Смекни!
smekni.com

Зао "Бизнес-школа "Интел-Синтез" (стр. 6 из 95)

Философский а так же социологический подходы позволяют так -же раскрывать сущность государства через такие его характерис-

тики, как политическая, структурная, территориальное образование, ко­торые придают ему большую социальную и культурную ценность.

Остается дифференциация интересов у различных индивидов и их разнообразных групп, у различных поколений, представителей раз­личных национальностей, регионов и т.п. Эти интересы регулируются властью или политиками на основе компромисса, т.е. взаимных усту­пок. Одновременно гражданское общество становится реальной силой государства, что делает последнее политической формой или оболоч­кой общества и побуждает его выражать согласованную волю и интересы всего общества, а не только господствующей элиты или особой публичной власти, стоящей над обществом. Иными словами, позволяет государству стать справедливым (по Платону) или служить институ­том для защиты граждан (по К.Попперу). Указанная трансформация государства имеет место благодаря таким эффективным средствам, как политические партии и движения, профсоюзы, трудовые коллек­тивы, религиозные конфессии и т.п.

Таким образом, сущность государства отличают противоречивые стороны и тенденции, одновременно выражающие классовые и общесоциальные интересы или даже общесоциальные и классовые интересы. В этом случае государство выступает как носитель некой "общей функции", т.е. в осуществлении публичной власти наряду с господствующим классом, господствующей элитой участвует все об­щество. И тогда целью государства становится всеобщий интерес. Такое государство можно рассматривать как форму гражданского общества, отвечающую по своему содержанию его внутренним потребностям. При этом социальное государство и гражданское об­щество находятся в состоянии непрерывного противоречивого взаимодействия.

Государство находит право в жизни, закрепляет его в определен­ных источниках, т.е. придает нормам права общеобязательный для адресатов характер, охраняет и защищает их. Содержание права принято определять через принципы:

1) "разрешено все, что не запрещено", который действует в иму­щественной сфере, создавая автономию, равенство и самостоятель­ность договаривающихся сторон;

2) "запрещено все, что не разрешено", который действует в сфере государственного управления, определяя отношения "власти — под­чинения".

Высокая степень социальности государства и проявление правом своей гуманистической функции, т.е. средства достижения согласия в

обществе на основе компромисса, вовсе не исключает наличие в реальной действительности многих социальных проблем: и в таких государствах существуют миллионы безработных, бездомных, неграмот­ных (во всяком случае применительно к компьютерной технике), есть немало бедных и даже нищих. Сохраняет свою силу принцип: "музыку заказывает тот, кто платит", поэтому определенная, нередко значитель­ная часть населения фактически не может использовать многие свои личные, политические, социально — экономические и культурные права и свободы, т.е. в полной мере реализовать свой правовой статус.

Итак, право — это соответствующая конкретно — историческим условиям и определяемая глубинными потребностями жизни общества регулятивная система , состоящая из принципов и норм (правил по­ведения), обеспечивающая упорядоченность и устойчивость обще­ственных отношений. Эффективно выполнять свои общесоциальные функции право может, лишь являясь нормативно — закрепленной справедливостью.

§ 4. Органы государства и его аппарат

Государственная власть является разновидностью социальной власти, т.е. способности подчинять своей воле волю и поведение других людей, входящих в определенное сообщество. Такая власть изначально присуща человеческому обществу. При первобытнообщинном строе в ее осуществлении участвовали все взрослые члены рода или племени, и эта власть отражала интересы всего общества.

В государственно-организованном обществе власть приобретает политический характер. Политическая власть характеризуется тем, что она осуществляется уже не всем обществом, а его частью, и реализует не только общественные интересы, но и (а зачастую и в первую очередь) особые интересы определенной социальной груп­пы, не совпадающие с интересами всего общества.

Политический характер имеет и государственная власть, которая понимается как руководство обществом при помощи специального, отделенного от общества аппарата, опирающегося на силовые структуры, реализующие при необходимости меры государственного принуждения.

Реализация государственной власти называется государственным управлением, которое осуществляется посредством соответствующего механизма.

Под механизмом государственной власти понимается взятая в единстве совокупность (система) всех организационных форм и средств, при помощи которых осуществляется государственное управление обществом. В этот механизм входят пять компонентов (под­систем): институциональный, коммуникативный, нормативный, идео­логический и функциональный.

