Смекни!
smekni.com

Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов, Фрейд Анна (стр. 68 из 111)

!) Это неверно Сравни его восклицание перед клеткой льва' здесь, веро­ятно, начинается забывание вследствие вытеснения

290

-3 Фрейд

Ганс: "И у всех людей есть Wiwimacher, и Wiwimacher вырастет вместе со мной, когда я стану больше; ведь он уже вырос". "На этом разговор прекращается; в следующие дни страх, как будто, опять увеличился, Он не решается вый­ти за ворота, куда его обыкновенно водят после обеда". Последние слова утешения Ганса проливают свет на положение вещей и дают нам возможность внести неко­торую поправку в утверждения отца. Верно, что он боит­ся больших животных, потому что он должен думать об их большом Wiwimacher'e, но собственно нельзя еще го­ворить, что он испытывает страх перед самым большим Wiwimacher'ом. Представление о таковом было у него раньше безусловно окрашено чувством удовольствия, и он всячески старался как-нибудь увидеть этот Wiwimacher. С того времени это удовольствие было испорчено обраще­нием удовольствия в неудовольствие, которое, непонятным еще для нас образом, охватило все его сексуальное иссле­дование и, что для нас более ясно, после известного опы­та и размышлений привело его к мучительным выводам. Из его самоутешения: Wiwimacher вырастет, когда я вы­расту, можно заключить, что он при своих наблюдениях всегда занимался сравнениями и остался весьма неудовлет­воренным величиной своего собственного Wiwimacher'а. Об этом дефекте напоминают ему большие животные, которые для него по этой причине неприятны. Но так как весь ход мыслей, вероятно, никак не может стать ясно сознаваемым, то это тягостное ощущение превращается в страх; таким образом, страх его построен как на прежнем удовольствии, так и на теперешнем неудовольствии. Пос­ле того, как состояние страха уже установилось, страх поглощает все остальные ощущения. Когда процесс вытес­нения прогрессирует, когда представления, связанные с аффектом и уже бывшие осознанными, все больше ото­двигаются в бессознательное, — все аффекты могут пре­вратиться в страх. Курьезное замечание Ганса: "Он ведь уже вырос", дает нам возможность, в связи с его самоутешением, угадать многое, что он не может высказать и чего он не высказал при настоящем анализе. Я заполню этот дефект моими предположениями, со­ставленными на основании анализа взрослых. Но я наде­юсь, что мои дополнения не покажутся включенными на­сильственно и произвольно. "Ведь я же вырос". Об этом

История бспезни и анализ

291

Ганс думает на зло и для самоутешения, но это напоми­нает нам и старую угрозу матери, что ему отрежут Wi­wimacher, если он будет продолжать возиться с ним. Эта угроза тогда, когда ему было 3 1/2 года, не произвела впе­чатления. Он с невозмутимостью ответил, что он тогда будет делать wiwi своим роро. Можно считать вполне ти­пичным, что угроза кастрацией оказала свое влияние толь­ко через больший промежуток времени, и он теперь — че­рез 1 1/2 года — находится в страхе лишиться дорогой ча­стички своего *'я". Подобные проявляющиеся лишь впос­ледствии влияния приказаний и угроз, сделанных в дет­стве, можно наблюдать и в других болезненных случаях, где интервал охватывает десятилетия и больше. Я даже знаю случаи, когда вытесненное и "явившееся впослед­ствии послушание" оказывало существенное влияние на детерминирование болезненных симптомов. Разъяснение, которое Ганс недавно получил об отсут­ствии Wiwimacher'a у женщин, могло только поколебать его доверие к себе и пробудить кастрационный комплекс. Поэтому он и протестовал против него, и поэтому же не получилось лечебного эффекта от этого сообщения: раз действительно имеются живые существа, у которых нет никакого Wiwimacher'a, тогда уже нет ничего невероятно­го в том, что у него могут отнять Wiwimacher и таким об­разом сделают его женщиной11. "Ночью с 27-го на 28-е Ганс неожиданно для нас в тем­ноте встает с своей кровати и приходит к нам. Его комна­та отделена от нашей спальни кабинетом. Мы спрашива­ем его, зачем он пришел, не боялся ли он чего-нибудь. Он говорит: "Нет, я это скажу завтра", засыпает в нашей кро­вати, и затем уже его относят в его кровать".

