Смекни!
smekni.com

Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов, Фрейд Анна (стр. 49 из 111)

Роль развития функции Я для социализации

Продвижение ребенка от принципа удовольствия к принципу реальности (и тем самым к возможности соци­ализации) не может наступить прежде чем различные функции Я не достигнут определенных ступеней развития. Лишь когда в психическом аппарате будут заложены сле-

204

А. Фрейд

ды воспоминаяий, стало быть возникнет память, действия ребенка смогут осуществляться на основе опыта и пред­видения, следовательно реально направленны. Без конт­роля реальности нет никакого различия между внутренним и внешним, фантазией и реальностью стало быть также нет никакого основания для замены галлюцинаторных осуществлении желаний приспособленными действиями. Лишь приобретение речи делает ребенка членом челове­ческого общества. Связанные с речевой способностью вто­ричные процессы, такие как логика, разумное мышление, способствуют пониманию взаимосвязи между причиной и следствием, не делая каждое приспособление к требовани­ям окружающего мира лишь слепым подчинением. Рука об руку с этим развитием идет продвижение от импуль­сивного поведения к ориентировочному продумыванию дей­ствий, посредством которого между желанием и удовлет­воряющим действием включаются интеллектуальные про­цессы. Одним из важнейших шагов к социализации явля­ется возможно овладение двигательной сферой посредством Я, которое кладет конец инстинктивным действиям. На­конец, социальная позиция человека основывается также на его синтетической функции, не оставаясь хаотически разрозненной работой импульсов, желаний, настроений, склонностей и пр., не соединяясь в едином лице с чувством ответственности за себя самого и за окружающий мир. То, что человек должен вырасти из пределов первич­ного процесса, прежде чем вопрос встанет о социальном приспособлении, настолько само собой разумеется, что возможно именно из-за того обстоятельства не принима­ются во внимание другие направления. Мы не ожидаем, что маленький ребенок будет вести себя социально, преж­де чем он сможет вспоминать, говорить, думать и разум­но анализировать. Мы не удивимся, если умственно отста­лый и органически дефективный ребенок не будет иметь никакого социального приспособления (кроме основанно­го на дрессуре) или если патологические регрессии Я в более поздней жизни вновь разр\тцат сделанные в этом направлении приобретения. Роль механизмов Я для социализации Посредством становления принципа реальности, с одной стороны, и вторичных мыслительных процессов, с другой, начинают сближаться друг с др)том внутренние оценки

Глава 5. Патологическое детское развитие 205 ребенка и оценки его окружения. Однако дистанция меж­ду ними может исчезнуть только тогда, когда дальнейшие влияния делаются действенными, а именно, появляются механизмы Я, которые имеют дело с любовными связями ребенка, и начинают сглаживаться основополагающие раз­личия между самим собой и объектным миром. Прежде всего здесь важно стремление к подражанию, которое рано делается заметным и увеличивается по силе по мере обращения внимания на внешний мир. Малень­кий ребенок не остается пассивным, он пытается, по мень­шей мере, в своей фантазии (позже во многих действиях) перевести себя в роль ухаживающей матери и тем самым отнимает от нее для себя некоторое количество всемогу­щего господства над процессами удовлетворения. Где подражание ведет к получению удовольствия, ему соответствует, начиная с преэдипальной стадии, идентифика­ция, которая означает желание сделать из случайного под­ражания что-либо прочное и продолжительное, а именно, так изменить себя самого, чтобы все больше и больше содержать привлекательные черты родителей. Социальные действия родителей, как они есть, переводятся тем самым из внешне­го мира во внутренний мир ребенка, становятся его идеалом и предтечей его СВЕРХ-Я ("Ступень в Я"). Такие идентифи­кации дают ребенку преимущество, что он, как и в свои бо­лее ранние времена, вновь может чувствовать себя единым с матерью, даже если это новое единство ребенка и матери ограничивается областью морали и образования идеала. Во время и после отступления эдипального периода эта новая внутренняя инстанция наделяется одалживаемым у родителей авторш-етом и получает посредством интроек-ции (перенос субъектных ощущений на объект) разряд внутреннего законодателя. Притязания на инстинктивную регуляцию, которые прежде были лишь желательным образцом, заменены теперь СВЕРХ-Я в качестве требова­ний. Пока Я их выполняет, оно вознаграждается (со сто­роны СВЕРХ-Я) чувством самоудовлетворения и самоува­жения; если Я занимает позицию инстинктивного желания и следует запретам СВЕРХ-Я, оно наказывается со сторо­ны СВЕРХ-Я посредством чувства вины. То, что прежде происходило как борьба за социальное приспособление между ребенком и родителями, повторяется, таким обра­зом, как внутренний конфликт между побуждениями желаний ребенка и его внутренними (созданными по об­разцу внешнего мира) законодателем.

