Смекни!
smekni.com

Сведенборг Эммануил - Апокалипсис открытый (стр. 186 из 211)

865. [Стих 11] "И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места" означает всеобщий Суд, произведенный Господом над всеми прежними небесами, в которых пребывали состоящие в гражданском и нравственном добре, но не в духовном добре, таким образом, походившие на Христиан во внешних началах, но во внутренних началах бывшие дьяволами; эти небеса с их землей были полностью рассеяны так, чтобы ничего от них не являлось более. Прежде, чем это будет объяснено в порядке буквальном, необходимо нечто сказать о всеобщем Суде, о котором здесь говорится. Со времени, когда Господь был в мире, когда Он Сам Лично произвел Последний Суд, было позволено, чтобы состоящие в гражданском и нравственном добре, хотя не в духовном добре, отчего во внешних началах они казались Христианами, во внутренних же началах были дьяволами, дольше других могли оставаться в мире духов, который находится посредине между небом и адом. Тогда им было позволено создать там для себя постоянные жилища, а также злоупотреблением соответствиями и фантазиями составить для себя как бы небеса, которые они действительно образовали в большом изобилии. Но когда они умножились до такой степени, что стали препятствовать духовному свету и духовному теплу, сходящему с высших небес к людям на землю, тогда Господь произвел Последний Суд и рассеял эти мнимые небеса. Это совершилось таким способом, что внешние начала, которыми они подражали Христианам, были отняты, а внутренние начала, в которых они были дьяволами – открыты, и тогда проявилось, каковы они были в себе; проявившиеся как дьяволы были низвержены в ад, каждый по злу своей жизни. Это совершилось в 1757 году. Но более об этом всеобщем Суде может быть видно в небольшой работе "О Последнем Суде", изданной в Лондоне в 1758 году, и в "Продолжении об этом Суде", изданном в Амстердаме в 1763. Теперь приступим к объяснению. "Великим белым престолом и Сидящим на нем" означается всеобщий Суд, совершенный Господом. "Престолом" означается небо, а также Суд (п. 229); под "Сидящим на престоле" понимается Господь (п. 808 до конца). Престол казался "белым", ибо Суд совершался по Божественным истинам, так как "белый" относится к истине (п. 167, 379). Престол казался "великим", потому что Суд также совершался по Божественному Благу, так как "великий" относится к благу (п. 656, 663). "От лица Которого бежало небо и земля" означает, что те небеса, которые они сотворили для себя (о чем говорилось выше) с их пространствами, были рассеяны, потому что в духовном мире, также как в природном мире, есть земли, как видно (п. 260, 331); но земли, подобно всему остальному там, имеют духовное происхождение. "И не нашлось им места" означает, что небеса с их пространствами были полностью рассеяны так, чтобы ничего от них более не являлось. Из этого можно заключить, что словами "увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места" означается всеобщий Суд, совершенный Господом над всеми прежними небесами, в которых пребывали состоящие в гражданском и нравственном добре, но не в духовном добре, таким образом, подражавшие Христианам во внешних началах, но во внутренних началах бывшие дьяволами; эти небеса с их пространствами были полностью рассеяны так, чтобы ничего из них не являлось более.

