Смекни!
smekni.com

Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов, Фрейд Анна (стр. 55 из 111)

Глава 5. Патологическое детское развитие

229

сматриваемых случаях матери или предпочитают дочь сыну или перед рождением ребенка надеялись, что ро­дится дочка (или по словам одного маленького пациен­та: "Мама не может переносить мужчин, потому что она не может переносить папу"). Нередко матери помогают мальчикам в их намерениях и покупают им женскую одежду ("чтобы положить конец ссоре между детьми"). В предыстории рассматриваемых детей часто встречают­ся переживания расставаний и потери объекта (матери, какой-либо девочки и пр.). Аналитический материал в качестве скрытого плана внешне наблюдаемого симптома дает множество мотивов: домогание любви матери в роли предпочитаемой сестры; отказ от фаллической мужественности "ради матери"; удержание на потерянном женском объекте любви посред­ством частичной идентификации (свойств одежды). Как и у девочек, у мальчиков речь также идет о коли чественных изменениях в их либидной экономике. Лишь там, где женский компонент значительно усиливается, гордость за мужественность, мужскую одежду и пр. мо­жет отойти на задний план так, что может появиться сим­птом. Где этого нет, появляется такая же ревность к сест­ре, домогательство матери, идентификация с ней и дру­гие формы выражения. Другой источник трансвестизма в поведении обоих по­лов — это, вероятно, фиксации ребенка на генетических ступенях, на которых кто-либо как объект заполняет не целиком, а только его части, представляющие целое, на которое в результате легко переносится либидо: с (муж­ского или женского) тела на его внешние оболочки. Со­гласно Дж.К.Флюгель (1930) символика одежды восхо­дит к этой фазе. Вопрос, следует ли рассматривать детский трансвес-тизм как предвестник взрослого извращения, согласно этим соображениям легко можно разрешить. Очевидно, это симптоматическое поведение ребенка в большинстве случаев не следует воспринимать иначе, чем другие ком­промиссные образования, которые основаны на конфлик­те между мужественностью и женственностью. У девочек симптом связан с фазой пенисовой зависти и исчезает, когда она проходит; у мальчиков — с пассивной фемини-стичностью анальной фазы, с отрицательным эдиповым комплексом и соответствующими регрессиями. Посколь­ку трасвестизм служит защите от страха (страха разлуче-

230

А Фрейд

ния, страха потери любви, страха кастрации), ему нужно длиться не дольше, чем генетически обусловленный мак­симум этих страхов. Наряду с этим есть также случаи, где инфантильный трансвестизм не следует ни одной из упомянутых выше целей, а как носитель инфантильной сексуальности сопро­вождается всеми признаками сильного сексуального воз­буждения. Симптом тогда такой же, как взрослое извра­щение, и вероятно непрерывно будет продолжаться до него. (В анализе взрослых такие сипмтомы обычно мож­но свести к 3-5 году жизни.) В этом отношении подверже­ны опасности, вероятно, те дети, которые занимаются трансвестизмом тайно, вечером, в постели. Диагностичес­кое различие между более или менее безвредными и опас­ными случаями нельзя однако провести непосредственно. Дети могут иметь также другие основания для своей та­инственности, кроме скрывания сексуального возбужде­ния. Лишь там, где можно гарантировать, что мастурба­ция и эрекция сопровождают трансвестизм, мы должны принять, что перед нами не преходящее явление, а дли­тельный симптом, т.е. начало последующего извращения. Фетишизм в детстве

Двусторонность кажущегося извращенным поведения, с одной стороны, как средства для защиты, с другой сто­роны, как выражения сексуальных потребностей, стано­вится еще отчетливей там, где речь идет о "фетишизме" детей. Эта тема нашла обширную разработку в психоана­литической литературе (подробную библиографию см. у Мелитты Сперлинг, 1963, "Фетишизм у детей"). Несмот­ря на некоторые различия во мнениях, большинство ав­торов едины в том, "что детский фетишизм хотя и похож на взрослый", но так называемый, фетиш детей "принад­лежит к процессу, который в некоторых случаях приво­дит к взрослому фетишизму, 'а. в других нет" (Сперлинг, 1963), Вульф (1946) особенно защищает это мнение, ког­да говорит, что "эти патологические явления ... на преэди-пальном этапе не более, чем реакции ребенка на ограни­ченные или неудовлетворенные инстинктивные побужде­ния"; или что "фетишистское поведение хотя и бывает частым у детей", основополагающие психологические от­ношения "отличаются, однако, от взрослого фетишизма". Высказывания обоих авторов (как и предшествующие рас-

