Смекни!
smekni.com

Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов, Фрейд Анна (стр. 73 из 111)

История болезни и анализ

313

понимать все сразу. Необходимо ко всему отнестись с бес­пристрастным вниманием и ждать дальнейшего. "11 апреля. Сегодня утром Ганс опять приходит в спаль­ню и, как всегда в последние дни, его сейчас же выводят вон." "Позже он рассказывает: "Слушай, я кое о чем подумал: Я сижу в ванне1), тут приходит слесарь и отвинчивает ее21. Затем он берет большой бурав и ударяет меня в живот". Отец переводит для себя эту фантазию: "Я—в крова­ти у мамы. Приходит папа и выгоняет меня. Своим боль­шим penis'ом он отталкивает меня от мамы". Оставим пока еще наше заключение невысказанным. "Далее он рассказывает нечто другое, что он придумал: "Мы едем в поезде, идущем в Гмунден. На станции мы начинаем надевать верхнее платье, но не успеваем этого сделать, и поезд уходит вместе с нами". "Позже я спрашиваю: "Видел ли ты, как лошадь дела­ет Lumpf?" Ганс: "Да, очень часто". Я: "Что же, она при этом производила сильный шум?" Ганс: "Да!" Я: "Что же напоминает тебе этот шум?" Ганс: "Такой же шум бывает, когда Lumpf падает в горшочек". "Вьючная лошадь, которая падает и производит шум ногами, вероятно, и есть Lumpf, который при падении про­изводит шум. Страх перед дефекацией, страх перед пере­груженным возом, главным образом, соответствует стра­ху перед перегруженным животом". По этим окольным путям начинает для отца выяснять­ся истинное положение вещей. "11 апреля за обедом Ганс говорит: "Хорошо, если бы мы в Гмундене имели ванну, чтобы мне не нужно было ходить в баню". Дело в том, что в Гмундене его, чтобы вы­мыть, водили всегда в соседнюю баню, против чего он обык­новенно протестовал с плачем. И в Вене он всегда подыма­ет крик, когда его, чтобы выкупать, сажают или кладут в большую ванну. Он должен купаться стоя или на коленях". Эти слова Ганса, который теперь начинает своими са­мостоятельными показаниями давать пищу для психоана-лиаа, устанавливают связь между обеими соседними фан-

1) Ганса купает мать 2) Чтобы взять ее в починку

314

З.Фрейд

тазиями (о слесаре, отвинчивающим ванну, и о неудавшей­ся поездке в Гмунден). Из последней фантазии отец совер­шенно правильно сделал вьшод об отвращении к Гмунде-ну. Кроме того, мы имеем здесь опять хороший пример того, как вьшлывающее из области бессознательного ста­новится понятным не при помощи предыдущего, а при помощи последующего. "Я спрашиваю его, чего и почему он боится в боль­шой ванне". Ганс. "Потому, что я упаду туда". Я: "Почему же ты раньше никогда не боялся, когда тебя купали в маленькой ванне?" Ганс. "Ведь я в ней сидел, ведь я в ней не мог лечь, по­тому что она была слишком мала". Я: "А когда ты в Гмундене катался на лодке, ты не бо­ялся, что упадешь в воду?" Ганс: "Нет, потому что я удерживался руками, и тогда я не мог упасть. Я боюсь, что упаду, только тогда, когда купаюсь в большой ванне". Я: "Тебя ведь купает мама. Разве ты боишься, что мама гебя бросит в воду?" Ганс: "Что она отнимет свои руки, и я упаду в воду с головой". Я: "Ты же знаешь, что мама любит тебя, ведь она не отнимет рук". Ганс: Я так подумал". Я: "Почему?" Ганс' "Этого я точно не знаю". Я: "Быть может, потому, что ты шалил и поэтому ду­мал, что она тебя больше не любит?" Ганс- "Да". Я: "А когда ты присутствовал при купании Анны, тебе не хотелось, чтобы мама отняла руки и уронила Анну в воду?" Ганс. "Да". Мы думаем, что отец угадал это совершенно верно. "12 апреля. На обратном пути из Лайнца в вагоне 2-го класса Ганс при виде черной кожаной обивки говорит: "Пфуй, я плюю, а когда я вижу черные панталоны и черных лошадей, я тоже плюю, потому что я должен делать Lumpf". Я: "Быть может, ты у мамы видел что-нибудь черное, что тебя испугало?" Ганс: "Да". Я: "А что?" Ганс: "Я не знаю, черную блузу или черные чулки .