866. [Стих 12] "И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих перед Богом" означает всех, умерших на земле, в каком бы они не были положении и качестве, теперь пребывающих в мире духов, собранных Господом для Суда. "Мертвыми" означаются все, отошедшие от земли, или умершие телом, о которых более сказано ниже. Словами "малые и великие" означается, в каком бы они не были положении и качестве (как п. 604). "Стоять перед Богом", то есть перед "Сидящим на престоле", означает предстать и собраться на Суд. "Мертвыми" в Слове означается то же, что и "смертями", а "смертями" означаются различные предметы; ибо "смертью" означается не только угасание природной жизни, что является кончиной, но также и угасание духовной жизни, что является осуждением. "Смертью" также означается угасание плотских страстей или похотей плоти, после чего наступает новое начало жизни. Подобным образом, "смертью" означается воскресение, потому что человек после смерти тотчас восстает снова. Также "смертью" означается пренебрежение, не признание и отвержение миром. Но в самом общем смысле "смертью" означается то же, что и дьяволом, поэтому дьявол также называется "смертью", под "дьяволом" же понимается ад, где пребывают называющиеся дьяволами. Следовательно, под "смертью" также понимается зло воли, приводящее к тому, что человек становится дьяволом. "Смерть" понимается в этом последнем смысле в следующем стихе, где говорится, что "смерть и ад отдали своих мертвецов", и что "они были брошены в озеро огненное". Из этого можно заключить, кто означается "мертвым" в каждом смысле. Здесь означаются все, отошедшие от мира, или умершие на земле, и пребывающие в мире духов. Говорится в мире духов, потому что все прибывают сначала в этот мир после смерти, и там добрые приготовляются к небу, а злые – к аду; одни пребывают там только месяц или год, а другие от десяти до тридцати лет; те же, которым было позволено создать для себя как бы небеса, остаются на несколько столетий; но в настоящее время не более двадцати лет. Их огромное множество, есть там общества, как на небесах и в адах. Об этом мире смотрите выше (п. 784, 791). Последний Суд был совершен над пребывавшими в том мире, но не над теми, которые были на небе или в аду, ибо пребывающие на небе были спасены прежде, а бывшие в аду –прежде осуждены. Отсюда ясно, как заблуждаются те, которые верят, что Последний Суд будет происходить на земле, и что тогда люди восстанут вновь своими телами. Ибо все, жившие от начала создания мира, пребывают в духовном мире, будучи облеченными духовными телами. Перед глазами тех, которые духовны, они являются как люди, в подобной форме, также как пребывающие в природном мире являются перед глазами тех, которые природны.

867. "И книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни" означает, что внутренние начала духа всех их были открыты, и через наитие света и тепла с неба было усмотрено и постигнуто, каковы они в отношении чувств, происходящих от любви или воли, следовательно, в отношении мыслей, происходящих от веры или разумения, как злые, так и добрые. Под "книгами" не понимаются книги, но внутренние начала духа тех, которые были судимы, под "книгами" – внутренние начала духа тех, которые были злы и осуждены на смерть, а под "книгой жизни" – таковых, которые были добры и судимы к жизни. Они называются "книгами", потому что во внутренних началах духа каждого написано все, что каждый думал, предполагал, говорил и делал по воле или по любви, следовательно, по разумению или по вере. Все это написано в жизни каждого с такой большой точностью, что абсолютно ничего не упущено. Все это является в отношении их качеств в жизнеподобной действительности, когда духовный свет, который есть мудрость от Господа, и духовное тепло, которое есть любовь от Господа, наитствуют через небо. Духовный свет раскрывает мысли, происходящие от разумения и веры, а духовное тепло раскрывает чувства, происходящие от воли и любви; тогда как вместе духовный свет и духовное тепло раскрывают намерения и усилия. Это так; я не говорю, что рациональный человек может видеть из света своего собственного разумения; но он может видеть, если только пожелает, только бы он захотел понять, что существует духовный свет, освещающий разумение, и духовное тепло, согревающее волю.

868. "И мертвые были судимы по написанному в книгах, сообразно с делами своими" означает, что они все были судимы по их внутренней жизни во внешних началах. "Мертвыми" означаются все, умершие на земле и пребывающие тогда в мире духов, как выше (п. 866). "По написанному в книгах" означает по открытым тогда внутренним началам духа каждого, как выше (п. 867). "Сообразно с делами своими" означает в соответствии с внутренней жизнью каждого во внешних началах. Что это означается "делами" в Слове, может быть видно выше (п. 72, 76, 94, 141, 641); к этому я добавлю следующее, что есть дела духа и дела тела, те и другие внутренние и в то же время внешние. Делами духа являются намерения и усилия, а делами тела – выражения и действия. Те и другие исходят от внутренней жизни человека, принадлежащей его воле или любви. То, что не оканчивается в делах, внутреннее ли это, принадлежащее духу, или внешнее, принадлежащее телу, не содержится в жизни человека, поскольку, хотя это и влияет из мира духов, но не принимается. Поэтому оно уподобляется образам, мерцающим в глазах, и запахам, ударяющим в ноздри, от которых человек отвращает свое лицо. Но более об этом вопросе может быть видно в местах, приведенных выше, где также помещены некоторые отрывки из Слова, доказывающие, что человек судится по своим делам. Кроме них приводятся также следующие слова из Павла:

Ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,

Который воздаст каждому по делам его (Рим. 2:5, 6).

Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить

соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5:10).