Смекни!
smekni.com

История психологии от античности до середины XX в Ярошевский М Г (стр. 22 из 82)

Духовная активность, отличающая человека от жи вотных, проявляется, по Гердеру, прежде всего в язы ке. В сочинении "О происхождении" (1770) он по пытался развить исторический взгляд на языковое творчество и вместе с тем связать его с психологией мышления. Язык не есть нечто готовое; его разви тие - динамический, творческий процесс.

Развитие индивидуального сознания в этих кон цепциях ставилось в зависимость от культурно-ис торического формирования народа. Оно перестава ло быть явлением, соотносимым лишь с физически ми телами и со своим физиологическим субстратом - устройством и функциями организма.

Материалисты эпохи Просвещения сыграли ог ромную позитивную роль в интеллектуальной жиз ни Европы. Они отстаивали идею целостности че-104

ловека, нераздельной связи его телесно-духовного бытия с окружающей средой - природной и соци альной, утверждали способность чувственного опы та служить единственным гарантом рационального знания о неисчерпаемом внешнем мире, нераздель ность психических явлений и нервного субстрата, который их производит. Доказывая необходимость перехода от умозрительного изучения этой нераз дельности к ее эмпирическому исследованию, при зывая искать корни явлений, считавшихся порож дением бестелесной души, в доступной для скаль пеля и микроскопа нервной ткани, материалисты XVIII века подготовили почву для движения науч ной мысли следующего столетия в новом направ лении.

ГЛАВА V

ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

КАК НАУКИ

В начале XIX века стали скла-Естественно-дьгваться новые подходы к пен-научные хике. Отныне не механика, а фи-предпосылка зиология стимулировала рост

психологического знания. Имея своим предметом особое природное тело, физио логия превратила его в объект экспериментально го изучения. На первых порах руководящим прин ципом физиологии было "анатомическое начало". Функции (в том числе психические) исследовались под углом зрения их зависимости от строения ор гана, его анатомии. Умозрительные воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта.

Так, фантастическая по своей эмпирической фактуре рефлекторная схема Декарта оказалась правдоподобной благодаря обнаружению различий между чувствительными (сенсорными) и двигатель ными (моторными) нервными путями, ведущими в спинной мозг. Открытие принадлежало врачам и натуралистам чеху И. Прохазке, французу Ф. Мажанди и англичанину Ч. Беллу. Оно позволило объ яснить механизм связи нервов через так называе мую рефлекторную дугу, возбуждение одного пле ча которой закономерно и неотвратимо приводит в действие другое плечо, порождая мышечную реак цию. Наряду с научным (для физиологии) и прак тическим (для медицины) это открытие имело важ ное методологическое значение. Оно опытным пу тем доказывало зависимость функций организма, касающихся его поведения во внешней среде, от телесного субстрата, а не от сознания (или души) как особой бестелесной сущности.

Второе открытие, которое подрывало версию о су ществовании души, было сделано при изучении ор-106

rahob чувствах нервных окончаний. Оказалось, что какими бы стимулами на эти нервы ни воздейство вать, результатом будет один и тот же специфиче ский для каждого из них эффект. (Например, любое раздражение зрительного нерва вызывает у субъекта ощущение вспышек света.)

На этом основании немецкий физиолог Иоганнес Мюллер (1801-1858) сформулировал "закон специфи ческой энергии органов чувств": никакой иной энер гией, кроме известной физике, нервная ткань не об ладает.

Выводы Мюллера укрепляли научное воззрение на психику, показывая причинную зависимость ее чув ственных элементов (ощущений) от объективных ма териальных факторов - внешнего раздражителя и свойств нервного субстрата.

Наконец, еще одно открытие подтвердило зави симость психики от анатомнии центральной нерв ной системы и легло в основу приобретшей огром ную популярность френологии (от греч. "френ" - ду ша, ум). Австрийский анатом Франц Галль (1758-1829) предложил "карту головного мозга", согласно кото рой различные способности "размещены" в опреде ленных участках мозга. Это, по мнению Галдя, вли яет на форму черепа и позволяет, ощупывая его, оп ределять по "шишкам", насколько развиты у данного индивида ум, память и другие функции. Френоло гия, при всей ее фантастичности, побудила к экспе риментальному изучению локализации психических функций в головном мозге.

Взгляды Галдя подвергались критике с различных позиций. Идеалисты нападали на него за подрыв по стулата о единстве и нематериальности души. Фран цузский физиолог и врач П. Флуранс (1794-1867), не отступая от учения о мозге как органе мысли, пока зал, что френология не выдерживает эксперименталь ной проверки. Используя методику удаления отдель ных участков центральной нервной системы, а в ря де случаев воздействуя на центры наркотиками, Флуранс пришел к выводу, что основные психиче ские процессы - восприятие, интеллект, воля - яв ляются продуктом головного мозга как целостного органа. Мозжечок координирует движения, в про долговатом мозгу находится "жизненный узел", с чет-107

верохолмием связано зрение, функция спинного моз га состоит в проведении по нервам возбуждения. Ра боты Флуранса сыграли важную роль в разрушении созданной френологией мифологической картины ра боты мозга.

