Смекни!
smekni.com

История психологии от античности до середины XX в Ярошевский М Г (стр. 79 из 82)

13* 387

Почему это произошло именно в России? Поче му именно в этой стране появилось племя моло дых талантов, энергией которых был произведен взрыв творчества? Причины следует искать не в "чистой" логике развития познания, хотя она и яв лялась непременной предпосылкой "взрыва". Что бы он произошел, требовался "горючий материал". Его же после отмены крепостного права было в Рос сии предостаточно.

Философской "звездой" для рвавшегося из "тем ного царства" поколения "новых людей" служил принцип антропологизма. Этот принцип, согласно которому исходным началом и главным предметом всякого философствования является человек, различ но трактовался его адептами. Не вдаваясь в исто рию, напомню лишь об его нынешних вариациях в западном мире, где он выступил в философской ан тропологии, экзистенциализме, феноменологии, пер сонализме. Все эти направления в поисках смысла бытия индивида в мире принимают за исходное его неповторимую самоценность, заданную однократной глубинной тайной переживания, по отношению к ко торой все остальное - вторично. Все остальное - это телесное, с одной стороны, социальное - с другой. Русскому менталитету эта концепция индивидуаль ности была изначально чужда. В социополитическом плане индивидуализм в России отвергался с различ ных позиций: славянофильской "соборности", офи циальной "народности" и, наконец, народничества, защищавшего интересы простолюдинов - людей труда. Именно в последнем смысле исповедовал "ан тропологический принцип" журнал "Современник", для которого И. М. Сеченов по просьбе Н. А. Некра сова специально писал свою программную статью.

Воспринятый Сеченовым антропологический принцип отличался от других вариантов антрополо гизма следующим: 1) человек представляет собой единство телесного и психического, скрепленное (рефлекторным по типу) реальным поведением, без которого это единство рушится; 2) психическая регуляция человеческого поведения детерминирова на нравственными ценностями; 3) она открыта для строго причинного объяснения, но причины и законы психических явлений качественно отличны от

механических и физиологических; 4) она познаваема объективными методами, как и любые другие объек ты бытия, 5) поскольку все акты сознательной и бес сознательной потхической жизни зависят от внеш них и внутренних условий, научное познание этих условий позволит, воздействуя на них, изменить че ловека в лучшую сторону.

Подобная трактовка антропологизма применитель но к психологии, радикально отличаясь от других его форм, придала русской мысли особую направлен ность, иную, чем доминировавшая на Западе фило софия человека (с ее индивидуализмом, дуализмом души и тела,-индетерминизмом, убежденностью в от крытости психической жизни субъекта только для за глядывающего внутрь нее сознания).

Сеченовская концепция стала не только ядром, излучавшим идеи, которые десятилетиями оплодот воряли многие направления отечественной науки. Эта концепция стала символом веры всей передовой ин теллигенции.

На протяжении десятилетий новаторские прин ципы объяснения поведения и его психической ре гуляции, разработанные Сеченовым и его последо вателями - Павловым, Бехтеревым, Ухтомским, Вы-готским и созданными ими школами, - существенно обогатили как теоретические представления о пси хике и закономерностях ее развития, так и практику обучения, воспитания, лечения. Глубокие преобра зования испытал общий строй детерминистского объ яснения психических функций, а также структуры личности в целом.

Социальной ситуации в России было противо показано созерцательное отношение личности к действительности. Одной из особенностей разра ботки новаторских учений об этой личности стало ее рассмотрение с позиций ее способности актив но вторгнуться в жаждущий изменения мир. Отсю да и пронизывающая передовую русскую биологи ческую и психологическую мысль тенденция рас сматривать свои объекты под вектором времени. Иначе говоря, обостренный интерес к развитию, устремленному в будущее. Идея активности не "за землялась" на решение задач адаптации к налич ным условиям бытия. Напротив, исследовательский

389

поиск сосредоточился на заложенном в самой при роде жизни стремлении к преодолению наличного уровня развития и прорыву в будущее, которое дол жно быть самой этой жизнью заранее спроекти ровано.

Эту идею активно отстаивал Николай Александ рович Бернштейн (1866-1966), концепция которого о саморегуляции "живого движения" и уровнях его построения сперва укрепляла кибернетический стиль мышления, а затем в описании активности организ ма сделала упор на его уникальной способности стро ить образ "потребного будущего".

Еще более широко, в космических масштабах, представлял движение от биологической оболочки планеты (биосферы) к новой, пронизанной разумом оболочке - ноосфере, имеющей личностное начало, другой выдающийся русский мыслитель - В. И. Вер надский (1863-1945).

