Смекни!
smekni.com

История психологии от античности до середины XX в Ярошевский М Г (стр. 63 из 82)

307

в которой отстаивает право студентов на самосто ятельность в их учебной деятельности. Однако кон фликт с администрацией, считавшей, что профес сор предоставляет слишком много свободы своим студентам, привел к тому, что Роджерс ушел из го сударственных университетов и организовал Центр для изучения личности - свободное объединение представителей терапевтических профессий, в ко тором и работал до конца жизни.

В своей теории личности Роджерс развернул оп ределенную систему понятий, в которых люди мо гут создавать и изменять свои представления о се бе, о своих близких. В этой же системе разверты вается и терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с другими. Как и для дру гих представителей гуманистической психологии, идея ценности и уникальности человеческой лич ности является центральной для Роджерса. Он счи тает, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни и который он называл "феноме нальным полем", индивидуален и уникален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее*, осознаются субъектом. Степень тождественности этого по ля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает: то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в проис ходящем, более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к росту на пряженности, тревожности и в конечном счете к невротизации личности. К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, счи тал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией.

Говоря о структуре Я, Роджерс особое значение придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость.

Роджерс настаивал на том, что самооценка долж на быть не только адекватной, но и гибкой, меняю щейся в зависимости от ситуации. Это постоянное

308

изменение, избирательность по отношению к окру жающему и творческий подход к нему при отборе фактов для осознания, о котором писал Роджерс, до казывает связь его теории не только со взглядами Маслоу, но и с концепцией "творческого Я" Адлера, повлиявшей на многие теории личности второй по ловины XX века. При этом Роджерс не только гово рил о влиянии опыта на самооценку, но и подчерки вал необходимость открытости навстречу опыту. В отличие от большинства других концепций лично сти, настаивающих на ценности будущего (Адлер) или влиянии прошлого (Юнг, Фрейд), Роджерс подчер кивал значение настоящего. Люди должны научить ся жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только тогда можно говорить о полной реализации, или, как называл это Роджерс, о полном функционировании личности.

У Роджерса, соответственно, был свой особый подход к психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуж дениям. Начиная лучше понимать себя, он лучше понимает других. В результате и происходит то "оза рение", которое помогает перестроить свою само оценку, "переструктурировать гештальт", как го ворит Роджерс. Это повышает конгруэнтность и да ет возможность принять себя и окружающих, снижает тревожность и напряжение. Терапия про исходит как встреча терапевта с клиентом или - в групповой терапии - как встреча терапевта и не скольких клиентов. Созданные Роджерсом "энка-унтер-группы", или группы встречи, являются од ной из самых распространенных в настоящее вре мя технологий психокоррекции и обучения.

ГЛАВА VIII

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ'

I. Социокультурные корни

Духовная жизнь русского общества была тесно связана с общим ходом развития западной культу ры. Вместе с тем она отражала своеобразие соци ального и исторического пути развития России, оказывая существенное влияние на формирование отечественной науки. Шестидесятые годы XIX ве ка - один из самых знаменательных этапов в рус ской истории и русской науке. Ослабление цен зурного гнета, открытие многих либеральных из даний, возобновление университетских курсов по философии и психологии пробудили надежды про грессивной части общества на то, что и в России наконец произойдет реформирование уклада, про свещение.

Шестидесятые-семидесятые годы XIX века ос тались в эмоциональной памяти поколений как годы освобождения, причем имелась в виду не только отмена крепостного права, но и общее ду ховное раскрепощение человеческой личности. Ре формы давно ожидались и требовались мыслящей частью общества, как вполне созревшая народная потребность, как историческая необходимость. Трудность преобразователей была в том, что они не находили и не могли найти готовых историче ских указаний, на которые могли бы опереться в своей деятельности. Оказавшись на перепутье реформа-Россия должна была решить, как ей дви гаться дальше, какой путь соответствует русскому характеру.

Изменение социальной ситуации в России в ше стидесятые годы привело к определенности, осоз-' При участии Т-Д. Марцинковской.

310

нанности смутного до того переживания своей са мобытности. Процесс реформирования затрагивал практически все общественные группы, стремле ние к самопознанию, описанию своих националь ных психологических качеств существовало во всех слоях общества, т. е. это был тот редкий момент, когда национальная идея становится идеей всего общества, хотя и не всеми в достаточной степени осознается. Таким образом, резкое изменение со циальной ситуации, связанное с коренными рефор мами жизни народа, кардинальное изменение его уклада, быта с необходимостью заставило образо ванную часть общества задуматься и осмыслить свою историю, понять истоки традиций, былин и мифов, понять происхождение своих положитель ных и отрицательных качеств. Эти проблемы и ста ли центральными не только для социологии, фи лософии и юриспруденции, но и для психологии того времени.

