Смекни!
smekni.com

Зао "Бизнес-школа "Интел-Синтез" (стр. 67 из 95)

Петр I провел преобразования и монетной системы. До него че­канка монет производилась не только государством, но и частными ремесленниками, золотых и серебряных дел мастерами под надзором правительства и с уплатой пошлины. Петр превратил монетное дело в монополию государства, что содействовало упорядочению денеж­ной системы.

Придавая большое значение развитию внутренней и внешней тор­говли, Петр осуществил ряд мероприятий для создания особого со­словия — русского купечества, в том числе в 1699 г. предоставил городскому населению право самоуправления. В городах были созда­ны выборные органы управления; деятельность торговых и посадс­ких людей перестала относиться к ведению воевод и приказов. В 1718 г. в городах были созданы магистраты. Купечество вместе с промышленными людьми и некоторыми другими группами населе­ния было выделено в особую, привилегированную группу — гиль­дию. В с^ебных делах купечество подлежало ведению магистрата Коммерц коллегия обязана была заботиться о купечестве.

268

В торговой политике Петра I важным звеном было расширение государственной монополии не только во внешней, но и во внутрен­ней торговле. Круг товаров, торговля которыми считалась монополи -ей государства, неуклонно расширялся. К ним относились, напри­мер, смола, икра, поташ, деготь, сало, собольи меха, вино, соль, табак. Такая монополия приносила значительный доход государственной казне, но сдерживала развитие частнопредпринимательской торгов­ли, ограничивая тем самым финансовые возможности государства. Поэтому в последние годы царствования Петра в торговой политике были произведены серьезные изменения.

Петр I понимал государство как направляющую силу развития экономики, а законодательство считал мощным рычагом реализации намеченных программ. Поэтому издание указов, регламентов, инст­рукций было важной формой государственной деятельности. Иначе говоря, то, что теперь признано государственным менеджментом, в петровскую эпоху использовалось в значительной мере и весьма продуктивно.

Осуществляя хозяйственную функцию государства, царь развер­нул в больших по тому времени масштабах строительство казенных заводов, каналов и развил казенную торговлю на внутреннем и внеш -нем рынках. Более того, он полагал, что государство должно поддер­живать и поощрять частную инициативу и предпринимательство, учить своих подданных рациональному ведению хозяйства, насаждать но -вые формы организации труда, сочетая при этом помощь и пропа­ганду с принуждением

Еще в начале своих реформ Петр привлекал к созданию крупной промышленности и частных предпринимателей — Строганова, Де -мидова и др. С этой целью создавались компании, которым нередко передавались и казенные заводы. Развитие частного предпринима­тельства содействовало конкуренции, о важной роли которой гово­рилось в специальном пункте Регламента мануфактур — коллегии: "Над­лежит Коллегии осторожность иметь, когда кому дается привилегия для утверждения какой -либо фабрики, то других, которых такияж со временем учредить похотят, не подлежит выключать, чтобы их до ; того не допускать, ибо из ревности между заводчиками нетокмо раз -i множение может происходить, но и достоинство оных, и деланные [товары будут продавать посредственною ценою, и сим образом под-\ данным его величества не без пользы быти может"1.

С целью содействия отечественной промышленности таможен­ные правила ограничивали ввоз промышленных изделий, которые

' Полное собрание законов... T.VII. № 4378. С. 169.

-------------------------------269—--------

i

могли бы производиться в России. Пошлина устанавливалась тем выше, чем больше было развито отечественное производство данного товара. Этот же принцип был основой и вывозных пошлин, — так, резко были увеличены вывозные пошлины на многие виды сырья, необходимые отечественной промышленности.

Налоговая система. В России с давних времен существовали пря -мые и косвенные налоги. До Петра прямые налоги приносили 33,7, а косвенные — 44,4% государственного дохода. В результате введения Петром подушной подати и повышения ее размера удельный вес прямых налогов в 1724 г. увеличился до 55%. Проводя реформы нало­говой системы, царь пытался увеличить доходы государства "без тя — гости народа". Для этого, по его мнению, необходимы были справед­ливость и равенство в податях с учетом доходов. В его регламенте подчеркиваются взаимная зависимость налоговой системы и всего народного хозяйства, необходимость соизмерения величины налогов с имущественным состоянием плательщика.