Изучение органов чувств, нер-Развитие вне-мышечной системы, коры ассоцианизма головного мозга имело анатоми ческую направленность (т. е. пси хическое соотносилось со строением различных час тей организма). Однако обращение к этим органам сталкивало с необходимостью осмыслить эффекты их деятельности.

Эффекты же относились к области психического (сознания). Поэтому естествоиспытатель вынужден был перейти на почву психологии. Черпать же в пси хологии анатома-физиолог мог только ту информа цию, которую она (психология) к этому времени на работала.

Как мы знаем, в психологии в ту эпоху домини ровало учение об ассоциациях. Оно оставалось един ственным направлением, способным не только опи сывать, но и объяснять факты.

Идеи ассоцианизма получили наивысшую попу лярность в Англии, где лидерами этого направления выступили отец и сын Милли.

Английский историк и экономист Джеймс Милль (1773-1836) вернулся к представлению о том, что со знание - это своего рода психическая машина, работа которой совершается строго закономерно по законам ассоциации. Всякий опыт состоит в конечном счете из простейших элементов (ощущений), образующих идеи (сперва простые, затем все более сложные). Никаких врожденных идей не существует.

Сын Джеймса - Джон Стюарт

Джеймс Стюарт Милль (1806-1873) являлся в ту Милль: ментальная эпоху властителем дум не только химия в Англии, но и в континенталь ной Европе, а также в России. Его труды по логике, этике и другим наукам поль зовались большой популярностью. Если для его отца образцом точного знания являлась механика, то сын находился под влиянием успешно развивавшейся в тот период химии. Он стал говорить о "менталь-108

ной (психической) химии", т. е. о возникновении из простейших элементов сознания новых, облада ющих собственными качествами структур этого со знания - подобно тому, как из водорода и кисло рода возникает совершенно новый продукт-во да. Постулат, согласно которому главная задача психологии - изучать законы возникновения и ас социации идей как элементов сознания, на несколь ко десятилетий стал ее основой как самостоятель ной науки. Когда вскоре возникла новая экспери ментальная психология, которая, в отличие от Д. С. Милля, не ограничивалась общими, умозри тельными соображениями о том, что идеи образу ют новые синтезы, она, эта новая психология, сле довала по стопам Милля.

"Психическая химия" объясняла, почему многие ощущения, например звук скрипки или вкус апель сина (который является в действительности в значи тельной мере запахом), воспринимаются в виде про стых и единых, хотя они обусловлены сложными сти мулами, подобно тому как вода представляется простой и единой, хотя она состоит из кислорода и водорода. Это воззрение существенно повлияло на программу работы первых психологических лабора торий. Предполагалось, что путем эксперименталь ного анализа удастся вычленить "атомы" сознания и получить в психологии нечто подобное Менделеев-екай таблице.

Принимая за исходное начало всех порождений человеческой культуры работу индивидуального со знания, Д. С. Милль основал направление, которое получило имя психологизма. Экономика, политика, мораль, право, воспитание рассматривались в каче стве эффектов действия психологических законов. Ас социация трактовалась как ключ ко всем человече ским феноменам и проблемам.

Однако наибольшее влияние на психологию ока зала не идея Милля о "ментальной химии", а его "Логика", первое же издание которой (1843) при несло автору всеевропейскую славу. Это произве дение расценивается как одно из наиболее значи тельных явлений философской мысли XIX века в силу того, что выдвинуло на первый план пробле мы методологии научного исследования. "Если ис-109

торик науки в девятнадцатоы -столетии должен был бы назвать философский труд, который в середине этого столетия и вскоре после этого имел влияние, он несомненно отдал бы пальму первенства "Ло гике" Милля. Этот труд... был впервые рекомендо ван Либихом немецкому ученому миру, в то время мало-интересовавшемуся философией, и к нему ча сто обращались, когда приходилось обсуждать фи лософские вопросы. Так, работы . Гельмгольца ре шающим образом развивались под знаком миллев-.ской логики".

Аргументация Милля сводилась к двум тезисам: а) имеются законы ума, отличающиеся от законов материи, но сходные с ними в отношении однообра зия, повторяемости, необходимости следования од ного явления за другим; б) эти законы могут быть открыты с помощью опытных методов - наблюде ния и эксперимента. Ставя вопрос о создании осо бой эмпирической "науки об уме", Д. С. Милль от ражал назревшую историческую потребность.