Владимир Иванович Вернадский жил в Петербур ге в одном доме с Иваном Петровичем Павловым. Двери их квартир были рядом. Об одной из бесед с Павловым Вернадский писал: "Разговор с ним кос нулся самых последних вопросов, до которых дохо дят точные знания, - научного охвата сознания. Уди вительно, как он ярко и последовательно доходит до пределов и как хорошо объясняет чисто математиче ски". Оба великих мыслителя, сосредоточившись на малых деталях, касающихся их специальных знаний - будь то какой-нибудь минерал, будь то слюноотде ление у собаки, - воспринимали эти детали сквозь думы, касающиеся "самых последних вопросов". Как явствует из текста письма Вернадского, речь шла о научном охвате сознания, стало быть, об его месте во Вселенной.

Мысли о Вселенной, о будущем человечества и его разума сочетались у этих мыслителей с самыми актуальными социальными интересами. В те же дни, когда Павлов беседовал с Вернадским (перед самой Февральской революцией), он вводит понятие "ре флекса свободы", противопоставляя ему "рефлекс рабства", и завершает свой доклад об этом такой фра зой: "Как часто и многообразно рефлекс рабства проявляется на русской почве и как полезно созна вать это".

В другом дркладе (в эти же месяцы) Павлов писал о"загнанном;исторически на русской почве рефлек се цели", выражая надежду, что "мы сделаемся тем, чем мы должны и можем быть, судя по многим эпи зодам нашей исторической жизни и по некоторым взмахам нашей творческой силы". На-через несколько лет во введении к его главному труду "Двадцатилет ний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения)" у Павлова звучит тревога по поводу того, что человек, "направляемый каки ми-то темными силами, действующими в нем самом, причиняет сам себе невыразимые страдания война ми и революциями с их ужасами, воспроизводящи ми межживотные отношения". Спасение, полагал тог да Павлов, во всемогущем естествознании, которое "выведет из теперешнего мрака и очистит от тепе решнего позора в сфере межличностных отношений" Это писалось в ноябре 1922 года. Наука успешно развивалась. Новые темы и фак ты переполняли лаборатории, но надежда на то, что благодаря науке развеется позор в сфере межличностных отношений и на ее основе сфор мируются люди, высокие нравственные качества которых преобразуют социальную жизнь, станови лась все более иллюзорной.

Сталинская инквизиция прочно утвердилась на русской земле. Наступил период репрессированной науки .

На протяжении нескольких десятилетий сталин ской инквизиции среди сотен миллионов жителей великой империи только один открыто и повсе дневно подвергал критике чудовищные злодеяния. Это был Иван Павлов. "Мы жили и живем, - пи сал он в правительство, -под неослабевающим ре жимом террора и насилия. Тем, кто злобно приго варивают к смерти массы себе подобных и с удо вольствием приводят это в исполнение, так и тем, насильственно приучаемым участвовать в этом, едва ли можно остаться существами чувствующими и ду мающими человечно. И, с другой стороны, тем, ко торые превращены в забитых животных, едва ли можно сделаться существами с чувством собствен ного человеческого достоинства. Когда я встреча юсь с новыми случаями из отрицательной полосы

391

нашей жизни (а их легион), я терзаюсь ядовитым укором, что оставался и остаюсь среди нее. Не один же я так чувствую и думаю. Пощадите же родину и нас".

Ныне апологеты коммунистических идей, воз величивая Сталина, видят у него единственный "просчет": преследование тех, кто произносил критические слова в адрес режима. Все его чудо вищные преступления в различных сферах народ ной жизни, в том числе и в сфере науки, предают ся забвению в пропагандистских речах тех, кто счи тает народ страдающим исторической амнезией.

Уже в предреволюционные годы, развивая но ваторские идеи предшествующих десятилетий, фор мировалось особое поколение русских интеллекту алов. Ни в одной стране тогда, на изломе двух эпох, не было столь самобытного множества людей нау ки, создавших особый культурный слой. В истреб лении его-одно из величайших преступлений сталинщины (наряду с истреблением кресть янства, духовенства, предпринимателей, вое начальников)! Перед нами беспрецедентный в ми ровой истории феномен репрессированной науки. Под ним следует понимать не только все, что было прямым результатом репрессий в смысле ист ребления людей, книг, целых наук. Репрессирован ным оказалось все научное сообщество, деформи рованы его ценностные устои, сложившиеся, как мы видели, в декоммунистический период, когда те, кто исповедовал нормы нравственности, всем своим поведением утверждали их и в социуме, и в мире науки, формируя тем самым новые поколе ния исследователей, составивших славу и гордость России.