Смекни!
smekni.com

Дворянское гнездо 2 (стр. 49 из 65)

большой точностью определить время работы писателя над этим произведением.

Кроме хронологических помет, сделанных самим автором на рукописи {На обложке

первой тетради, содержащей автограф произведения, написано: ""Дворянское

гнездо", повесть Ивана Тургенева. Задумана в начале 1856-го года; долго

очень не принимался за нее, все вертел ее в голове; начал вырабатывать ее

летом 1858-го года в Спасском. Кончена в понедельник, 27-го октября 1858-го

года в Спасском". В конце рукописи эти сведения повторяются с некоторым

уточнением: "[Кон.]. С. Спасское, 27-го октября 1858, в 1 час пополудни,

накануне того дня, когда мне стукнет 40 лет". Впервые воспроизведено: Mazon,

стр. 15.}, имеются косвенные данные о том или ином этапе работы писателя над

романом. Как свидетельствует характер правки, произведенной в рукописи,

Тургенев неоднократно обращался к тексту, исправляя, дополняя и

совершенствуя его. Чернила, почерк и расположение поправок позволяют

выделить первичный этап работы, когда писатель, находясь в Спасском,

создавал первый вариант текста, еще достаточно тесно связанный с замыслом

1856 г. (насколько можно судить по сходству с другими произведениями этого

периода) и значительно более краткий по объему, чем окончательная редакция.

На этом этапе автор, уже довольно четко представлявший себе основные черты

действующих лиц и общий план произведения (обычный для Тургенева

"формулярный список" персонажей "Дворянского гнезда" и план романа до нас не

дошли), стремился лучшим образом "разместить" задуманное, иногда меняя по

ходу работы детали отдельных сюжетных ситуаций или подробности

характеристик. Например, вначале слепой отец Лаврецкого метался в поисках

исцеления не по городам России, а за границей; слух о смерти Варвары

Павловны Лаврецкой в первом варианте распространяла она сама и т. п. На

первом же этапе, как всегда у Тургенева, тщательно отрабатывалась и

стилистическая ткань произведения.

Автограф содержит интересный материал для суждений о художественном

мастерстве Тургенева-романиста. Правка текста, система этой правки делают

очевидным процесс поисков наиболее выразительных средств повествования,

позволяют судить о художественной требовательности писателя, о его

необыкновенной чуткости к слову.

Сравнительное сопоставление интенсивности правки в различных частях

автографа приводит к заключению, что с наибольшей затратой труда на первом

этапе создания романа писатель вырабатывал текст в тех местах, где говорится

о Лемме, о Паншине, о Варваре Павловне {П. В. Анненков, хорошо знавший, как

шла работа Тургенева над романом, отмечает: "Паншин этот, по выделке, по

обилию и роскоши второстепенных подробностей, может быть, уступает в романе

только изображению "львицы" Варвары Павловны, обработанному автором с

изумительной тщательностью" (П. В. Анненков. Воспоминания и критические

очерки, отд. II. СПб., 1879, стр. 202).}. Результатом длительных поисков

явились и известные нам по окончательному тексту описания душевного

состояния Лаврецкого в момент зарождения его первой любви и в пору

горестного известия об измене жены. Почти каждая строка в этих эпизодах

имеет по несколько вариантов, иногда до 8 (см. варианты к стр. 170, строки

10-12).

С такой же взыскательностью относится Тургенев к своим пейзажным

зарисовкам. Упорная правка обращает на себя внимание в частности в тех

местах, где описывается путь Лаврецкого в Васильевское, старый сад родового

имения, весеннее пробуждение природы в день смерти старика Лаврецкого.

Второй этап работы Тургенева определяется по содержанию некоторых

дополнений, а также по расположению этих дополнений на полях рукописи. По

воспоминаниям П. В. Анненкова, И. А. Гончарова и другим свидетельствам,

известно, когда и какие замечания были сделаны Тургеневу после чтения

рукописи в узком кругу литераторов в Петербурге (см. об этом ниже). Многие

вставки представляют собой прямые отклики на эти замечания.

О третьем этапе сигнализируют те места текста, которые отсутствуют в

автографе, но появились в окончательной редакции. Последние доделки Тургенев

произвел уже в наборной рукописи романа перед отправкой ее в редакцию

журнала или в корректуре.

Кроме хронологических уточнений, черновой автограф "Дворянского гнезда"

дополняет наше представление о творческой истории этого произведения с точки

зрения эволюции его замысла, дает возможность проследить за тем, как,

видоизменяясь и созревая по ходу работы, воплощалась мысль писателя в

художественных образах, как преломлялись в творческом процессе современная

автору идеологическая и политическая жизнь, журнальная полемика, отдельные

биографические моменты.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ "ДВОРЯНСКОГО ГНЕЗДА."

Известный нам текст романа создавался на протяжении нескольких месяцев,

начиная с середины июня 1858 г., когда писатель приехал в Спасское, до

середины декабря того же года, когда в Петербурге были им закончены

последние исправления. Но замысел произведения, по собственному признанию

Тургенева, относится к 1856 г.

