Смекни!
smekni.com

Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов, Фрейд Анна (стр. 11 из 111)

Лекция 2. Приемы детского анализа

45

вобождение от няни, к которой она относилась с удвоен­ной нежностью для того, чтобы защитить себя от моих попыток уничтожить ее привязанность. Я предложила ей "увидеть какую-нибудь картину", и первая картина, кото­рая ей представилась, была: "няня улетает через море". В дополнение она сообщила, что вокруг меня танцевало много чертей и это означало, что я заставлю няню уйти, но тогда у нее не будет защиты от онанистического иску­шения, и я сделаю ее "гадкой". Иногда на помощь нам приходят нечаянные и неволь­ные ассоциации, и даже чаще, чем ассоциации, возника­ющие по нашему предложению и по желанию пациента. Здесь я опять привожу в пример случай с маленькой де­вочкой, страдавшей неврозом навязчивости. В наиболее важный период анализа нужно было ясно показать ей, что она испытывает к своей матери ненависть, от которой она до сих пор ограждала себя созданием своего "черта", без­личного олицетворения всех побуждений ненависти. Хотя она до сих пор охотно следовала за мной в анализе, но в этом месте она начала проявлять сопротивление. Одновре­менно с этим она проявляла в домашней обстановке на каждом шагу упрямство и злость, и по этому поводу я доказывала ей ежедневно, что вести себя так плохо мож­но только по отношению к человеку, которого ненави­дишь. В итоге она внешне как будто уступила под влия­нием приведенных мною новых и новых доказательств, но теперь она хотела узнать у меня также и причину чувства ненависти к якобы очень любимой матери. Я отказывалась дать ей об этом дальнейшие сведения, так как я тоже не знала этой причины. После минутного молчания она ска­зала: "Я всегда думаю, что причиной этого является сно­видение, которое я видела когда-то (несколько недель на­зад) и которого мы так и не поняли". (Я прошу ее повто­рить содержание этого сновидения, что она охотно испол­няет): "Там были все куклы, и мой зайчик тоже был там. Тогда я ушла, а зайчик начал горько плакать. Мне стало так жаль зайчика. Мне кажется, что я теперь всегда под­ражаю зайчику и плачу поэтому так, как он". В действи­тельности было, конечно, обратное; не она подражала зай­чику, а зайчик подражал ей. Она сама представляет в этом сновидении мать и обращается с зайчиком так, как мать обращалась с ней. Ассоциируя это сновидения с вопросом о причине ненависти к матери, она находит, наконец, тот упрек, которого ее сознание не хотело сделать матери:

46

А. Фрейд

мать постоянно уходила именно тогда, когда ребенок боль­ше всего нуждался в ней. Несколько дней спустя она еще раз повторяет этот про­цесс. Я настойчиво стараюсь привести ее вновь к этой теме после того, как ее грустное настроение, прояснившееся на минуту, опять овладевает ею. Она ничего не отвечает, но вдруг говорит с глубокой задумчивостью: "В Г. очень кра­сиво, вот туда и хотела бы опять поехать". При ближай­ших расспросах выясняется, что во время пребывания в этой дачной местности она пережила одни из наиболее тяжелых периодов своей жизни. Ее старший брат заболел коклюшем и был отвезен к родителям в город, а она с няней и двое младших детей были изолированы. "Няня всегда сердилась, когда я отнимала у маленьких детей игрушки", — говорит она вдруг. Таким образом, к мнимо­му предпочтению, которое отдавали якобы родители бра^ ту, присоединилось еще фактическое предпочтение, кото­рое няня действительно отдавала маленьким детям. Она чувствовала себя покинутой всеми и реагировала на это по-своему. Следовательно, на этот раз воспоминание о красивой местности привело ее к одному из самых тяже­лых упреков против матери. Я не ответила бы на эти три случая поразительных ас­социаций, если бы аналогичные ситуации не встречались часто при детском анализе. Вы знаете, что с такими же проявлениями мы обычно встречаемся и у взрослых. Отсутствие у ребенка готовности к ассоциациям побуж­дало всех занимавшихся до настоящего времени вопроса­ми детского анализа, найти что-нибудь, чем можно было бы заменить этот технический прием. Д-р Гуг-Гелъмут пыталась заменить данные, получаемые с помощью сво­бодных ассоциаций у взрослого человека, играми с ребен­ком, посещением его в домашней обстановке, подробным изучением всех обстоятельств его жизни. Мелания Клейн заменяет (согласно сделанным ею сообщениям) технику свободных ассоциаций, применяемую у взрослых пациен­тов, техникой игры у детей. Она исходит из того предполо­жения, что действие более свойственно маленькому ребен­ку нежели речь. Она представляет ему массу мелких игру­шек, целый мир в миниатюре, и дает ему, таким образом возможность действовать в этом игрушечном мире. Все действия, совершенные ребенком в такой обстановке, она сравнивает со свободными ассоциациями взрослого и со­провождает их толкованиями подобно тому, как мы это

Лекция 2 Приемы детского анализа

47

обычно делаем у взрослых пациентов. На первый взгляд может показаться, что мы безупречно восполняем этим ощутительный пробел в технике детского анализа. Одна­ко, я оставляю за собой право в следующей лекции рас­смотреть теоретические основания этой техники игры и привести их в связь с последним вопросом нашей темы, с ролью перенесения в детском анализе.

