Смекни!
smekni.com

История психологии от античности до середины XX в Ярошевский М Г (стр. 58 из 82)

283

относиться, и это мешает нормальному развитию личности, вызывает напряженность, тревогу, неу веренность в себе, т. е. является основой невроти-зации. К неврозу ведет и несовпадение реального Я в глазах других людей. Причем в данном случае не важно, думают ли окружающие о человеке луч ше или хуже, чем он думает о себе сам. Таким об разом, и пренебрежение, негативное отношение к ребенку, и чрезмерное восхищение им ведут к раз витию тревоги, так как и в том и в другом случае мнение других не совпадает с его реальным "обра зом Я".

Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите, о которой пи сал еще Фрейд. Однако Хорни пересматривает и это его положение. Фрейд считал, что психологи ческая защита помогает разрешать внутренние кон фликты, возникающие между двумя структурами личности-Иди Супер-Это. С точки зрения Хор-ни, психологическая защита направлена не на пре одоление конфликта между обществом и челове ком, так как ее задача-привести в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружаю щих, т. е. два "образа Я". Хорни выделяет три ос новных вида защиты, в основе которых лежит удов летворение определенных невротических потреб ностей. Если в норме все эти потребности и, соответственно, все эти виды защиты гармониче ски сочетаются между собой, то при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к раз витию у человека того или иного невротического комплекса.

Защиту человек находит либо в стремлении к лю дям (уступчивый тип), либо в стремлении против лю дей (агрессивный тип), либо в стремлении от людей (устраненный тип).

При повышенном развитии стремления к людям человек надеется преодолеть свою тревогу за счет соглашения с окружающими, в надежде на то, что они в ответ на его конформную позицию не заме тят (или сделают вид, что не замечают) неадекват ность его "образа. Я". Проблема в том, что при этом у субъекта развиваются такие невротические по требности, как потребность в привязанности и

284

одобрении, потребность в партнере, который при нял бы на себя заботу о нем, потребность быть пред метом восхищения других людей, потребность в престиже. Как любые невротические потребности, они нереалистичны и ненасыщаемы. Добившись признания или восхищения от других, человек ста рается получить все больше и больше похвал и при знания, испытывая страх перед малейшими, часто мнимыми признаками холодности или неодобре ния. Такие люди совершенно не переносят одино чества, испытывая ужас от мысли, что их могут по кинуть. Это постоянное напряжение и служит ос новой раввития невроза.

Развитие защиты в виде ухода, стремления от лю дей дает возможность игнорировать мнение окружа ющих, оставшись наедине со своим "образом Я". Од нако и в этом случае развиваются невротические по требности, в частности, потребность ограничивать свою жизнь узкими рамками, потребность в само стоятельности и независимости, потребность быть со вершенным и неуязвимым. Не надеясь завязать теп лые отношения с окружающими, такой человек ста рается быть независимым от других. Из боязни критики он старается казаться неприступным, хотя в глубине души остается неуверенным и напряжен ным. Все это приводит к полному одиночеству, изо ляции, которая тяжело переживается и также может приводить к неврозу.

Попытка преодолеть тревогу, навязав другим лю дям свой "образ Я", также не приводит к успеху, так как в этом случае развиваются такие невротические потребности, как потребность в эксплуатации дру гих, стремление к личным достижениям, к власти. Знаки внимания, уважения и покорности от окружа ющих кажутся таким людям все более недостаточ ными, в своей тревоге им надо все больше власти и доминирования.

Психотерапия, считала Хорни, помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекват ное представление о себе. Подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на по зиции современной психологии. Это признается боль шинством исследователей, как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа.

285

Э. Фромм ( 1 900- 1 980) окончил Эрах Фромм: Франкфуртский университет. Он "бегство от был приглашен специализиро-свободы" ваться в области психоанализа

сначала в Мюнхенский универ ситет, а позднее - в знаменитый Берлинский пси хоаналитический институт. В 1933 году Фромм пере езжает в США, где он вначале становится лектором Чикагского психоаналитического института, в кото ром работала и К. Хорни. Спустя некоторое время он перебирается в Нью-Йорк, где занимается част ной практикой, параллельно читая лекции в ряде аме риканских университетов.

