Смекни!
smekni.com

Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов, Фрейд Анна (стр. 48 из 111)

Глава 5 Патологическое детское развитие

199

социального сообщества. Социальному приспособлению очевидно должно предшествовать эмоциональное и интел­лектуальное понимание таких предписаний и идентифи­кация с социальными требованиями, которая следует за идентификацией с родителями как их представителями. Мы солидарны с юридическим миром в том, что такое приспособление наступает медленно, в соответствии с хро­нологическим возрастом. Но мы ожидаем его в целом раньше, чем криминологи. С наступлением Эдипова ком­плекса, по нашему мнению, должны, как минимум, по­явиться основы для социального приспособления. Теория и практика в этом отношении идут рука об руку. Мы понимаем теоретически, что ребенок на предэдипальной фазе ни в юридическом, ни в метапсихологическом смысле не может быть адаптированным членом человечес­кого общества. Несмотря на это, мы используем в клини­ческом исследовании и для этих ранних возрастных кате­горий такие термины, как асоциальные, запущенные, обще­ственно неприспособленные или, как минимум, "латентно запущенные (беспризорные)" дети (Айхорн, 1925). В этих случаях мы имеем ввиду не окончательное социальное при­способление созревшего индивида, а много промежуточных ступеней и частичных успехов, которые характерны для пути к социализации. Там, где ребенок, подрастая, не де­лает соответствующих продвижений по этой ступенчатой лестнице, он вызывает нашу озабоченность в том, что ожи­даемый конечный результат не появится или будет суще­ствовать лишь в ограниченном размере. Мы не сомневаемся, что окончательное социальное приспособление основывается на целом множестве усло­вий, т.е. что генетические продвижения в каждом пункте и со всех сторон психического аппарата должны сочетать­ся друг с другом, чтобы достичь этого действия. Чем боль­ше мы знаем об этих отдельных условиях, тем лучше мы можем предсказывать более позднюю диссоциальность, даже если ко времени установления диагноза в клиничес­кой картине можно увидеть лишь едва заметный намек на рассогласование между генетическими линиями, рас­хождение в темпе развития инстинкта и Я или недостат­ки и слабости в объектных отношениях. Такое расщепление социального приспособления на его генетически-исторические элементы кладет конец также и заблуждению, что диссоциальность или криминальность, как назологические понятия, едины, что их можно свес

199

200

А. Фрейд

TII к специфическим внутренним причинам, таким как духовная и моральная неполноценность, либо к специфи­ческим влияниям окружающего мира, таким как разлу­чение с родительским домом, распад семьи и т.п. Чем меньше мы говорим о специфических причинах диссоци-альности, тем более становится для нас само собой разу­меющимся рассмотрение социального приспособления как конечного результата инстинктивной судьбы, т.е. припи-сьтание его модификации стремлений, которые естествен­ным образом существуют в каждом нормальном ребенке. теоретическая позиция такого рода облегчает сопоставле­ние генетических линий, которые ведут к рассматривае­мым здесь патологическим результатам. Как и следовало ожидать, такое движение в .сторону аномалий является более туманным, спутанным и труднее прослеживаемым, чем приведенные выше нормальные линии развития. Новорожденный под господством принципа удовольствия Новорожденный знает лишь один закон, а именно, прин­цип удовольствия, которому слепо подчинены все его про­явления. Под господством этого принципа приветствуются приятные переживания, отвергается неприятное и на как можно более низком уровне удерживается напряженность. Для будущей жизни новорожденного имеет значение то, что он может самостоятельно регулировать удовольствие и неудовольствие только тогда, когда удовлетворение осу­ществляется на собственном теле (т.е. аутоэротика). Ухаживающая мать как первая законодательница

Для осуществления телесных потребностей ребенка, таких как голод, сон, температурная регуляция, младенец полностью предоставлен ухаживающему за ним лицу; на­сколько сильно поиск удовольствия является внутренним принципом, настолько сильно зависит удовлетворение желаний от значений внешнего мира. Мать исполняет и отвергает желания ребенка и благодаря этой роли, стано­вится не только его первым объектом любви (по типу при­мыкания, опоры), но также и его первым законодателем. Первые правила и законы внешнего мира, которые стано­вятся ощутимы для ребенка, относятся к частоте и коли­честву предоставляемых ему удовлетворении. Решающим здесь является то, как различные методы ухода за груд-

Глава 5. Патологическое детское развитие

201

ным ребенком (или сама мать и ее советчики) настроены к установленному самим ребенком принципу удоволь­ствия: действуют ли они ему наперекор или руководству­ются им в своих действиях. Некоторые целиком ставят уход за ребенком на службу инстинктивной и потребнос-тной регуляции на основе условных рефлексов и для этой цели используют отказы, ограничивают удовлетворения и следуют пути диаметрально противоположному устремле­ниям желаний ребенка (мрачный деспот). Другие действу­ют противоположным образом, избегают подвергать ре­бенка неприятным переживаниям и как только возмож­но больше подготавливают ему приятных удовлетворении (кормление по потребности и пр.). Грудной ребенок, поддерживание жизни которого зави­сит от материнской заботы, безысходно подвержен возло-женнь1М на него правилам, предписаниям и режиму. Он вос­принимает режим как враждебную силу, пока он готовит ему неприятности, и как дружественную, пока он приносит ему удовлетворения. Несмотря на свою беспомощность ребенку, однако, удается сформировать на основе заботы о нем оп­ределенные действия по отношению к матери. Матери начи­нают уже в этом раннем возрасте различать два рода детей: послушных, "хороших", легко управляемых и нетерпимых, своевольных, тяжелых, которые буйно протестуют против каждого требуемого от них ограничения.

