Смекни!
smekni.com

Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов, Фрейд Анна (стр. 99 из 111)

Невроз навязчивости

427

тной борьбы вокруг темы религии. То, что получилось из этой борьбы, как симптом,— богохульственные мысли, на­вязчивость, владевшая им и заставляющая думать, бог -грязь, бог — свинья, — было, поэтому, настоящим компро­миссным результатом, как нам покажет анализ этих идей в связи с анальной эротикой Некоторые другие симптомы навязчивости менее ти­пичного характера так же несомненно ведут к отцу, но дают также возможность открыть связь невроза навязчи­вости с прежними случаями. К богобоязненному церемониалу, которь1м он в конце концов искупал свое богохульство, относилась также запо­ведь при известных условиях торжественным образом ды­ша гь При LDiiepmeiiHii крестоги дна-мешм он должен Ьь1л всякий раз глубоко вдыхать или сильно выдыхать. На его родном языке выдох (Hauch) то же самое, что дух (Geist). Это была, следовательно, роль святого духа. Он должен был вдохнуть святой дух и выдохнуть злых духов, о которых он слышал и читал1) Этим злым духам он приписал также и богохульные мысли, за которые он должен был наложить на себя столько покаяния. Но он должен был выдыхать, ког­да он видел нищих, калек, старых, внушающих жалость людей, и он не понимал, какая связь между этой навязчиво­стью и духами Он отдавал себе отчет только в том, что де­лает это, чтобы не стать таким, как эти люди Тут анализ в связи с сновидением привел к тому объяс­нению, что выдыхание при виде людей, внушающих сожа­ление, началось только на седьмом году жизни и имело отношение к отцу. Он несколько месяцев не видел отца, когда мать однажды сказала, что поедет с детьми в город и покажет им что-то такое, что их очень обрадует Она привела их в санаторий, в котором они увидались с отцом, он плохо выглядел, и сыну было его очень жалко. Отец, следовательно, был прообразом всех калек, попрошаек и нищих, в присутствии которых он должен был выдыхать, подобно тому, как он обычно бывает прообразом рож, которые показываются в состоянии страха, и карикатур, которые рисуют в насмешку В другом месте мы еще уз­наем, что эта установка сострадания относится еще к осо­бенной детали первичной сцены, которая так поздно про­явилась в неврозе навязчивости.

1) Kw мы еще услышим, этот симптом развился на шестом году жиз­ни когда он уже умел читать

428

3 Фрейд

Желание не стать таким, как калеки, мотивировавшее вьщыхание в присутствии последних, бььло, следовательно, старой идентификацией с отцом, превращенной в негатив. Все же он копировал отца в положительном смысле, пото­му что глубокое вдыхание было подражанием шуму, кото­рый при коитусе, как он слышал, издавал отец 1). Святой дух обязан был своим происхождением этому признаку чувственного возбуждения у мужчин Благодаря вытесне­нию это дыхание стало злым духом, для которого имеется еще и другая генеалогия, а именно малярия, которой он был болен во время первичной сцены. Отрицание этих злых духов соответствовало явно ас-кетпчегкоп черте прояп \яв1иепся от" и в других реакци ях Коыа он услышал, чю Христос вселил однажды злых духов в свиней, давших затем с кучи, то он подумал о том, что сестра в свои первые детские годы еще до того, как он мог об этом помнить, скатилась со скалистой до­рожки на берег. Она, значит, тоже была таким злым ду­хом и свиньей, отсюда короткий путь вел к богу-свинье Отец сам, как оказалось, также находится во власти чув­ственности. Когда он узнал историю первых людей, то обратил внимание на сходство своей судьбы с судьбой Адама В разговоре с няней он лицемерно удивился тому, что Адам позволил женщине навлечь на себя несчастье, и обещал няне, что никогда не женится. В это время рез­ко проявилась враждебность к женщине вследствие со­блазна сестрой. В его будущей любовной жизни ему очень-часто мешала эта враждебность. Сестра стала для него надолго воплощением искушения и греха. Когда он испо­ведовался, он казался себе чистым и безгрешным, и затем ему казалось, будто сестра подстерегает его, чтобы снова ввергнуть его в грех, и не успевал он опомниться, как он провоцировал уже какой-нибудь спор с сестрой, благода­ря которому снова становился грешным. Таким образом, он вынужден был все время снова воспроизводить акт соб­лазна. Кстати, как его ни мучили его богохульственные мысли, он никогда не рассказывал о них на исповеди. Незаметно мы перешли к симптоматике невроза навяз чивости более поздних лет и потому, пропустив многое, что было в это время, расскажем о его конце. Нам уже извест­но, что невроз этот, никогда не прекращаясь окончатель но, усиливался от времени до времени периодически, один I) При допущении реальности первичной сцены

