Смекни!
smekni.com

История психологии от античности до середины XX в Ярошевский М Г (стр. 8 из 82)

Сократ не записывал свои рассуждения, считая, что только живая .беседа приводит к нужному ре зультату-воспитанию личности. Поэтому трудно полностью реконструировать его взгляды, о кото рых нам известно из трех основных источников - комедий Аристофана, воспоминаний Ксенофонта

У 35

и сочинений Платона. Все эти авторы подчеркива ют, что именно Сократ впервые рассматривал ду шу прежде всего как источник нравственности че ловека, а не как источник активности тела (как это было принято в теориях Гераклита и Демокрита). Сократ говорил о том, что душа - психическое ка чество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам. Такой подход к душе не мог исходить из мысли о ее материальности, а потому одновремен но с возникновением взгляда на связь души с нрав ственностью возникает и новый взгляд на нее, ко торый позже был разработан учеником Сократа Платоном .

Говоря о нравственности, Сократ связывал ее с поведением человека. Нравственность - это бла го, реализуемое в поступках людей. Однако для то го, чтобы оценить тот или иной поступок как нрав ственный, надо предварительно знать, что такое благо. Поэтому Сократ связывал нравственность с разумом, считая, что добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию. Например, храбр тот человек, который знает, как нужно вести себя в опасности, и поступает соот ветственно своим знаниям. Поэтому прежде всего надо обучить людей, показать им разницу между хорошим и плохим, а потом уже оценивать их по ведение. Познавая разницу между добром и злом, человек начинает познавать и самого себя. Таким образом, Сократ приходит к важнейшему положе нию своих взглядов, связанному с переносом цен тра исследовательских интересов с окружающей действительности на, человека. Девиз Сократа гласил: "Познай самого себя". Под познанием самого себя Сократ разумел не об ращение "вовнутрь" - к собственным переживани ям и состояниям сознания (само понятие о созна нии к тому времени еще не вычленилось), а анализ поступков и отношений к ним, нравственных оце нок и норм человеческого поведения в различных жизненных ситуациях. Это вело к новому понима нию сущности души.

Если софисты приняли за исходный пункт отно шение человека не к природе, а к другим людям, то

36

для Сократа важнейшим становится отношение че ловека к самому себе как носителю интеллектуаль ных и нравственных качеств. Впоследствии даже го ворили, что Сократ был пионером психотерапии, пы таясь с помощью слова обнажить то, что скрыто за внешними проявлениями работы ума.

Во всяком случае, в его методике таились идеи, сыгравшие через много столетий ключевую роль в психологических исследованиях мышления. Во-пер вых, работа мысли ставилась в зависимость от зада чи, создающей препятствие для ее привычного тече ния. Именно такой задачей становилась система воп росов, которые Сократ обрушивал на собеседника, пробуждая тем самым его умственную активность. Во-вторых, эта активность изначально носила харак тер диалога. Оба признака: а) направленность мыс ли, создаваемая задачей, и б) диалогизм, предпола гающий, что познание изначально социально, по скольку коренится в общении субъектов,-стали в XX веке главными ориентирами экспериментальной психологии мышления.

Об этом философе, ставшем на все века идеа лом бескорыстия, честности, независимости мыс ли, мы знаем со слов его учеников. Сам же он ни когда ничего не писал и считал себя не учителем мудрости, а человеком, пробуждающим в других стремление к истине.

После Сократа, в центре интересов которого бы ла преимущественно умственная деятельность (ее продукты и ценности) индивидуального субъекта, по нятие о душе наполнилось новым предметным со держанием. Его составляли совершенно особые сущ ности, которых физическая природа не знает.

Идеи, выдвинутые Сократом, были развернуты в теории его выдающегося ученика Платона.

Платон (428-348 гг. до н. э.)

Платон: душа родился в знатной афинской и царство идей семье. Его разносторонние спо собности стали проявляться очень рано и послужили основанием для многих ле генд, самая распространенная из которых приписы вает ему божественное происхождение (делает его сы ном Аполлона). Настоящее имя Платона - Аристокл, но еще в юности он получает новое имя - Платон,

37

что значит широкоплечий (в ранние годы он увле кался гимнастикой). Платон обладал поэтическим да ром, его философские произведения написаны вы-соколитературным языком, в них много художест венных описаний, метафор. Однако увлечение философией, идеями Сократа, чьим учеником он ста новится в Афинах, отвлекло Платона от первоначаль ного намерения посвятить свою жизнь поэзии. Вер ность философии и своему великому наставнику Пла тон пронес через всю жизнь. После трагической смерти Сократа Платон покидает Афины, дав клятву никогда больше не возвращаться в этот город.