Внешнее ограничение инстинктивного удовлетворения Чем самостоятельнее подрастающий маленький ребе­нок в отношении приема пищи, сна и т.д., тем более от­ходят на задний план телесные потребности в борьбе с внешним миром и уступают свое место инстинктивным желаниям. Ребенок преследует далее удовлетворение сво­их эгоистических, прегенитальных или агрессивных жела­ний с тем же самым рвением, как прежде стремился к насыщению своего чувства голода, и сталкивается — так же, как и прежде, — с ограничениями, которые налагает на него внешний мир. Для ребенка естественно желание осуществить свои инстинктивные цели без отлагательства, не учитывая окружающие обстоятельства; взрослый мир должен, хочет он этого или нет, сдерживающе вмешивать­ся, чтобы предохранить самого ребенка от вреда или что­бы защитить других людей и вещи от его крайностей. Вследствие этой несогласованности между внутренним и

202

А. Фрейд

внешним, стремлением к удовольствию и учетом реально­сти все дети этого возраста запутаны в постоянных слож­ностях со своим окружением и естественным образом не­послушны, нелюбезны, упрямы, т.е. "плохие".

Осознание внешних ограничений

Мы характеризуем индивида как незрелого до тех пор, пока инстинктивные желания и их осуществление разделе­ны между ним и его окружением следующим образом: желание на его стороне, решение об удовлетворении или отказе на стороне внешнего мира. От этой моральной за­висимости, которая для детства является нормальной, идет далее длинный и трудный путь развития к нормальному взрослому состоянию, в котором зрелый человек в состоя­нии быть судьей в собственном деле, т.е. на основе состав­ленных в себе самом ожиданий и внутренних идеалов кон­тролировать свои намерения, подвергать их рассудительно­му анализированию и самостоятельно решать, нужно ли побуждение отклонить, отложить или превратить в дей­ствие. Такая моральная независимость является результа­том многочисленных внутренних столкновений между про-* изводными ОНО, с одной стороны, и способностями и фун­кциями Я, с другой стороны. Некоторые из противореча­щих друг другу влияний, которые ведут то в направлении к социализации, то к диссоциальности, приводятся далее.

Роль "принципов психического события " для социализации индивида Принцип удовольствия в его исходной форме и его более поздняя трансформация в принцип реальности оба являются присущими психическому аппарату законами, овладевающими каждый в свое время психическими про­цессами. Принцип удовольствия господствует, как описа­но выше, в раннем детстве без внутреннего сопротивления и после этого времени также владеет еще всеми психичес­кими достижениями, которые тесно связаны с ОНО, та­кими как бессознательная и (в незначительной степени) сознательная жизнь фантазий, жизнь сновидений, симп-томообразование при неврозе и психозе. Оба принципа соответствуют теоретическим психологическим понятиям, т.е. намерению охарактеризовать определенные виды пси­хического события и отличить их друг от друга. Они не

Глава 5. Патологическое детское развитие

203

содержат в своем исходном значении никакой моральной или социальной оценки. Однако в их применении к социализации индивида та­кие оценочные суждения нельзя обойти. Кто находится под властью принципа удовольствия, руководствуется в своих действиях исключительно и без учета внешних отношений своим стремлением к удовольствию. Лишь принцип реаль­ности создает пространство для отсрочки, задержки и уче­та социального окружения и его требований. Это может обозначать лишь то, что принцип удовольствия и диссоци-альное или асоциальное поведение сплетены так тесно, как принцип реальности и состоявшаяся социализация. С другой стороны, в этой области необходима осторож­ность, потому что отношение между принципом реально­сти и социализацией не так ясно, как кажется на первый взгляд. Август Айхорн (1925) первым указал на то, что беспризорные и юные преступники могут достичь высокой степени принципа реальности, не ставя эту способность на службу социализации. Предположение, что переход от принципа удовольствия к принципу реальности является предварительньш условием социализации индивида, со­храняет свое значение. Однако обратное не верно: продви­жение к принципу реальности само по себе не дает ника­кой уверенности, что индивид будет следовать соци­альным требованиям. Формирование принципа реальности прежде всего опре­деляет растущую способность переносить инстинктивные отказы и отсрочки, переносить инстинктивные цели и до­вольствоваться ограниченными замещающими удовольстви­ями, т.е. понижениями качества удовольствия. Многие ав­торы рассматривают эту способность как решающую для социализации, а существование неограниченного получения удовольствия как решающее для неудачи приспособления. Против такого мнения, несмотря на его частичную правиль­ность, говорит то обстоятельство, что в нем могут быть не учтены другие столь же важные воздействия.