Смекни!
smekni.com

Дворянское гнездо 2 (стр. 34 из 65)

наложили известный отпечаток на все названные произведения, объединяющиеся в

одном томе не только по хронологическим, но и по внутренним признакам.

"Рудиным" в основном была завершена длительная и многосторонняя работа

Тургенева над художественным воплощением социально-психологического типа,

занимавшего значительное место в русской общественной жизни в годы

николаевской реакции, - типа "лишних людей", или, как называл их сам

Тургенев, "русских людей культурного слоя" {См. в томе VI вступительную

статью к примечаниям.}. Но тема и ее проблематика далеко еще не были

исчерпаны, хотя восприятие автором героев рудинского типа, его суждение об

их исторической роли определились уже в первом романе Тургенева, После

"Рудина" перед писателем возникают новые проблемы, относящиеся к тому же

общему вопросу - об исторической и современной роли дворянской

интеллигенции, но возникают они в новых аспектах и изображаются с других

сторон. К развитию и углублению этой темы побуждало Тургенева то новое

состояние, в которое вступило русское общество после окончания Крымской

войны: сознание происшедшего перелома и невозможности сохранения старого,

николаевского порядка; ожидание близких реформ и надежда на новое

царствование, быстрое разочарование и недовольство медлительностью и

колебаниями правительства в вопросе о реформах; далее - с конца 1857 года -

первые, робкие и неясные, но уже реальные шаги в сторону отмены крепостного

права.

В предстоящих реформах, как думал Тургенев и как считали близкие ему

дворянские деятели, с которыми он общался за границей и особенно в Риме

зимой 1857-58 годов, роль передовой дворянской интеллигенции должна была

быть очень велика, и так называемые "лишние люди" должны были найти себе

достойное применение в реальной общественной деятельности.

Но вместе с тем личные переживания Тургенева, его собственное

мироощущение в те же годы складывались так, что наряду с общественными

вопросами, выдвигавшимися русской жизнью и волновавшими его, для писателя

возникали и вопросы иного, индивидуально-этического порядка. Этическая

проблематика была существенным звеном в прогрессивной идеологии этого

переходного времени; в нее входили и вопросы воспитания и подготовки

участников и деятелей новой исторической эпохи. Вопросы этики в их

соотношении с общественным делом занимали большое место и в системе

воззрений революционных демократов, в частности у Чернышевского, ко

трактовались ими не так, как Тургеневым.

Тургенев, считая эти годы переломными для себя не только в

литературно-общественном, но и в личном плане, переломными для всей его

жизни, особенно склонен был подводить итоги своему прошлому и заниматься

вопросами, одновременно лично психологического и общефилософского значения:

вопросом "личного счастья" человека или, точнее, его права на личное счастье

в столкновении с его нравственным и общественным долгом; вопросом об

отношении человеческой индивидуальности к окружающему ее миру, к природе, о

месте человека в природе; наконец - опять-таки не только в общественном, но

и в лично-этическом плане - вопросом об отношении дворянского интеллигента к

народу и о его долге перед народом.

Первый из этих вопросов - о возможности достижения человеком личного

счастья, когда эта возможность вступает в столкновение с моральным долгом, -

лежит в основе и "Фауста", и "Дворянского гнезда", и, хотя и в меньшей

степени, "Аси". Как это наблюдается не раз в творчестве Тургенева, вопрос

этот облекается в сюжетные формы, характерные для писателя, - в формы

"испытания" героев чувством любви, причем в обеих повестях - и в "Фаусте", и

в "Асе" - герой не выдерживает "испытания" и, как это уже было перед тем в

"Рудине", оказывается морально слабым и неустойчивым по сравнению с

героиней.

Та же основная тема в "Дворянском гнезде" осложняется и углубляется

тем, что, в отличие от "Рудина" и ряда других предшествующих произведений,

оба центральных персонажа романа, каждый по-своему, являются морально

сильными и своеобразными людьми. Поэтому и тема невозможности "личного

счастья" развита в "Дворянском гнезде" с наибольшей глубиной и наибольшим

трагизмом. При этом, однако, в самой сюжетной ситуации, изображенной в

романе, содержится новый элемент, отсутствующий в пессимистическом "Фаусте",

- суд писателя над прежними его идеалами самопожертвования. В отказе новых

героев Тургенева от личного счастья нашла проявление та душевная ущербность,

которая не дает им возможности стать новыми историческими деятелями. Но

крушение надежд на личное счастье приводит Лаврецкого к новой проблеме - к

мыслям о нравственном долге перед народом и о необходимости действенно

помогать ему. В эти переживания Лаврецкого, в разрешение моральных проблем,

поставленных в романе, Тургенев вложил много личного, отражающего испытанный

им зимой 1856-37 годов глубокий творческий и психологический кризис.