Его путешествия длились около десяти лет и за кончились трагически - он был продан в рабство си цилийским тираном Дионисием, который вначале призвал Платона помочь ему в строительстве иде ального государства. Друзья Платона, узнав об этом, собрали необходимую для выкупа сумму, но Платон к этому времени был уже освобожден. Тогда собран ные деньги были вручены Платону, и он купил уча сток земли на северо-западной окраине Афин и ос новал там свою школу, которую назвал Академией. Уже в преклонные годы Платон делает вторичную попытку участия в государственных делах, пытаясь создать идеальное государство уже совместно с сы ном Дионисия - Дионисием младшим, однако и эта попытка окончилась неудачей. Разочарование в ок ружающем омрачило последние годы жизни Плато на, хотя он был до конца дней окружен многими уче никами и последователями, среди которых был Ари стотель.

Платон опирался не только на идеи-Сократа, но и На некоторые положения пифагорейцев', в частно сти на обожествление числа. Над воротами Акаде мии Платона было написано: "Не знающий геомет рии да не войдет сюда". Стремясь создать универ сальную концепцию, *объединяющую человека и

' Согласно воззрениям Пифагорейской школы (об ос нователе которой нет достоверных сведений) мироздание имеет не вещественную, а арифметически-геометрическую структуру. Во всем существующем царит гармония, имею щая числовое выражение.

38

космос, Платон считал, что окружающие предметы являются результатом соединения души, идеи, с не одушевленной материей.

Платон считал, что существует идеальный мир, в котором находятся души, или идеи, вещей, те совер шенные образцы,, которые становятся прообразами реальных предметов. Совершенство этих образцов не досягаемо для предметов, но заставляет стремиться быть похожими на них. Таким образом, душа явля ется не только идеей, но и целью реальной вещи. В принципе идея Платона является общим понятием, которого нет в реальной жизни, но отображением которого являются все вещи, входящие в это поня тие. Так, не существует какого-то обобщенного че ловека, но каждый из людей является, как бы вариа цией понятия "человек".

Поскольку понятие неизменно, то и идея, или ду ша, с точки зрения Платона, постоянна, неизменна и бессмертна. Она является хранительницей нравст венности человека. Будучи рационалистом, Платон считал, что поведение должно побуждаться и направ ляться разумом, а не чувствами, и выступал против Демокрита и его теории детерминизма, утверждая воз можность свободы человека, свободы его разумного поведения. Душа, по Платону, состоит из трех час тей: вожделеющей, страстной и разумной. Вожделе ющая и страстная души должны подчиняться разум ной, которая одна может сделать поведение нравст венным. В своих диалогах Платон уподобляет душу колеснице, запряженной двумя конями. Черный конь - вожделеющая душа - не слушает приказов и нуждается в постоянной узде, так как он стремится перевернуть колесницу, сбросить ее в пропасть. Бе лый конь - страстная душа, хотя и старается идти своей дорогой, но не всегда слушается возницу и нуж дается в постоянном присмотре. И, наконец, разум ную часть души Платон отождествляет с возницей, который ищет правильный путь и направляет по не му колесницу, управляя конем. В описании души Пла тон придерживается четких черно-белых критериев, доказывая, что есть плохие и хорошие части души: разумная часть для него является однозначно хоро шей, в то время как вожделеющая и страстная - пло хими, более низкими.

39

Так как душа постоягага и человек не может ее изменить, то и содержание тех знаний, которые хра нятся в душе, тоже неизменно, и открытия, совер шаемые человеком, являются по сути не открытия ми чего-то нового, но лишь осознанием того, что уже хранилось в душе. Таким образом, процесс мыш ления Платон понимал как припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. И само мышление, которое, он считал главным когнитивным процессом, по сути яв ляется мышлением репродуктивным, а не творческим (хотя Платон и оперирует понятием "интуиция", ве дущим для творческого мышления).

Исследуя познавательные процессы, Платон го ворил об ощущении, памяти и мышлении, причем он первым заговорил о памяти как о самостоятель ном психическом процессе. Он дает памяти опреде ление-"отпечаток перстня на воске"- и считает ее одним из важнейших этапов в процессе познания окружающего. Сам процесс познания у Платона, как уже говорилось, представал в виде припоминания; таким образом, память являлась хранилищем всех зна ний, как осознаваемых, так и не осознанных в дан ный момент.

Однако Платон считал память, как и ощущения, пассивным процессом и противопоставлял их мыш лению, подчеркивая его активный характер. Актив ность мышления обеспечивается его связью с речью, о чем говорил еще Сократ. Платон развива ет идеи Сократа, доказывая, что мышление есть ди алог души с собой *говоря современным языком - внутренняя речь). Однако развернутый во времени и осознанный процесс логического мышления не может передать всю полноту знаний, так как опи рается на исследование окружающих предметов, то есть копий настоящих знаний о предметах. Тем на менее возможность проникнуть в суть вещей у че ловека существует, и связана она с интуитивным мышлением, с проникновением в глубину души, ко торая хранит истинные знания. Они открываются человеку сразу, целиком. (Этот мгновенный про цесс похож на"инсайт", который позднее будет описан гештальт-психологией. Однако несмотря на процессуальную схожесть интуитивного мышления