Смекни!
smekni.com

История психологии от античности до середины XX в Ярошевский М Г (стр. 42 из 82)

разование. В его психологических работах изложена не столько целостная система взглядов, сколько на бор концепций, которые послужили основой различ ных подходов в современной психологии - от бихе виоризма до гуманистической психологии. Джеме сде лал психологию одной из наиболее популярных наук в Америке. Он был первым профессором психологии в Гарвардском университете, создателем первой аме риканской психологической лаборатории (1875), пре зидентом Американской психологической ассоциа ции (1894-1895).

Джеме занимался многими проблемами - от изу чения мозга и развития познавательных процессов и эмоций до проблем личности и психоделических исследований. Одним из основных вопросов для не го являлось исследование сознания. Джемсу при надлежит идея о "потоке сознания", т. е. о непре рывности работы человеческого сознания, несмот ря на внешнюю дискретность, вызванную частично бессознательными психическими процессами. Не прерывность мысли объясняет возможность самоидентификации несмотря на постоянные разрывы в сознании. Поэтому, например, просыпаясь, че ловек мгновенно осознает себя и ему "не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что это он". Джеме подчеркивает не только непрерыв ность, но и динамизм, постоянную изменчивость сознания, говоря о том, что осознание даже при вычных вещей постоянно меняется и, перефрази руя Гераклита, который говорил о том, что нельзя войти два раза в одну и ту же реку, он писал, что мы не можем иметь в точности ту же самую мысль дважды .

Сознание не только непрерывно и изменчиво, но и селективно, избирательно, в нем всегда происхо дит принятие и отклонение, выбор одних предметов или их параметров и отвержение других. С точки зре ния Джемса, исследование законов, по которым ра ботает сознание, по которым протекает выбор или отверженце, и составляет главную задачу психоло гии. В этом вопросе была основная причина разно гласий между школой функционализма Джемса и аме риканским психологом Титченером, представлявшим школу структурализма. В отличие от Титченера, для

205

Джемса первичным являлся не отдельный элемент сознания, а его поток как динамичная целостность. При этом Джеме подчеркивал приоритетность изу чения именно работы сознания, а не его структуры. Изучая работу сознания, он приходит к открытию двух основных его детерминант-внимания и при вычки.

Говоря об активности человека, ученый подчер кивал, что психика помогает в его практической де ятельности, оптимизирует процесс социальной адап тации, повышает шансы на успех в любой деятель ности.

Психологические взгляды Джемса тесно перепле тены с его философской теорией функционализма, во главу угла которой ставится прагматизм. Поэтому Джеме большое внимание уделял прикладной пси хологии, доказывая, что ее значимость не меньше, чем теоретической психологии. Особенно важной, с его точки зрения, является связь психологии с педа гогикой. Он даже опубликовал специальную книгу для педагогов "Беседы с учителями о психологии", в которой доказывал огромные возможности воспита ния и самовоспитания, важность формирования уде-тей правильных привычек.

Джеме уделял значительное внимание проблеме личности, понимая ее как интегративное целое, что было принципиально новым в тот период. Он выде лял в личности познаваемый и познающий элемен ты, полагая, что познаваемый элемент-наше эм пирическое Я, которое мы сознаем как нашу лич ность, в то время как познающий элемент-наше чистое Я. Большое значение имело и выделение не скольких частей в структуре эмпирической лично сти - физической, социальной и духовной лично сти. Описывая их. Джеме говорил, что наше эмпи рическое Я шире чисто физического, так как человек идентифицирует себя и со своими социальными ро лями, и со своими близкими, расширяя свое физи ческое Я. В то же время эмпирическое Я может быть и уже физического, когда человек идентифицирует ся только с определенными потребностями или спо собностями, отгораживаясь от других сторон своей личности. Большое значение имело и описание Джемсом тех

206

чувств и эмоций, которые вызывают разные структу ры и части личности, - прежде всего описание са мооценки (самодовольства и недовольства собой), о роли которой впервые заговорил именно он. Джеме вывел формулу самоуважения, которая представляет собой дробь, в числителе которой - успех, а в зна менателе - притязания.

Самоуважение =

успех притязания

Эта формула лежит в основе иерархии личностей, их стремления к самосовершенствованию и успеху, их болезней и неврозов, их оценки себя и испытыва емых ими эмоций.

