Смекни!
smekni.com

Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов, Фрейд Анна (стр. 91 из 111)

392

3 Фрейд

в которой преобладают признаки невроза. Но событие, делающее такое подразделение возможным, было не внешней травмой, а сновидением, после которого он про­снулся со страхом.

IV. Сновидение и первичная сцена Этот сон, из-за содержащегося в нем сказочного мате­риала, я публиковал уже в другом месте 1) и сначала по­вторю уже сообщенное там-"Мне снилось, что — ночь, и я лежу в моей кровати (моя кровать стояла так, что ноги приходились к окну, перед окном находился ряд старых ореховых деревьев. Знаю, что бь1ла зима, когда я видел этот сон, и ночь). Вдруг окно само распахнулось и в большом испуге я вижу, что на большом ореховом дереве перед окном сидят несколько белых волков. Их было шесть или семь штук. Волки были совершенно белы и скорей похожи на лисиц или овчарок, так как у них были большие хвосты, как у лисиц, и уши их торчали, как у собак, когда они насторожатся. С боль­шим страхом, очевидно, боясь быть съеденным волками, я вскрикнул и проснулся Няня поспешила к моей кроват­ке, чтобы посмотреть, что со мной случилось. Прошло довольно много времени, пока я убедился, что то был толь­ко сон — так естественно и ясно рисовалась мне картина, как открывается окно и как волки сидят на дереве. Нако­нец, я успокоился, почувствовал себя так, будто избежал какой-то опасности, и опять заснул". "Единственным действием во сне было то, как распах­нулось окно, потому что волки сидели спокойно без вся­кого движения на ветках дерева, справа и слева от ство­ла и глядели на меня. Как будто все свое внимание они сосредоточили на мне. Думаю, что это был мой первый кошмарный сон. Мне было тогда три, четыре, самое большее — пять лет. До одиннадцати или двенадцатилет­него возраста я с тех пор боялся увидеть что-нибудь страшное во сне". При этом он дает еще рисунок, изображающий дере­во с волками на нем, подтверждающий его описание. Ана­лиз сновидения вскрывает нижеследующий материал. !) Сказочный материал в сновидениях Int Zeitschr f(u )r (a )i~[fl P-&\choanalyse В I, 1913

394

3 Фрейд

Это сновидение он всегда приводил в связь с воспоми­нанием о том, что в эти годы детства он проявлял всегда совершенно невероятный страх перед картинкой в одной книжке сказок, изображавшей волка. Старшая, значитель­но превосходившая его по развитию сестра, часто дразни-\а его, показывая ему под каким-нибудь предлогом имен­но эту картинку, вследствие чего он начинал ужасно кри­чать На картинке волк был изображен стоящим на зад­них лапах, с выставленной вперед одной задней лапой и протянутыми вперед передними лапами и навостренными ушами. Он думает, что картинка была иллюстрацией к сказке о Красной Шапочке Почему волки белы7 Это напоминает ему овец, боль­шие стада кото; ы\ разводились недалеко от имения Отец брал его иногда с собой при посещении этих стад, и он бывал в таких случаях всегда горд и счастлив. Позже — по наведенным справкам весьма возможно, что это было незадолго до сновидения — среди овец появился мор. Отец выписал своего ученика Пастера (Pasteur), который сделал животным прививку, но после прививки они погибали еще в большем количестве, чем до этого Каким образом волки попали на дерево7 По этому по­воду ему припоминается история, которую он слышал от дедушки. Он не может вспомнить, слышал ли он это до или после сновидения, но по содержанию рассказа это безусловно должно было предшествовать сновидению История эта гласит- Один портной сидел за работой в ком­нате, как вдруг распахнулось окно и на него прыгнул волк Портной бьет его аршином — нет, поправляется он — пор­тной схватывает его за хвост и отрывает хвост, так что ис пуганный волк убегает Несколько времени спустя порт ной шел лесом и вдруг видит стаю волков, от которых спасается на дерево Сначала волки растерялись, но нахо­дившийся среди них бесхвостый, желая отомстить порт­ному, предлагает, чтобы один волк влез на другого с тем, чтобы самый верхний добрался до портного Сам он — матерый старый волк — составит основание этой пирами­ды. Волки так и делают, но портной узнал наказанного посетителя и закричал вдруг, как и тогда: ловите серого за хвост. При этом воспоминании бесхвостый волк испу­гался, убежал, а все прочие свалились вниз В этом рассказе имеется дерево, на котором в снови­дении сидят волки Но он имеет также вполне связь с ка-страционным комплексов У сгарого волка портной ото-