Первое упоминание о "Дворянском гнезде" как о повести,

предназначавшейся для "Современника", содержится в письме Тургенева к И. И.

Панаеву от 3/15 октября 1856 г.: "Моя новая большая повесть поспеет, если я

буду жив и здоров, к Новому году", - сообщает автор. Через три недели, 25

октября/6 ноября, он о том же пишет из Парижа В. П. Боткину: "...у меня уже

совсем сложен в голове план романа, и я набросал первые сцены...". Сообщение

о задуманной им "очень большой повести" повторяется и в письме Тургенева к

M. H. Лонгинову от 7/19 ноября 1856 г. Но в середине декабря творческий

подъем писателя заметно падает: постоянные недомогания мешают ему работать

-и 16/28 декабря 1856 г. он сообщает И. И. Панаеву о том, что не закончит

свою большую повесть к февральскому номеру "Современника" и что повесть эта

отложена в сторону (Т, Письма, т. III, стр. 18, 23, 36, 59).

Всю зиму 1856/57 г. Тургенев болел и жаловался на падение

работоспособности. Единственное его произведение этой поры - "Поездка в

Полесье". Тяжелые настроения, владевшие писателем в это время, привели к

решительному отказу от прежних творческих замыслов. Так, 17 февраля/1 марта

1857 г. Тургенев сообщает В. П. Боткину, что он уничтожил все свои

начинания, планы и т. д. (там же, т. III, стр. 91-92).

Возможно, что вместе с другими материалами были уничтожены и первые

наброски будущего "Дворянского гнезда". Каковы были эти первые наброски и

планы - сказать трудно, данных об этом не сохранилось. Можно только

предположить, что в этой первой редакции произведение имело другое название.

В письме к английскому переводчику "Дворянского гнезда" В. Рольстону от

8 декабря н. ст. 1868 г. Тургенев сообщает: "Я нахожу, что заглавие "Лиза"

очень удачное, тем более, что название "Дворянское гнездо" - не совсем

точное и было выбрано не мной, а моим издателем" (Т, Письма, т. VII, стр.

251, 415). В черновом автографе романа заглавие "Дворянское гнездо" написано

рукой Тургенева. По всей вероятности, говоря о другом заглавии, писатель

имел в виду первоначальный замысел 1856 г. Но и в 1856 году самое понятие

"дворянского гнезда" как синонима дворянской усадьбы {О родовых гнездах в

том же значении говорится в самом тексте романа (слова Глафиры Петровны, гл.

XV).} было только повторением устойчивой у Тургенева формулы. В рассказе

"Мой сосед Радилов" (1847) Тургенев сам дает толкование этого понятия:

"Прадеды наши, при выборе места для жительства, непременно отбивали десятины

две хорошей земли под фруктовый сад с липовыми аллеями. Лет через пятьдесят,

много семьдесят, эти усадьбы, "дворянские гнезда", понемногу исчезали с лица

земли..." (см. наст, изд., т. IV, стр. 53). Образ "гнезда" в применении к

собственной судьбе Тургенева неоднократно встречается в письмах его к разным

адресатам (см. Т, Письма, т. 1, стр. 41).

Расширительное значение названия "Дворянское гнездо", оттенявшее

социальную принадлежность действующих лиц романа, было замечено в критике П.

В. Анненковым, который усмотрел в этом названии оттенок горькой иронии

писателя по отношению к кругу поместного дворянства {П. В. Анненков.

"Дворянское гнездо". Роман И. С. Тургенева. - P Вести, 1859, т. XXII. Э 8.

стр. 532.}. Социальный аспект, характерный для "Дворянского гнезда",

очевидно, существовал уже и в замысле 1856 года. Сообщая в письме к В. П.

Боткину об отказе от прежних замыслов, Тургенев не случайно сопоставляет

двух "писателей с тенденциями": одного, якобы уходящего со сцены, т. е.

самого себя; и второго, пришедшего ему на смену - M. E. Салтыкова-Щедрина,

автора "Губернских очерков".

Новые упоминания о "Дворянском гнезде" в переписке Тургенева появляются

только в конце 1857 г. 22 декабря ст. ст.

1857 г. Тургенев, незадолго до того окончивший "Асю", в письме к Е. Е.

Ламберт рассказывает о своих новых литературных замыслах: "Я теперь занят

другою, большою повестью, главное лицо которой - девушка, существо

религиозное..." 1/13 января

1858 г. в письме к Панаеву Тургенев обещает привезти повесть к маю;

18/30 января сообщает о том, что он занят большой повестью, Некрасову ("план

ее известен Боткину и весьма им одобрен...") и в письме ему же от 27 марта/8

апреля обещает привезти свою "штуку" весной (Т, Письма, т. III, стр. 179,

186, 190,208).

Все это время Тургенев жил в Риме, где, по словам писателя, застали его

первые вести о намерении правительства освободить крестьян. Вести эти горячо