Джеме разработал одну из самых известных тео рий эмоций (одновременно с датским психологом К. Ланге). Эта теория указывает на связь между эмо циями и физиологическими изменениями. Джеме говорил, что "мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьем другого, бо имся, потому что дрожим", т. е. он доказывал, что физиологические изменения организма первичны по отношению к эмоциям. Несмотря на внешнюю парадоксальность этого взгляда теория Джемса-Ланге получила широкое распространение благо даря как последовательности и логичности изло жения, так и связи с физиологическими корреля тами. Представления Джемса о природе эмоций частично подтверждаются и современными иссле дованиями в области психофармакологии и психа-коррекции .

Попытка Джемса выйти за пределы феноменов со знания и включить в круг научно-психологических объектов несводимое к этим феноменам реальное, устремленное к внешней среде предметное действие не удалась. Она не удалась из-за несовместимых с принципами научного познания философских уста новок - индетерминизма и субъективизма. Тем не менее в психологическую теорию вводилась чуждая структуралистам проблема адаптивного двигательного акта, в связи с которой Джеме по-новому подходит к проблеме сознания.

207

Оставаясь в пределах психологии сознания с ее субъ ективным методом. Джеме придал трактовке сознания новую-ориентацию, соотнеся его с телесным действи ем как инструментом приспособления к среде и с осо бенностями личности как системы, несводимой к со вокупности ощущений, представлений и т. п.

Стремление Джемса трактовать личность как ду ховную тотальность, созидающую себя "из ничего", оказалось в дальнейшем созвучным умонастроениям приверженцев экзистенциализма. "Именно Джеме был тот, кого мы сегодня должны назвать экзистен циалистом", - утверждает один из американских ав торов.

Джеме много сделал для развития психологии как самостоятельной науки, независимой от медици ны и философии. Хотя он и не является основопо ложником психологической школы или системы, им разработаны многие тенденции продуктивного развития психологической науки, намечен широ кий план необходимых преобразований и направ лений в этом развитии. Он поныне считается наи более значимым и выдающимся американским уче ным, оказавшим огромное влияние не только на психологическую науку, но и на философию и пе дагогику.

Наряду с Джемсом предтечей функционального направления принято считать Джона Дьюи (1859- 1952). Приобретя в XIX веке большую известность как философ и педагог, Дьюи начинал свою карье ру в качестве психолога. Его книга "Психология" (1886) была первым американским учебником по этому предмету. Но не она определила его влияние на психологические круги, а небольшая статья "По нятие о рефлекторном акте в психологии" (1896), где он резко выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат ре флекторные дуги.

Никто в психологии этого представления и не от стаивал. Тем не менее Дыои требовал перейти к ново му пониманию предмета психологии, признать тако вым целостный организм в его неугомонной, адаптив ной по отношению к среде активности. Сознание - один из моментов в этом континууме. Оно возникает, когда координация между организмом и средой нару-208

шается, и организм, чтобы выжить, стремится приспо собиться к новым обстоятельствам.

В 1894 году Дыоибыл приглашен в Чигакский университет, где под его влиянием сформировалась группа психологов, вскоре объявивших себя в про тивовес последователям Вундта и Титченера функ ционалистами. Их теоретическое кредо высказал Джеймс Энджелл (1869-1949) в президентском ад ресе к Американской психологической ассоциа ции - "Область функциональной психологии" (1906). Здесь функциональная психология опреде лялась как учение о психических (mental) опера циях в противовес структуралистскому учению о психических элементах. Операции выполняют роль посредников между потребностями организма и средой. Главное назначение сознания-"аккомо дация к новому". Организм действует как психо физическое целое, и поэтому психология не может ограничиться областью сознания. Ей следует уст ремиться в различных направлениях ко всему мно гообразию связей индивида с реальным миром и возможно более тесно сблизиться с другими нау ками - неврологией, социологией, антропологией, педагогикой .

Эти общие соображения не представляли ни но вой теории (на ее создание Энджелл и не претендо вал), ни новой исследовательской программы. Тем не менее они привлекли в Чикаго большое количе ство студентов, желавших специализироваться в об ласти психологии. Сложилась так называемая чикаг ская школа, из которой вышли десятки американ ских психологов. Во главе ее после Энджелла стал Гарвей Кэрр(1873-1954). Позиции школы запечат лены в его книге "Психология" (1925), где эта наука определялась как изучение психической деятельно сти (mental activity). Этот термин, по Кэрру, являет ся "общим именем для таких деятельностей, как вос приятие, память, воображение, мышление, чувство, воля. Психическая деятельность состоит в приобре тении, запечатлении, сохранении', организации и оценке опыта и его последующем использовании для руководства поведением".

Что касается методов, то в чикагской школе счи талось целесообразным применять и интроспекцию,