Так как просвещение, т. е. распространение зна ний, происходило в России главным образом при по мощи журналов, то становится ясной их исключи тельная роль в развитии отечественной науки и куль туры. Центром либеральной интеллигенции стал журнал "Вестник Европы", с которым сотрудничали ведущие ученые и писатели того времени - И. С. Тур генев, Л. Н. Толстой, И. А. Гончаров, И. М. Сеченов, К. Д. Кавелин, А. Н. Пыпин, Н. И. Костомаров и дру гие. Под руководством ученого и публициста М. М. Стасюлевича этот журнал превратился в лите ратурно-политический сборник и являлся одним из центров культурной жизни, по редакционным стать ям и хроникам которого можно судить о развитии общественного сознания в России во второй поло вине XIX века.

Для психологии это было связано с тем, что па раллельно возникло и стремление к осознанию рус ского менталитета, к выделению и описанию психо логических особенностей русского народа, или, по терминологии того времени, к изучению "националь ного характера", "народной души", под которыми подразумевались главным образом установки, цен ности, верования, общие для всех членов общества. В понятие "народной души" часто включали и язык,

* 311

являющийся родным для представителей данной на ции, а также наиболее распространенные мифы, ле генды, пословицы, традиции.

Первая попытка осмыслить национальный ха рактер русских людей не умозрительно, но опира ясь на конкретные сведения о нем, принадлежала философу Н. И. Надеждину. В ЗО-х годах XIX века он издавал журнал "Телескоп", где опубликовал взбудоражившее общество "Философическое пись мо" Л. Я. Чаадаева. Полное негодования против на ционального самодовольства и духовного застоя, оно имело и для издателя журнала,, и для автора письма печальные последствия. Чаадаева объяви ли сумасшедшим, Надеждина выслали.

Работая в Русском географическом обществе, На-дождин предложил программу широкомасштабно го описания силами самих русских людей "наблюденных и замеченных" особенностей народа всю ду, "где только чуется Русь". При этом имелись в виду "разбор и оценка удельного достоинства ума и народной нравственности, как оно проявляется в составляющих народ личностях". Программа бы ла разослана по различным губерниям, и добро вольные собиратели сведений из числа учителей, лекарей, чиновников, священников направляли в Общество сотни рукописей, описывающих умствен ные и нравственные особенности жителей великой империи. В числе материалов были характеристи ки языка, быта, особенностей материальной культуры, в которых осели сведения о психиче ском складе русского человека, о его "идолах и идеалах".

2. Отечественная психологическая наука

во второй половине XIX века

В середине XIX века, в пери-Сеуедина-века од, связанный сформированием I собственных взглядов на челове ка и его роль в обществе, а главное-с развитием рефлексии своей самобытности, своих научных и пси хических особенностей, начала формироваться и са-312 *

мобытная отечественная психология, начался поиск путей ее построения, ее методологии и собственно предмета, ее отличий от других наук и рамичий с европейской психологией.

Это были годы расцвета естественных наук в Рос сии, на которых сосредоточился главный интерес общества и где происходили основные научные до стижения. Это наложило естественнонаучный, ма териалистический отпечаток и на развитие психо логии. В то же время как естественные, так и гу манитарные науки того времени имели тенденцию к созданию универсальных теорий, каждая из ко торых претендовала на открытие основных зако номерностей развития человека и общества. Этот подход виден в концепциях А. В. Веселовского, А. А. Потебни, И. М. Сеченова, К. Д. Кавелина и других ученых того времени. Однако дело не толь ко в том, что ученые этого периода занимались ши роким кругом вопросов, так как широта охвата воз можна и при систематизации изучаемого материа ла. Но бывают эпохи, когда научное мышление проявляет широту в открывании новых перспек тив, в создании новых точек зрения, не только объединяющих и систематизирующих уже откры тые, известные факты, но и проливающих на них новый свет, ставящих новые задачи не только пе ред данными исследователями, но и перед учены ми следующих поколений. Именно такими и были 60-80-е годы XIX века, таким ученым был Сеченов, такими были и Кавелин, и Веселовский, и Потебня.