Смекни!
smekni.com

Зао "Бизнес-школа "Интел-Синтез" (стр. 69 из 95)

Стремительная бюрократизация госаппарата, происходившая в России в конце XVIII в. — начале XIX в., содержала в себе угрозу полного подчинения и общества, и самого императора власти чинов — ников. Устранить эту угрозу Александр рассчитывал упорядочением всех звеньев управленческого аппарата, рационализацией полити­ческого устройства на основе принципов законности и граждан­ственности.

Проект государственных реформ он поручил подготовить своему ближайшему помощнику М.М.Сперанскому (1772—1839). С прихо­дом к власти Александра I Михаил Михайлович Сперанский был назначен статс-секретарем "Негласного комитета", получив высокий чин действительного статского советника. В качестве советника по гражданским делам осенью 1808 г. он принимал участие во встрече в Эрфурте Александра I с Наполеоном, который в знак особого ува — жения к Сперанскому подарил ему усыпанную бриллиантами таба­керку с собственным изображением.

Цель преобразований общественно — политического строя России Сперанский видел в придании самодержавию внешней формы кон — ституционной монархии, опирающейся на силу закона. Закон дол­жен был определять основные принципы устройства и функциони — рования государственной власти. Систему власти Сперанский в со —

276

1

ответствии с принципом Ш.Монтескье предложил разделить на 3 части: законодательную, исполнительную и судебную. Предус­матривалось создание соответствующих органов, осуществляющих руководство ими. Вопросами законодательства занимались бы Госу­дарственная Дума, суда — Сенат, управления государством — ми­нистерства, ответственные перед Думой. Но подготовленный Спе -ранским и уже одобренный Александром проект преобразования Сената, предусматривавший отделение его судебной функции от ад­министративной с созданием двух Сенатов — правительствующего и судебного, — так и не был введен в действие.

Представители реакционной группировки, питавшие жгучую не -нависть к "выскочке —семинаристу", обвинили его в государственной измене. В марте 1812 г. император объявил Сперанскому, что ввиду приближения неприятеля к пределам государства невозможно про­верить все обвинения, выдвинутые в его адрес, и Сперанский был сослан вначале в Нижний Новгород, а затем в Пермь. В 1819 г. Александр I назначил его генерал — губернатором Сибири, признав этим несправедливость выдвигавшихся ранее против него обвине­ний. В 1821 г. Сперанский был возвращен в Петербург и назначен членом Государственного совета и Сибирского комитета, управляю — щим Комиссией составления законов.

Николай Семенович Мордвинов (1754—1845), ближайший сотруд­ник М.М.Сперанского по разработке плана улучшения финансовой системы России. В 1823—1840 гг. Мордвинов был президентом Воль­ного экономического общества. Мордвинов по своим убеждениям был монархистом и стремился еще больше усилить роль дворянства в управлении государством. Но как патриот, высокоодаренный уче­ный, имеющий большой практический опыт государственный дея — тель он понимал, что процветание России и ее международный авто — ритет находятся в прямой зависимости от экономической мощи госу­дарства. Для этого он считал необходимым "переменить систему российского хозяйства, т.е. "вывести Россию из земледельческого хозяйства в рукодельное и промышленное"1. Понимая важное значе­ние сельского хозяйства, он в отличие от многих политиков и ученых своего времени понимал и всемерно стремился убедить всех в том, что без быстрого развития промышленности Россия не сможет пре — одолеть однобокий аграрный путь развития, а следовательно, и свою экономическую отсталость. Именно с этих позиций он и предлагал свой протекционистский запретительный тариф, который, по его

; Мордвинов Н.С. О мерах улучшения государственных доходов. Изб. произв. — М.: Госполшпиздат, 1945. С. 218.

------------------------------277—--------------------------

11

мнению, является мощным рычагом защиты отечественной промыш — ленности от иностранной конкуренции.

Высоко оценивая идеи А.Смита, изложенные в его книге "Иссле — дование о природе и причинах богатства народов", Мордвинов реши­тельно выступил против неограниченной свободы международной торговли. ПоддеРживая идею Смита о разделении труда, он был про­тив такого международного разделения труда, при котором Россия была бы обречена на земледелие. Задолго до Ф.Листа, которого обыч — но считают классиком протекционизма, Мордвинов научно обосно — вал политическую и экономическую необходимость проведения та — кой политики. Критикуя догматический подход к применению тео — рий в жизни, он писал, что "никакое правило отвлеченное не может служить верным и неизменным руководством ни в управлении, ни в устроении. Каждый народ имеет обособленную свою степень про — свещения, деятельность и дух собственный; все сие не должно забы — ваемо быть, когда рассуждают о каком —либо правиле отвлеченном, сколько бы оно ни важную заключало в себе истину умственную, могущую правильно быть в общем токомо соображении"1. Идеи Мор­двинова тогда получили широкое распространение в западноевро­пейских государствах, которые игнорируя идеи Смита о свободе внешней торговли, развивали и укрепляли таможенные барьеры.