История болезни и анализ

315

Я: "Быть может, ты увидел чернью волосы на Wiwim-acher'e, когда ты был любопытным и подглядывал?" Ганс (оправдываясь): "Но Wiwimacher'a я не видел". "Когда он однажды снова обнаружил страх при виде воза, выезжавшего из противолежащих ворот, я спросил его: "Не похожи ли эти ворота на роро'" Он. "А лошади на Lumpf?" После этого каждый раз при виде выезжающего из ворот воза он говорит' "Смот­ри, идет Lumpf. Выражение Lumpfi он употребляет в пер­вый раз, оно звучит как ласкательное имя Моя своячни-ца называет своего ребенка Wumpfi "13 апреля при виде куска печенки в супе он говорит "Пфуй, Lumpf" Он ест, по-видимому, неохотно, и рубленое мясо, которое ему по форме и цвету напоминает Lumpf." "Вечером моя жена рассказывает, что Ганс бь1Л на бал­коне и сказал ей: "Я думал, что Анна была на балконе и упала вниз" Я ему часто говорил, что когда Анна на бал­коне, он должен следить за ней, чтобы она не подошла к барьеру, которьш декандент -слесарь конструировал весь­ма нелепо, с большими отверстиями, которые мне при­шлось заделать проволочной сеткой Здесь вытесненное желание Ганса весьма прозрачно. Мать спросила его, не было ли бы ему приятнее, если бы Анна совсем не суще­ствовала. На это он ответил утвердительно "14 апреля. Тема, касающаяся Анны, все еще на пер­вом плане. Мы можем вспомнить из прежних записей, что он почувствовал антипатию к новорожденной, отнявшей у него часть родительской любви, эта антипатия и теперь еще не исчезла и только отчасти компенсируется преуве­личенной нежностью. Он уже часто поговаривал, чтобы аист больше не носил детей, чтобы мы дали аисту денег, чтобы тот больше не приносил детей из большого ящика, в котором находятся дети (Ср. страх перед мебельным фургоном. Не выглядит ли омнибус как большой ящик?). Анна производит столько крику; это ему тяжело. "Однажды он неожиданно заявляет- "Ты можешь вспомнить, как пришла Анна? Она лежала в кровати у мамы такая милая и славная (эта похвала звучала подо­зрительно-фальшиво1). "Затем мы внизу перед домом. Можно опять отметить большое улучшение. Даже ломовики вызывают в нем бо­лее слабый страх. Один раз он с радостью кричит- "Вот едет лошадь с черным у рта", и я, наконец, могу конста­тировать, что это лошадь с кожаным намордником Но