Сновчденче и первичная сцена

395

рвал хвост Лисьи хвосты у волков в сновидении являют­ся вероятно компенсацией за эту "бесхвостость" Почему их имеется пять или шесть волков? На этот вопрос не находилось ответа, пока я не выразил сомнения в том, может ли его страшная картинка относиться непре­менно к сказке о Красной Шапочке Эта сказка дает по­вод только к двум иллюстрациям, ко встрече Красной Шапочки с во \ком в лесу и к сцене, когда волк лежит в чепчике бабуцпси в ее кровати. За воспоминанием о кар­тинке должна, следовательно, скрываться какая-нибудь другая сказка Тогда он скоро вспомнил, что такой сказ­кой может быть только сказка и волке и семи козлятах. Здесь имеется также число семь, потому что волк пожи­рает только шестерых козлят, а седьмой прячется в ящи ке от часов Также и белое встречается в этой сказке, по­тому что волк велит пекарю выбелить себе ногу, после того, как козлята при первом посещении узнали его по серой лапе Впрочем, в обеих сказках много общего. В обеих имеет место пожирание, взрезание живота, извле­чение съеденных, замена их тяжелыми камнями и, нако­нец, в обеих злой волк погибает В сказке о козлятах встре­чается также и дерево После обеда волк ложится под деревом и храпит Этим сном я должен буду заняться еще в другом мес­те, благодаря особому обстоятельству, и подробнее истол­ковать и оценить его. Это первый кошмарный сон, сохра­нившийся в воспоминаниях детства, содержание которого, в связи с другими снами, последовавшими вскоре после этого, и с известными событиями детства сновидца, будят совершенно исключительный интерес. Здесь мы ограничи­ваемся указанием на отношение сновидения к двум сказкам, имеющим много общего между собой, к "Красной Шапоч ке" и к "Волку и семи козлятам" Впечатление от этих ска­зок выразилось у ребенка в форме настоящей фобии жи­вотных, отличающейся от других подобный случаев толь­ко тем, что страшное животное было не легко доступным для восприятия объектом (вроде лошади и собаки), а зна­комо лишь по рассказам и из книжки с картинками В другой раз я подробно изложу, какое объяснение име­ют чти фобии животных и какое значение следует им при­писывать Пока замечу только, что это объяснение очень подо одит к главному характеру, который носил невроз сно­видца в более позднем возрасте Страх перед отцом был сильнейшим мотивом его заболевания, и амбивалентная