1 История русской экономической мысли. Т. 1.4.2. — М.: Госполитиздат, 1955. С.64

278

Глава XV — Социально-экономические преобразования Александра II и развитие капитализма

§ 1. Отмена крепостного права

Выступая перед предводителями дворянства в Москве 30 марта 1856 г., Александр II провозгласил: "Гораздо лучше, чтобы освобожде­ние крестьян произошло свыше, нежели снизу". С его согласия ми­нистр внутренних дел С.С.Ланский вел переговоры с предводителя­ми дворянства во время коронации в Москве о подаче дворянством просьб на имя царя об освобождении крестьян. К этому его побудило следующее.

Во-первых, в связи с поражением России в Крымской войне воз­никла острая необходимость пересмотреть внешнеполитический курс Николая I, преодолеть изоляцию, в которой оказалась Россия. Для этого следовало изменить общественное мнение в ведущих странах Европы относительно государственной политики России. Новому им -ператору России надо было продемонстрировать либеральность во внутренней политике. Особенно наглядно это отразилось в письме — ответе Александра II папе римскому Пию IX в 1859 г.; опровергая упреки в излишней благосклонности к Наполеону III, Александр II писал: "Что же касается до зловредных реформ, которые, как В. С - во говорите, он мне внушил, на это я могу сказать только одно: что совершеннолетию моему исполнилось уже много лет, и хотя я не имею претензии на гениальность, но чувствую в себе довольно здра -вого смысла, чтобы не следовать чьим бы то внушениям, без соб­ственного убеждения в пользе совета! Какие же зловредные рефор­мы я допускаю в своем государстве? Если В. С-во намекаете на мою решимость уничтожить крепостное право, то неужели верховный хри -стианский пастырь может назвать это зловредным? ...Если же по заключению мира император Наполеон убеждал меня приступить к этому делу, может быть, несколькими месяцами ранее, нежели я думал, то мое государственное здание нисколько не потерпело"1.

Во-вторых, понимание кризиса внутриполитического курса ни­колаевской системы. Запрет, наложенный Николаем I на печатное слово, доведенный в "мрачное семилетие" 1848—1855 гг. до цензур-

1 Великие реформы в России 1856—1874 гг. - М, 1992. С. 26.

279

ного террора, вызвал у общества острую потребность выговориться, т.е. привел к противоположному результату. В стране в больших масштабах распространялась рукописная литература. Гласность воз — никла стихийно и побуждала правительство к действиям. Гласность способствовала исчезновению страха перед властью, характерного для николаевской России. Раскрепощение духовных сил общества стало предпосылкой начала проведения реформ.

В-третьих, обострение экономической ситуации в стране. Крепо­стничество тормозило развитие прежде всего аграрного сектора. Но симптом несостоятельности существующей крепостнической систе -мы хозяйствования грозил заявить о себе в сфере, которой прави­тельство уделяло особое внимание, — финансовой. За 1853—1856 гг. общая сумма дефицита возросла с 52 млн. руб. до 307 млн. руб. серебром, более чем на 50% уменьшилась золотая обеспеченность бумажных денег. Постоянно растущий дефицит бюджета приближал страну к финансовому кризису, вынуждая правительство провести преобразования. В марте 1857 г. Александр писал брату великому князю Константину Николаевичу, который являлся членом Финансо — вого комитета: "Теперь меня крайне озабочивает положение наших финансов, оно таково, что нам надобно всеми средствами стараться из него выйти"1.

В-четвертых, проявление стихийной и осознанной необходимос­ти коренных преобразований всех сторон жизни российского обще­ства. Большинство населения страны считала, что прежняя система отжила свой век. Общество ожидало перемен. Известный политичес -кий и военный деятель Д.Милютин, посетивший Петербург после годичного отсутствия, писал на Кавказ князю А.И.Барятинскому: "Здесь вообще нашел я поразительное явление: стремление к преобразова­ниям, к изобретению чего-то нового обуяло всех и каждого; хотят, чтобы все прежнее ломали тут же, прежде чем обдумано новое"2.

Отмена крепостного права ("Положение 19 февраля 1861 г.") не­избежно требовала преобразований в различных сферах жизни, свя — занных с крепостничеством, и в первую очередь преобразования государственной удельной деревни. Более того, реформы удельных крестьян (1863 г.) и государственных крестьян (1866 и 1886 гг.) по­зволили расширить масштабы общей цели — создать мелкую кресть­янскую собственность и самостоятельное мелкое хозяйство, так как размеры крестьянских наделов здесь были значительно больше, чем у помещичьих крестьян.