1) Я не могу настолько прервать изложение, чтобы указать, как много типичного в этом бессознательном ходе мыслей, который я припи­сываю маленькому Гансу Кастрационный комплекс — это самый глу­бокий бессознательный корень антисемитизма, потому что еще в детской мальчик часто слышит, что у евреев отрезают что-то — он думает, что кусок penis'а, и это дает ему право относиться с презрением к евреям И сознание превосходства над женщиной име­ет тот же бессознательный корень Вейнингер, этот талантливый и сексуально больной молодой философ,, который после своей удиви­тельной книги "По 1 и характер " покончил жизнь самоубийством, в одной обратившей на себя внимание многих главе осыпал евреев и женщин с одинаковой злобой одинаковыми ругательствами Вейнин­гер, как невротик, стоял всецело под влиянием инфантильных комп­лексов, отношение к кастрационно «у комплексу — это общее для женщины и еврея

292

3. Фрейд

"На следующее утро я начинаю его усовещивать', что­бы узнать, зачем он ночью пришел к нам. Йосле некото­рого сопротивления развивается следующий диалог, кото­рый я сейчас же стенографически записываю. Он: "Ночью в комнате был один большой, а другой из­мятый жираф, и большой поднял крик, потому что я от­нял у него измятого. Потом он перестал кричать, а потом я сел на измятого жирафа". Я, с удивлением: "Что? Измятый жираф? Как это было?" Он: "Да" (быстро приносит бумагу, быстро мнет и го­ворит мне): "Вот так был он измят". Я: "И ты сел на измятого жирафа? Как?" Он это мне опять показывает и садится на пол. Я: "Зачем же ты пришел в комнату?" Он: "Этого я сам не знаю". Я: "Ты, боялся?" Он: "Нет, наверное нет". Я: "Тебе снились жирафы?" Он: "Нет, не снились; я себе это представлял, все это я придумал, проснулся я уже раньше". Я: "Что это должно значить: измятый жираф? Ведь ты знаешь, что жирафа нельзя смять, как кусок бумаги". Он: "Это я знаю. Я себе так и представлял. Этого даже не бывает на свете''. Измятый жираф совсем лежал на полу, а я его взял себе, взял руками". Я: "Что, разве можно такого большого жирафа взять руками?" Он: "Я взял руками измятого". Я: "А где в это время был большой?" Он: "Большой-то стоял дальше, в сторонке". Я: "А что ты сделал с измятым?" Он: "Я его немножко подержал в руке, пока большой перестал кричать, а потом сел на него". Я: "А зачем большой кричал?" Он: "Потому что я у него отнял маленького". Замеча­ет, что я все записываю, и спрашивает: "Зачем ты все за­писываешь?" Я: "Потому что я все это пошлю одному профессору, который у тебя отнимет "глупость". Он: "Ага, а ты ведь написал и то, что мама сняла ру­башку, ты это тоже дашь профессору?" Я: "Да, и ты можешь поверить, что он не поймет, как I) Ганс на своем языке определенно заявляет, что это была фантазия.

История болезни и анализ

293

i"')

можно измять жирафа". Он: "А ты ему скажи, что я сам этого не знаю, и тогда он не будет спрашивать, а когда он спросит, что такое из­мятый жираф, пусть он нам напишет, и мы ему ответим или сейчас напишем, что я сам этого не знаю". Я: "Почему же ты пришел ночью?" Он: "Я этого не знаю". Я: "Скажи-ка мне скоро, о чем ты теперь думаешь?" Его желания: а) Он (с юмором): "О малиновом соке". 6) Я: "О чем еще?" в) Он: "О настоящем ружье для убивания насмерть" Я: "Тебе ведь это не снилось?" Он: "Наверное, нет; нет, — я знаю совершенно опреде­ленно". "Он продолжает рассказывать: "Мама меня так долго просила, чтобы я ей сказал, зачем я пришел ночью. А я этого не хотел сказать, потому что мне было стыдно пе­ред мамой". Я: "Почему?" Он: "Я этого не знаю". "В действительности жена моя расспрашивала его все утро, пока он не рассказал ей историю с жирафами". "В тот же день фантазия с жирафами получает разгадку". "Большой жираф — это я (большой penis — длинная шея), измятый жираф — моя жена (ее половой орган), и все это в результате моего разъяснения". "Жираф: см.поездку в Шенбрунн". "Кроме того, изображение жирафа и слона висят над его кроватью". Все вместе есть репродукция сцены, повторяющейся в последнее время почти каждое утро. Ганс приходит утром к нам, и моя жена не может удержаться, чтобы не взять его на несколько минут к себе в кровать. Тут я обыкновен­но начинаю ее убеждать не делать этого ("большой жираф кричал, потому что я отнял у него измятого"), а она с раз­дражением мне отвечает, что это бессмыслица, что одна минута не. может иметь последствий и т.д. После этого Ганс остается у нее на короткое время ("тогда большой жираф перестал кричать, и тогда я сел на измятого жирафа"). 1) Отец, чувствуя свою беспомощность, пробует применить классичес­кий прием психоанализа. Это немного ему помогает, но полученные данные могут все-таки иметь глубокий смысл в свете дальнейших открытий.