Невроз навязчивости

429

раз, — что нам еще не может быть понятным, — когда на той же улице умер мальчик, с которым он себя отождеств­лял. В десятилетнем возрасте к нему был приглашен гувер­нер — немец, который вскоре приобрел на него очень боль­шое влияние Очень поучительно, что вся его тяжелая на­божность исчезла и никогда больше не оживала, после того, как он заметил и в поучительных беседах с учителем уз­нал, что этот заместитель отца не придает никакого значе­ния набожности и не верит в истины религии. Набожность исчезла вместе с зависимостью от отца, которого сменил другой, более общительный отец Это произошло, правда, не без последней вспышки невроза навязчивости, из кото­рой особенно запомнилась ему навязчивость — вспоминать о свяюй троит- всякий раз, когда видишь на улице три куч ки навоза, лежащие вместе Он никогда не поддавался ка­кому-нибудь воздействию, не сделав попытки удержать обесцененное Когда учитель убедил его не быть жестоким по отношению к мелким животным, он положил конец и этим злым поступкам, но не без того, чтобы основательно удовлетвориться предварительно еще раз разрезыванием гусениц. Так же он вел себя и во время аналитического ле­чения, проявляя преходящую и "отрицательную" реакцию После всякого окончательного разрешения симптома он на короткое время пытался отрицать его действие ухудшени­ем разрешенного симптома. Известно, что дети вообще ве­дут себя подобным образом по отношению к запрещению. Когда на них накричишь за то, что они производят, напри­мер, бесконечный шум, то прежде, чем прекратить его, они его повторяют еще раз после запрещения. Они достигли этим того, что прекратили шум, как будто, добровольно, а запрещения не послушались. Под влиянием немецкого учителя развилась еще новая и лучшая сублимация его садизма, одержавшего в связи с приближавшимся тогда его половым созреванием, верх над мазохизмом. Он стал мечтать о военщине, о формах, оружии и лошадях и беспрерывно отдавался этим грезам Т^-ким образом, под влиянием мужчины он освободился от своей пассивной установки и сперва находился на до­вольно нормальном пути Отзвуком зависимости от учи­теля, покинувшего его вскоре после этого, было то, что в последующей жизни он отдавал предпочтение немецкому элементу (врачи, санатории, женщины) перед родным (за-мешением отца), что создало большие преимущества пе­ренесению в лечении

430

3. Фрейд

Ко времени перед освобождением благодаря учителю относится еще сновидение, о котором я упоминаю, пото­му что оно было забыто до соответствующего случая в лечении. Он видел себя верхом на лошади, преследуе­мым огромной гусеницей. Он узнал в этом сне намек на прежнее сновидение из периода жизни, предшествовав­шего учителю, которое мы давно уже истолковали. В том прежнем сновидении он видел черта в черном одеянии, в вертикальном положении, которое в свое время так на­пугало его в волке и во льве. Протянутым пальцем черт указывал на огромную улитку. Он сейчас же понял, что этот черт есть демон из известной поэмы, а само снови­дение — переработка очень распространенной картины, изображающей демона в любовной сцене с девушкой. Улитка была вместо женщины, как исключительно жен­ский сексуальный символ. Руководясь указывающим жестом демона, мы смогли скоро прийти к заключению, что смысл сна состоит в том, что сновидец тоскует по ком-то, кто дал бы ему последние еще недостающие на­ставления о загадке полового общения, как в свое вре­мя отец в первичной сцене дал ему первые. По поводу более позднего сновидения, в котором жен­ский символ заменен мужским, он вспоминает одно опре­деленное переживание незадолго до сновидения. Однаж­ды он проезжал верхом в имении мимо спящего мужика, возле которого лежал его сын. Мальчик разбудил отца и сказал ему что-то, вслед за чем отец стал ругать и пресле­довать всадника, так что последний поспешил удалиться на своей лошади. К этому присоединяется второе воспо­минание, что в том же имении имелись деревья, совершен­но белые от того, что были облеплены гусеницами. Нам понятно, что он бежал также перед реализацией фанта­зии, что сын спит с отцом, и что он примешал сюда бе­лые деревья, чтобы намекнуть на кошмарный сон о белых волках на ореховом дереве. Это был, следовательно, про­сто взрыв страха перед женственной установкой к муж­чине, от которой он сначала защищался посредством ре­лигиозной сублимации, а скоро затем посредством воинс­кой, еще более действительной установки. Но большой ошибкой было бы полагать, что после прекращения симптомов навязчивости невроз навязчиво­сти не оставил у него никакого следа. Процесс привел к победе благочестивой веры над критически-исследова­тельским протестом, и предпосылкой его было вытесне-