Институциональный компонент включает, с одной стороны, управляющую систему — совокупность структур, осуществляющих государственную власть, т.е. механизм государства, речь о котором пойдет далее, а с другой — управляемую систему, т.е. граждан, раз­личные их организации и объединения (производственные, профессиональные, политические, религиозные, коммерческие и иные).

Коммуникативный — совокупность общественных отношений и иных связей и взаимодействий как внутри этих систем, так и между ними. Важнейшей частью этой подсистемы являются отношения власти — подчинения (властеотношения).

Нормативный — совокупность всех социальных норм (правовых, политических, нравственных и др.), на реализации которых основано осуществление государственной власти.

Функциональный — деятельность, поведение участников общественных отношений, в которых реализуется государственная власть.

Идеологический — совокупность идей, взглядов, оценок, сужде­ний, эмоций и проч., на которых базируется деятельность, поведение участников указанных общественных отношений.

Горизонтальные потоки информации связывают субъектов одного уровня и представляют собой сведения, обеспечивающие их согласованную деятельность. Вертикальные потоки информации связывают субъектов разного уровня. При этом снизу — вверх в основном идет информация о состоянии объектов управления, а сверху — вниз "ко­манды", в том числе как общего характера (правовые предписания), так и индивидуального: распоряжения, приказы и проч. по конкретным вопросам.

В обыденном, а иногда и в научном сознании бытует мнение о всесилии государственной власти. Это особенно характерно для на — шей страны, поскольку в государстве долгие годы видели главное орудие социальных преобразований. Между тем, возможности го­сударства несомненно ограничены. Прежде всего следует выделить две границы государственного вмешательства в жизнь общества — верхнюю (границу возможного) и нижнюю (границу необходимого или целесообразного). В жизни эти границы нередко нарушаются:

государство пытается влиять на то, что находится за пределами его возможностей или вмешивается в вопросы, которые могут быть успешно решены без его участия. Но и в том, и в другом случаях такое вмешательство оказывается либо бесполезным, либо вредным, тормозящим общественный прогресс.

Пределы возможности вмешательства государства в обществен­ные отношения, (т.е. верхняя граница) определяются следующими обстоятельствами:

Во-первых, это законы природы: никакое воздействие государ­ственной власти не способно их преодолеть (такие попытки бывали и неизменно свидетельствовали о том, что подобные вопросы должны решаться наукой, а не государством, напротив, государственная деятельность должна иметь научные основы).

Во-вторых, это законы общественного, в том числе экономического развития, которые также государство нередко игнорирует.

В-третьих, невозможность государственного вмешательства определяется уровнем духовной, и прежде всего политической, правовой и нравственной культуры населения.

И, наконец, в-четвертых, возможности власти ограничены существованием неотъемлемых прав человека и гражданина.

Если в трех первых случаях государственное вмешательство во многом связано с недостаточным уровнем познания соответствующих явлений и процессов, то в четвертом — существуют объективные критерии в виде соответствующих международно — правовых стандартов.

Вторая, нижняя граница государственно — властного вмешательства определяется прежде всего двумя обстоятельствами, а точнее их сочетанием. Первое из них — важность, значимость для общества соответствующих общественных отношений. Следует отметить, что на практике существует два пути решения этой проблемы. С одной стороны — это попытка все регламентировать посредством "дополнения" законов многочисленными инструкциями, что имело место у нас. Однако чрезмерное (до десятков и сотен тысяч) количество инструкций нередко приводило к противоположному результату: к незнанию правовых предписаний, пренебрежению законом и проч. И поскольку в принципе невозможно предусмотреть все жизненные обстоятельства, которые могут возникнуть, то более предпочтительным представляется второй путь: наделение некоторых субъектов, реализующих законы (обычно судов), правотворческими полномочи­ями, как это имеет место в Англии, США и некоторых других странах. Однако для такого решения необходим исключительно высокий уро­вень правовой и нравственной культуры как субъектов, наделенных

правом дополнять законы, т.е. судей, так и населения, что в наших условиях пока недостижимо.

Наряду с этим граница необходимого определяется возможностями саморегуляции определенных общественных отношений. Боль­шинство таких отношений регулируется без вмешательства государства различными социальными нормами, в основном нормами мора­ли. Если такое регулирование обеспечивает порядок в обществе, не наносит вред интересам граждан, их объединений или государства, то, как правило, государственно - властное вмешательство приносит только вред. Здесь, как в медицине, должен действовать принцип "не навреди".