316

3. Фрейд

Ганс не испытывает никакого страха перед этой лошадью." "Однажды он стучит своей палочкой о мостовую и спра­шивает: "Слушай, тут лежит человек... который похоронен... или это бывает только на кладбище?" Таким образом его занимает теперь не только загадка жизни, но и смерти.*' "По возвращении я вижу в передней ящик, и Ганс гово­рит 1): "Анна ехала с нами в Гмунден в таком ящике. Каждый раз, когда мы ехали в Гмунден, она ехала с нами в ящике. Ты мне уже опять не веришь? Это, папа, уже на самом деле. По­верь мне, мы достали большой ящик, полный детей, и они сидели там, в ванне. (В этот ящик упаковывалась ванна). Я их посадил туда, верно. Я хорошо припоминаю это"21. Я: "Что ты можешь припомнить?" Ганс: "Что Анна ездила в ящике, потому что я этого не забыл. Честное слово!" Я: "Но ведь в прошлом году Анна ехала с нами в вагоне". Ганс: "Но раньше она всегда ездила с нами в ящике". Я: "Не маме ли принадлежал ящик?" Ганс: "Да, он был у мамы". Я: "Где же?" Ганс: "Дома на полу". Я: "Может быть, она носила его с собой?"3) Ганс: "Нет! Когда мы теперь поедем в Гмунден, Анна опять поедет в ящике". Я: "Как же она вылезла из ящика?" Ганс: "Ее вытащили". Я: "Мама?" Ганс: "Я и мама. Потом мы сели в экипаж. Анна еха­ла верхом на лошади, а кучер погонял. Кучер сидел йа козлах. Ты был с нами. Даже мама это знает. Мама это­го не знает, потому что она опять это забыла, но не нуж­но ей ничего говорить". "Я заставляю его все повторить". Ганс: "Потом Анна вылезла". Я: "Она ведь еще и ходить не могла!" Ганс: "Мы ее тогда снесли на руках". 1) Для нас ясно, почему тема "Анна " идет непосредственно за темою "Lumpf": Анна — сама Lumpf, все новорожденные дети -Lumpf'ы. 2) Тут он начинает фантазировать Мы узнаем, что для него ящик и ванна обозначают одно и то же, — это пространство, в котором находятся дети. Обратим внимание на его повторные уверения. 3) Ящик, конечно, живот матери. Отец хочет указать Гансу, что он это понял. И тот ящик, в котором выставляют героя мифов, на­чиная с Саргона из Агады, представляет то же самое.

История болезни и анализ

317

Я: "Как же она могла сидеть на лошади, ведь в про­шлом году она еще совсем не умела сидеть". Ганс: "О да, она уже сидела и кричала ну! ну! И щел­кала кнутом, который раньше был у меня. Стремян у ло­шади не было, А Анна ехала верхом; папа, а может быть, это не шутка". Что должна означать эта настойчиво повторяемая и удерживаемая бессмыслица? О, это ничуть не бессмысли­ца,^ это пародия — месть Ганса отцу. Она должна означать приблизительно следующее: Если ты в состоянии думать, что я могу поверить в аиста, который в октябре будто бы принес Анну, тогда как я уже летом, когда мы ехали в Гмунден, заметил у матери большой живот, то я могу тре­бовать, чтобы и ты верил моим вымыслам. Что другое может означать его утверждение, что Анна уже в прошлое лето ездила в ящике в Гмунден, как не его осведомлен­ность о беременности матери? То, что он и для следую­щего года предполагает эту поездку в ящике, соответству­ет обычному появлению из прошлого бессознательных мыслей. Или у него есть особые основания для страха, что к ближайшей летней поездке мать опять будет беремен­на. Тут уже мы узнали, что именно испортило ему поезд­ку в Гмунден, — это видно из второй его фантазии. "Позже я спрашиваю его, как, собственно говоря, Анна после рождения пришла к маме в постель". Тут он уже имеет возможность развернуться и подраз­нить отца. Ганс: "Пришла Анна. Госпожа Краус (акушерка) уло­жила ее в кровать. Ведь она еще не умела ходить. А аист нес ее в своем клюве. Ведь ходить она еще не могла (не останавливаясь, продолжает). Аист подошел к лестнице и постучал; здесь все спали, а у него был подходящий ключ; он отпер двери и уложил Анну в твою1) кровать, а мама спала; — нет, аист уложил Анну в мамину кровать. Уже была ночь, и аист совершенно спокойно уложил ее в кро­вать и совсем без шума, а потом взял себе шляпу и ушел обратно. Нет, шляпы у него не было". Я: "Кто взял себе шляпу? Может быть, доктор?" Ганс: "А потом аист ушел к себе домой и потом позво­нил, и все в доме уже больше не спали. Но этого не рас­сказывай ни маме, ни Тине (кухарка). Это тайна!"