Фромм считается наиболее социально-ориентиро ванным из всех психоаналитиков, так как для него социальное окружение являлось не просто услови ем, но важнейшим фактором развития личности. При этом, в отличие от Адлера, который также придавал большое значение среде, Фромм под средой пони мал не только ближайшее окружение человека, его семью и близких, но и то общественное устройство, при котором он живет. Фромм подчеркивал, что наи большее значение для него имели идеи Маркса и Фрейда, которые он и хотел .объединить в своей тео рии, особенно в ранний период. Если от Фрейда он взял идею о доминирующей роли бессознательного в личности человека, то от Маркса-мысль о значе нии социальной формации для развития психики, а также идею о развитии отчуждения при капитализ ме, понимая под этим психологическое отчуждение, отчуждение людей друг от друга.

Фромм пришел к выводу, что движущими сила ми развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в со стоянии антагонизма: потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к об ществу, соотносить себя с другими его членами, стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивиду ализации, напротив, толкает к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности являются причиной внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека, ко-286

горни всегда тщетно стремится каким-то образом соединить эти противоположные тенденции в своей жизни.

Стремление примирить эти потребности явля ется, с точки зрения Фромма, двигателем не толь ко индивидуального развития, но и общества в це лом, которое также пытается уравновесить эти стремления.

Индивидуализация развивается в ущерб укоре ненности, о которой человек начинает тосковать, стремясь убежать от обретенной свободы. Это бег ство от свободы, характерное для общества, где все друг другу чужие, проявляется не только в жела нии получить надежную работу, но и в идентифи кации, скажем, с политическим деятелем, который обещает надежность, стабильность и укорененность. Таким стремлением убежать от свободы, которая оказывается слишком трудной для человека, объ яснял Фромм и приход фашизма, свидетелем кото рого он был в ЗО-е годы в Германии. Социализм тоже лишает людей индивидуальности, давая им в обмен стереотипность образа жизни, мышления и мировоззрения.

Единственным чувством, которое, по мнению Фромма, помогает человеку примирить эти две про тивоположные потребности, является любовь в са мом широком понимании этого слова. В стремлении к индивидуализации люди обычно стремятся к сво боде от других, от обязательств и догм, определяю щих их жизнь в обществе. Желание свободы от всех и любой ценой не дает человеку возможности заду маться над тем, зачем ему нужна эта свобода. Поэ тому, обретая ее, он не знает, что с ней делать, и у него возникает желание променять ее опять на уко рененность. В то же время есть и другая свобода, "свобода для", то есть свобода, необходимая нам для осуществления наших намерений. Такая свобода тре бует освобождения не от всех связей, а только от тех, которые мешают в осуществлении задуманного. Поэтому обретение такой свободы и индивидуаль ности не тяготит человека, но, наоборот, принима ется им с радостью. Именно такая свобода, свобода для жизни с близкими людьми, и рождается в любви. Она дает одновременно удовлетворение и потребно-287

ста в индивидуализации, и потребности в укоренен ности, примиряет их и гармонизирует жизнь челове ка, его личность и отношения с миром. Поэтому Фромм говорил о необходимости построить на Зем ле новое общество-"гуманистический идеализм", основанный на любви людей друг к другу.

Фромм также говорил о механизмах психологи ческой защиты, с помощью которых человек стре мится избежать внутриличностного конфликта. По Фромму, это садизм, мазохизм, конформизм и де - структивизм. При садизме и мазохизме происхо дит "укорененность" жертвы с палачом, которые зависят друг от друга и нуждаются друг в друге, хотя разность их позиций и дает им некое ощуще ние собственной индивидуальности. При конфор мизме чувство укорененности берет верх, в то вре мя как при деструктивизме, наоборот, верх одержи вает стремление к индивидуализации, стремление разрушить то общество, которое не дает человеку возможности укорениться в нем. Таким образом, хотя эти механизмы и помогают человеку преодо леть внутреннее несоответствие, они тем не менее не решают глобальных проблем.