Противоречивым было отношение Петра к весьма актуальной ныне проблеме в России — к взяточничеству. С одной стороны, он прояв­лял лояльность. Государство не могло обеспечить своих служащих жалованием, необходимым для их нормального проживания, поэтому позволяло им кормиться от дел. Когда сотрудники Секретного стола сенатской канцелярии пожаловались царю на бедность и попросили прибавки жалования, на их просьбе он написал: "Вместо жалования ведать в Секретном столе все иноземческие и строгоновы дела .."J. С другой стороны, он решительно боролся с казнокрадством. С.Соловь— ев со ссылкой на современников Петра приводит случай, когда, слу­шая в Сенате дела о казнокрадстве, Петр I рассвирепел и сказал генерал-прокурору Ягужинскому: "Напиши именной указ, что если кто и на столько украдет, что можно купить веревку, то будет пове -шен". Прокурор ответил: "Государь, неужели вы хотите остаться без служителей и подданных? Мы все воруем, с тем только различием, что один больше и приметнее, чем другой". Царь рассмеялся2.

Реформы Петра в разных отраслях хозяйства вызывали насущ­ную необходимость подготовки кадров. С этой целью многие моло — дые люди из дворян и купцов направлялись для учебы за границу. Активно шла их подготовка и в России. Особенно важным направле­нием в учебе было экономическое образование.

1 Соловьев С. История России с древнейших времен. В 15 кн. Кн. 8. — М., 1962. С. 484.

2 Там же. С. 491.

_________-------------------270-----------------------------------

Историки и экономисты весьма противоречиво оценивают ре-L формы Петра I. Но мало кто из них пытается отрицать позитивное | влияние этих реформ на развитие России. По мнению академика : С.Г.Струмилина, отсталая допетровская Россия после Петра, вплоть до промышленного переворота в Англии и Великой французской рево-[люции, действительно "выскочила" на время из экономической от­сталости не только по сравнению с Францией. В области черной металлургии она заняла даже 1 - е место в мире.

§ 3. Замена петровских коллегий министерствами и протекционизм

После кончины Петра в 1725 г. продолжение курса реформ стало носить противоречивый характер. В целом созданная им система уп­равления была уже необратимой. Но относительно отдельных позиций и способов регулирования хозяйства его приемники вносили измене -ния и поправки, соответствующие их образу мысли, а чаще всего соответствующие интересам их иностранного окружения. За 37 лет после смерти Петра Великого на российском троне побывало шесть царских особ, и только Екатерина II (1729—1796), которая находилась у власти почти всю вторую половину XVIII в. (с 1762 по 1796), оставила значительный след в истории России и развитии ее экономики.

В постпетровский период в российской экономике развивались 2 противоположные тенденции: ослабление и отмена крепостного пра­ва, сдерживавшего развитие капиталистических отношений; усиле­ние крепостничества и укрепление дворянства.

; Среди дворян-идеологов первой половины XVIII в. видное место занимал Артемий Петрович Волынский (1689—1740), происходивший из старинного дворянского рода. В 1738 г., в правление Анны Ива­новны он был назначен кабинет-министром и проявил весьма незау­рядные способности по улучшению государственного управления. Но его активная деятельность на этом высоком посту была не по ;душе немецкому окружению царицы во главе с Э.Бироном, которое демонстративно оттесняло русских от управления государством. Во-Тлынский стремился ограничить влияние иностранцев при дворе и возглавил оппозицию против них. Но вследствие происков всесиль-

^ного в то время Бирона в 1740 он был арестован, обвинен в подготовке ударственного переворота, во взяточничестве и многих других тяж -х преступлениях и в том же году казнен.

Последовательным идеологом крепостничества был и Василий Никитич Татищев (1686—1750), выходец из знатного, но обедневшего

271

дворянского рода. В 1719 г. по поручению Петра I Татищев занялся географическим описанием и исследованием истории России. В то время не существовало отечественной истории и географии, напи­санных русскими авторами, а в сочинениях иностранцев, по оценке Татищева, множество фактических ошибок, вымыслов и клеветы1. В начале 30 —х гг. Татищев был главным управителем горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях. Но его деятельность была не по душе Бирону и другим иностранным чиновникам, которые добыва­лись передачи казенных заводов в частные руки. Поэтому Татищева перевели в Оренбург, а в 1741 году назначили астраханским губер­натором. Однако недоброжелатели и здесь не оставили его в покое, и в 1745 г. Татищев вновь подвергся опале и был отдан под суд. После­дние годы он жил в подмосковном Болдино и полностью сосредото -чился на занятиях наукой.

Анализируя экономическую политику, Татищев осуждал преемни­ков Петра I. Роль мануфактур — коллегий и коммерц - коллегий была резко снижена; многие заводы разорены, уставы и учреждения отри -нуты или переменены. Он одобрял политику Елизаветы Петровны, которая вновь ввела петровские уставы и восстановила учрежден -ные им органы управления торговлей и промышленностью. Татищев считал полезным дальнейшее совершенствование экономической по -литики Петра. Он советовал Елизавете сохранить основу петровской политики, но в ней "нечто исправить, дополнить или переменить"2.