396

3. Фрейд

установка ко всякому заместителю отца господствовала во всей его жизни, как и в его поведении во время лечения. Если волк был у моего пациента только первым заме­стителем отца, то возникает вопрос, имеют ли сказки о волке, который пожирает козлят, и о Красной Шапочке своим тайным содержанием что-либо другое, чем инфан­тильный страх "перед отцом" 1). У отца моего пациента была, кроме того, особенность "ласковой брани", которую проявляют многие в обращении со своими детьми, и уг­роза в шутку: "я тебя съем" в первые годы, вероятно, не раз была произнесена, когда позже строгий отец, играя, ласкал своего маленького сына. Одна моя пациентка рас­сказала мне, что оба ее ребенка никогда не могли полю­бить дедушку, погому что, играя с ними, он их часто пу­гал тем, что вскроет им живот. Оставим в стороне все, что в этой статье предвосхища­ет использование сновидения, и вернемся к его ближайше­му толкованию. Хочу заметить, что это толкование соста­вило задачу, разрешение которой тянулось в течение не­скольких лет. Пациент сообщил сновидение очень рано и скоро присоединился к моему убеждению, что за этим скрывается причина его инфантильного невроза. В пери­од лечения мы часто возвращались к сновидению, но толь­ко благодаря самостоятельной работе пациента. Он все­гда подчеркивал, что два момента сновидения произвели на него самое сильное впечатление, во-первых — полное спокойствие и неподвижность волков и, во-вторых, напря­женное внимание, с которым они на него глядели. Так же казалось ему замечательным то длительное чувство реаль­ности, которым закончился сон. С этого последнего мы и начнем. Из нашего опыта с толкованием сновидений нам известно, что этому чувству реальности нужно придавать определенное значение. Оно убеждает нас в том, что нечто в латентном содержании сновидения имеет право считаться воспоминанием дей­ствительности, т.е. что сновидение имеет отношение к со­бытиям действительности, которые на самом деле име­ли место, а не только разыгрались в фантазии. Разумеет­ся, речь может идти только о действительности чего-либо, что неизвестно; например, убеждение, что дед действи-

1) Сравни подчеркнутое О Rank 'ом сходство этих обеих сказок с мифом о Кроносе (V(o )lkerpsychologische Paralielen w den mfantilen Sexiialt-heorien; Zentralblatt f(u')r Psychoanalyse, II, 8)

Сновидение и первичная сцена

397

тельно рассказал историю про портного и волка, или что ему, сновидцу, действительно читали вслух сказки про Красную Шапочку и про семь козлят, никогда не могло быть заменено чувством действительности более длитель ным, чем сновидение. Сновидение, как будто, намекало на какое-го событие, реальность которого подчеркивается особенно в противоположность нереальности сказок. Если за содержанием сновидения предполагать такую неизвестную, т.е. ко времени, когда приснился сон, уже за­бытую, сцену, то эта сцена должна была иметь место в очень раннем детстве. Сновидец так и говорит: когда я ви­дел этот сон, мне было три, четыре, самое большее пять лет. Мы можем прибавить ii этот сон \те что-то напомнил, что должно быть отнесено к еще более раннему периоду. К содержанию этой сцены должно привести то, что сно­видец подчеркнул из явного содержания сновидения, — мо­менты внимательного разглядывания и неподвижности. Мы, разумеется, ждем, что этот материал воспроизводит в каком-нибудь искажении неизвестный материал, может быть, даже искаженный в смысле полной противоположности. Из сырого материала, который дал первый анализ с па­циентом, можно было также сделать несколько выводов, которые удалось вплести в искомую связь. За упоминанием об овцеводстве можно было искать доказательств его сексу­альных исследований, интересы которых он мог удовлетво­рять во время своего посещения стад совместно с отцом, но при этом также должны были иметь место и намеки на страх смерти, потому что овцы погибли, по большей части, от мора. То, что в сновидении' было ярче всего, — волки на дереве, прямо вело к рассказу деда, в котором не могло быть ниче­го другого, захватывающего и возбуждающего сновидение, как только связь с кастрационным комплексом. Из первого неполного анализа сновидения мы далее заключили, что волк является заместителем отца, так что в этом первом кошмарном сне проявился страх перед от­цом — страх, который с того времени преобладал во всей его жизни. Такой вывод сам по себе, правда, не был еще обязателен. Но если в результате предварительного ана­лиза мы сопоставим то, что удается вывести из данного сновидцем материала, то у нас имеются приблизительно следующие отрывки для реконструкции: Действительное событие — относится к очень раннему возрасту — разглядывание — неподвижность — сексуаль­ные проблемы — кастрация — отец — что-то страшное.