Лекция 3 Роль перенесения в детском анализе Я позволю себе повторить вкратце содержание после­дней лекции. Мы рассмотрели приемы детского анализа и узналц, что мы вынуждены составлять историю болезни на осно­вании анамнестических сведений, полученных от членов семьи больного вместо того, чтобы положиться исключи­тельно на сведения, которые дает нам пациент; мы узна­ли, что ребенок является хорошим толкователем снови­дений, и оценили значение снов наяву и свободных рисун­ков как технического приема. Кроме того, я должна была разочаровать вас сообщением, что ребенок не склонен давать свободные ассоциации и что это вынуждает нас искать, чем можно было бы заменить этот важнейший вспомогательный прием при анализе взрослых пациентов. Мы закончили нашу лекцию рассмотрением таких мето­дов, которыми пытались заменить технику свободньк ас­социаций, и отложили теоретическую оценку их до сле­дующей лекции. Разработанная Мелани Клейн техника игры, несомнен­но, очень ценна для наблюдения ребенка. Вместо того, чтобы вести трудное и связанное с большой затратой вре­мени наблюдение над ребенком в его домашей обстанов­ке, мы сразу переносим весь знакомый ему мир в комна­ту аналитика и предоставляем ребенку свободу действий в нем, на глазах у аналитика, но без вмешательства с его стороны. Таким образом, мы изучаем различные реакции ребенка, степень его агрессивности или сотрадания, а так­же его установку в отношении к разным предметам и людям, представленным с помощью игрушечных фигур. Преимущественно в сравнении с наблюдением в услови­ях реальной жизни заключается еще и в том, что игрушеч­ный мир удобен и подчинен воле ребенка; таким образом, ребенок может совершать в нем все те действия, которые осуществляются в реальном мире, исключительно в пре-

Лекция 3. Роль перенесения в детском анализе

49

делах фантазии вследствие того, что ребенок обладает. крайне недостаточной силой и властью. Все эти преиму­щества диктуют нам необходимость применения метода игры, разработанного Меланией Клейн при изучении ма­леньких детей, которые не умеют еще облекать свои мыс­ли в словесную форму. Мелания Клейн делает еще один важный шаг в приме­нении этой техники. Она придает каждой свободной игре ребенка такое же значение, как и свободной ассоциации взрослого пациента, и расшифровывает последовательно каждое действие, произведенное ребенком в такой обста­новке, облекая его в форму соответствующих мыслей, т.е. она старается найти в каждом действии, связанном с иг­рой, символическое значение, лежащее в основе его. Если ребенок опрокидывает фонарный столб или какую-нибудь игрушечную фигуру, то она объясняет это, например, аг­рессивным действием, направленным против отца. Игру ребенка, заключающуюся в том, что он устраивает столк­новение двух повозок, она учитывает как символическое выражение наблюдения половых сношений родителей. Работа Мелании Клейн заключается прежде всего в том, что она сопровождает действия ребенка расшифровыва­нием и толкованием, которое в свою очередь предуказы-вает направление дальнейших процессов у пациента, по­добно тому как это имеет место при толковании свобод­ных ассоциаций у взрослых людей. Рассмотрим еще раз, вправе ли мы сопоставлять такие действия ребенка, совершенные во время игры, с ассоци-ированием взрослого человека. Хотя ассоциция взросло­го "свободна", т.е. при возникновении ее пациент выклю­чает всякую сознательную направленность и воздействие на течение своих мыслей, но вместе с тем у него существу­ет определенное целевое представление: он, ассоциирую­щий таким образом, подвергается анализу. У ребенка от­сутствует это целевое представление. В начале я уже из­ложила вам, каким образом я стараюсь познакомить ма­ленького пациента с конечной целью предпринимаемого анализа. Но дети, для которых Мелания Клейн вырабо­тала свою технику игры, и прежде всего дети, находящи­еся в начальных стадиях либидинозного развития, слиш­ком малы, чтобы на них можно было воздействовать та­ким образом. Мелания Клейн считает одним из важных выигрышных моментов своего метода еще и то обстоя­тельство, что при нем предварительная подготовка ребен-