206

А. Фрейд

Образование эффективного СВЕРХ-Я означает для ребенка решающий прогресс в социализации; вместо того, чтобы быть подверженным моральным требованиям сво­его социального окружения, он теперь сам принимает в них участие и может чувствовать себя их представителем. Несмотря на это, будет ошибкой переоценивать независи­мость также жесткого детского СВЕРХ-Я. Внутренний авторитет требует еще на долгие годы поддержки и опо­ры авторитетной фигуры из внешнего мира и может раз­рушиться, если либо объектные отношения к родителям, либо идентификация с ними разрушается посредством сильных разочарований или шоковых переживаний. ОНО как помеха социализации

То, что развитие Я и СВЕРХ-Я у нормального ребенка за относительно короткое время достигает далеко постав­ленной цели, легко вводит наблюдателя в заблуждение относительно бесконечных трудностей и препятствий, ко­торые нужно преодолеть на пути. Мотивы, которые тол­кают ребенка к положительной установке, признанию и, наконец, присвоению социальных требований исходят из эмоциональных отношений к своим важнейшим объектам, к родителям, и, соответственно, являются сильными. С другой стороны, нельзя забывать, что для ребенка не ме­нее неотложно удовлетворение его собственных инстинк­тивных желаний. Для каждого ребенка является болезнен­ным открытием, что прегенитальная сексуальность и ин­фантильная агрессивность, составляющие ядро его инстин­ктивной жизни и вызывающие в своей исходной форме возмущение, не подходят для мира взрослых и должны претерпеть далеко идущую трансформацию, прежде чем они смогут быть допущены к дозволенному проявлению. От него требуется, чтобы он отрекся от части себя само­го, чтобы быть принятым в социальное сообщество. На помощь процессу приходит, с другой стороны, то, что не все необходимые инстинктивные модификации должны быть получены посредством внутренних столкновений, что, по меньшей мере, некоторые претерпевают спонтанные изменения, которые обусловлены созреванием и ростом. Самые ранние каннибалистские фантазии, например, становятся жертвой первичных вытеснении, т.е. они от­нюдь не вмещаются в структуру Я и исчезают, еще рань­ше, чем Я приведет к движение свои защитные усилия.

Глава 5. Патологическое детское развитие

207

Точно так же и главная часть беспочвенной агрессивнос­ти и деструкции маленького ребенка спонтанно связыва­ется и усмиряется не посредством усилий со стороны Я или воспитания, а посредством его слияния с детским ли­бидо (Слияние между либидо и агрессией). Так же и анальные побуждения нашего культурного ребенка почти автоматически находят дорогу к ограниченному смеще­нию и сублимированию, до тех пор пока воспитательные мероприятия в этом отношении не вмешиваются в есте­ственный отвод мешающе и опрокидывающе. Защитные достижения, требующиеся ребенку как само собой разумеющиеся, тем не менее остаются значительны­ми. Не все инфантильные инстинктивные производные ус­тупчивы и большинство их ведет к конфликтам вначале с окружающим миром, затем с инстанциями Я (поскольку они вобрали в себя требования окружающего мира). Затем Я теряет способность обращаться с инстинктом как источни­ком удовольствия и вместо этого проверяет является ли ин­стинкт с точки зрения окружающего мира и собственного СВЕРХ-Я приличным или неприличным, допустимым или недопустимым. Смотря объективно, не следует отрицать, что почти все нормальные элементы инфантильной жизни (та­кие, как жадность, корыстолюбие, ревность, желание смер­ти и пр.) толкают индивида в направлении диссоциальнос-ти, если они остаются неизмененными, и что социализация совпадает с защитой от них. Естественным образом проис­ходит практически то, что Я со своей защитной организаци­ей оказывает им сопротивление. Определенные производные ОНО полностью вытягиваются (вытесняются) из сознатель­ного Я; другие переходят в свою противоположность (реак­ционные образования); или направляются на другие, отдален­ные от инстинктивной цели (сублимация); сдвигаются с соб­ственной персоны на другую (проекция) и др. Осуществле­ние немногих чуждых Я побуждений таких, как фалличес­кая сексуальность, откладывается на будущее. Защитные процессы, задача которых охранять социаль­ное будущее индивида, одновременно воздействуют на цело­стную личность задерживающе, ограничивающе и обедняю-ще, оказывают вред, который может свестись либо к выбо­ру защитных механизмов, либо к чрезмерному давлению воспитания. Защитные мероприятия сами по себе не являют­ся (как это представляется некоторым авторам) односторон­не болезнетворными (вытеснение, реакционное образование) или поддерживающими здоровье (отсрочка, сублимация).