Между "Фаустом", наиболее законченно выражающим философию отречения и

пессимистический взгляд на жизнь, и "Дворянским гнездом", где идея отречения

подвергается пересмотру и, в конце концов, осуждению, лежит переход,

заполненный не только хронологически, но и в идейно-творческом отношении

"Асей" и "Поездкой в Полесье". Последняя повесть (или, точнее, очерк) по

своему происхождению и по времени замысла (1853) является своего рода

продолжением "Записок охотника", в число которых она даже была включена в

ближайшем издании сочинений Тургенева, 1860 года (но изъята из "Записок" и

перенесена в состав повестей во всех следующих изданиях). "Поездка в

Полесье" писалась с большими перерывами и при ее окончательной обработке в

1856-57 годах приобрела новые качества и наполнилась новым содержанием,

глубоко разнящимся от содержания и тона "Записок охотника". Большое место в

ней заняла философия природы в виде занимавшей Тургенева проблемы отношений

между человеком и природой, проблемы ничтожества человеческого разума перед

ее вечной стихийной жизнью, перед всемогущей силой, которой человек

подвластен. Постановка и разрешение этой проблемы восходят, с одной стороны,

к давним размышлениям Тургенева, неоднократно выражавшимся в его письмах, с

другой - к воздействию философии Шопенгауэра, которая именно в это время

особенно внимательно воспринимается Тургеневым.

Переход от "Фауста" и "Поездки в Полесье" к "Дворянскому гнезду"

знаменует, по существу, новый этап творческого пути Тургенева. В этом

романе, несмотря на то, что действие его отодвинуто назад, и даже на

довольно значительное расстояние (хронология событий, изображенных в нем,

точно определена как весна и лето 1842 года; предыстория - женитьба

Лаврецкого - относится к началу 30-х годов, а эпилог отнесен ко времени

через восемь лет после основного действия, т. е. к 1850 году, и все это

вполне соответствует реалиям романа), - несмотря на это, проблематика его

вполне современна годам, в которые он был написан. То же мы видим и в "Асе",

действие которой происходит "лет двадцать тому назад", т. е. в конце 1830-х

годов. Такой герой, как Лаврецкий, мог явиться только после Рудина, и

некоторые его демократические, "мужицкие" черты открывают путь к героям

нового типа - Инсарову и, в дальнейшем, Базарову. Что же касается "Аси", то

недаром Чернышевский воспользовался образами этой повести, имевшими

20-летнюю давность, для приговора над дворянским либерализмом конца 50-х

годов. В эпоху предреформенных ожиданий и все углубляющихся расхождений

между разночинцами-демократами и дворянами-либералами шедшие навстречу

революции демократы не только отказывались от союза с "лишними людьми"

(союза, который Чернышевский еще в конце 1856 года считал полезным и

желательным), но отказывали самим "лишним людям" в личной и общественной

положительной значимости. И сам Тургенев, признав крушение стремлений

Лаврецкого к личному счастью, увидел лишь один выход для его "одинокой

старости" и "бесполезной жизни": путь практической деятельности на пользу

крепостного крестьянства.

Таковы основные черты, определяющие эволюцию творчества Тургенева за

короткий, но наполненный важным содержанием период, охватываемый

произведениями 1856-1858 годов.

Тексты произведений, входящих в настоящий том, печатаются по последним

прижизненным авторизованным изданиям: "Фауст", "Поездка в Полесье", "Ася" -

по изданию Глазунова, СПб., 1883, том VII; последний отредактирован самим

Тургеневым. "Дворянское гнездо" - по предшествующему изданию, наследников

братьев Салаевых, СПб., 1880, том III, так как в издании 1883 года том III,

содержащий этот роман, Тургенев, будучи во время его подготовки тяжело болен

{Текст тома III для издания 1883 года - тома, содержащего "Рудина" и

"Дворянское гнездо", был просмотрен Тургеневым, но при пересылке из Парижа в

Россию затерялся, и писатель, не имея возможности просмотреть его вторично,

поручил это своему парижскому знакомому А. Ф. Онегину (см. наст, изд., т.

VI, стр. 494-495).}, просмотреть не смог.

Следует отметить, что в обоих изданиях - 1880 и 1883 - тексты, по

сравнению со всеми предшествующими изданиями, а также с автографами,

подверглись пересмотру и исправлению по линии приближения некоторых

просторечных и архаических форм языка, в их лексической и грамматической

структуре, к общелитературным формам, выработанным к концу 70-х годов.