Глава 5 Патологическое детское развитие

231

суждения) не оставляют никакого сомнения, что нецеле­сообразно использовать одно и то же описание для детс­ких и взрослых форм проявления и тем самым создавать ошибочное впечатление, что за одинаково проявляющи­мися поверхностями явлениями можно найти одинаковую метапсихологическую структуру. Дети и взрослые имеют здесь общую тенденцию запол­нять большим количеством нарцисстического или объек­тного либидо определенные объекты, собственные или чужие части тела. На основе этого заполнения вещь (или часть тела) начинают играть роль частичного объекта (или объекта опорной потребности) и становится незаменимой для рассматриваемого индивида. В анализе взрослых фе­тишистов обычно не трудно найти бессознательное значе­ние фетиша. Фетиш многих мужчин -это символ вообра­жаемого пениса фаллической матери, с которым связано сексуальное возбуждение. Фетиш пассивных гомосексуа­листов — это, как говорилось раньше, фаллос (пенис) отца, заменяющий собственную мужественность индивида. В последнем случае возможность сексуального возбуждения (и удовлетворения) также связана с видом фетиша, его поиски являются навязчиво-невротическими и там, где он недосягаем, гомосексуалист чувствует себя пустым, каст­рированным и страдает от сексуальных лишений. Фетиш взрослых не оставляет, стало быть, никаких сомнений о его значительной роли в его сексуальной жиз­ни: он является несомненным центром, вокруг которого сконцентрировано все сексуальное возбуждение и его от­водные возможности. Иначе обстоят дела у ребенка, где объект фетиша может принимать самые различные зна­чения и служить самым различным целям ОНО или Я в зависимости от достигнутой генетической ступени. Напри­мер, для грудного ребенка любой предмет (соска) или часть тела (палец) может быть незаменимым и перепол­ненным либидо при условии, что они выполняют две за­дачи: создавать оральное удовольствие и уменьшать стра­хи расставания у ребенка (страх одиночества, страх поте­ри любви) путем подтверждения ненарушимого доставле­ния удовольствия. Согласно Вульфу (1946), значение фе­тиша заключается в это время в том, что он может напо­минать "тело матери и в особенности материнскую грудь". Этот род фетиша замещается на следующей ступени ка­ким-либо мягким предметом, игрушкой, подушкой, кон­чиком одеяла и пр., который заполняется нарцисстичес-

232

А. Фрейд

ким или объектным либидо, и в качестве "переходного объекта" (Винниготг, 1953) создает мост между собствен­ным телом ребенка и матерью как персоной внешнего мира. Согласно Винниготту, ступень переходного объек­та принадлежит "нормальному эмоциональному разви­тию" и заложена в самом ребенке, а не в действиях мате­ри. Согласно Мелитте Сперлинг (1963), речь здесь идет о "специфическом нарушении эмоционального развития и его патологическом проявлении", при котором вина ло­жится на бессознательные чувства и установки матери. "Переходные" или "фетишизированные" объекты игра­ют особенную роль при вечернем засыпании, где они помо­гают ребенку отвлечь свой интерес от внешнего мира; т.е. подготавливают и делают возможным состояние сна. Мно­гие дети не в состоянии заснуть и растеряны, если по какой-либо причине потеряны, находятся вне досягаемости и т.п. столь важные для них вещи. В таких случаях многие ма­тери послушно идут на поиск этих вещей, чтобы положить конец плачу ребенка. Мелитта Сперлинг спрашивает, ка­ким образом "сам по себе ненужный предмет может стать важнее, чем мать", и делает вывод, что такое смещение может происходить "не без инициативы со стороны мате­ри". Используемый Винниготтом контраргумент более убе­дителен: переходный объект удовлетворяет и успокаивает ребенка на основе своего двойного заполнения, которое дает ему возможность служить одновременно аутоэротизму и любви к объекту. Кроме того, переходный объект имеет преимущество в том, что он—в противоположность мате­ри — не имеет собственной воли, не уходит и не приходит, что за некоторым исключением не нужно бояться его по­тери. Утверждение Сперлинг, что "мать служит причиной фетишистского поведения и вносит свой вклад в выбор фетиша" позволяет сделать вывод, что все усилия матери в этом отношении остались бы безуспешными, если бы обус­ловленные развитием постоянные смбны аутоэротики, нар­циссизма и любви к объекту не стремились в ребенке к та­кому выходу из положения. Даже не считая роль фетишизированного объекта для либидного развития, он имеет много др)тих связей с поли­морфно извращенной сексуальностью ребенка. Прикоснове­ние, ритмическое поглаживание, теребение, потирание о его мягкую поверхность создает чувство удовольствия на коже (кожная эротика). Его запах, в особенности специфический свойственный ему запах тела, доставляет удовольствие, ко-