашел, сам поиск говорил о рож дении новых тенденций. Два момента были выде лены Дженнингсом в регуляции вариативного по ведения. Прежде всего обмен веществ. Реакции на внешние силы в значительной своей части могут быть объяснены влиянием этих сил на обменные процессы внутри организма. Опыты показывали, что с изменением характера питания менялось и внешнее поведение. Но по какому принципу про исходит это изменение? И тут Дженнингс выска зал положение, совпавшее с уже известной нам точ кой зрения Ллойд-Моргана: животное действует способом проб и ошибок. Он повторил на инфузо риях ставший широко известным опыт Киннемана с макаками, которые должны были найти корм в одном из сосудов одинаковой величины, но раз личной формы. Инфузории и макаки решали зада чу однотипно. Животное действовало хаотично, по ка случайно не наталкивалось на нужное направ ление. Тогда число проб, ведущих к цели, и соответственно время, затрачиваемое на ее дости жение, начинало сокращаться.