Смекни!
smekni.com

Дворянское гнездо 2 (стр. 65 из 65)

собственности. "Наконец в нынешнем столетии почти все европейские державы

признали кадастр единственной правильной основой для поземельного налога"

(В. Лебедев. О поземельном налоге. СПб., 1868, стр. 7). Этим и объясняется,

что ниже (гл. XXXIII) рассуждения Паншина ("... мы больны оттого, что только

наполовину сделались европейцами; чем мы ушиблись, тем мы и лечиться

должны") тотчас же напомнили Лаврецкому "идею кадастра", которую поручено

было популяризировать Паншину. Предварительные работы по установлению

поземельных оценок начаты были министерствам государственных имуществ в

конце 30-х и начале 40-х годов, но производство кадастровых операций тогда

еще не было облечено в форму закона.

Читали вы "Обермана"... - Когда В. Рольстон попросил разъяснить ему

смысл этого вопроса Паншина, Тургенев отвечал переводчику (19 ноября/1

декабря 1868 г. ): ""Оберман" - это заглавие одного романа вроде "Вертера",

написанного в начале этого века г-ном де Сенанкур; о нем вспомнили вновь лет

пятнадцать тому назад. Жорж Санд даже написала к нему предисловие. Это

помесь Вертера с Ж. Ж. Руссо. По времени его появления это одно из первых

произведений романтического и сантиментального направления" (Т, Письма, т.

VII, стр. 246, 414). К этой справке Тургенева можно было бы добавить, что

"Оберман" (1804) Сенанкура (1770-1846), строго говоря, не роман, а

психологический автопортрет, изображенный в серии писем героя к неизвестному

другу из уединенной швейцарской виллы. "Оберман" с предисловием Ж. Санд

издан в 1840 г. (переиздавался в 1844, 1847,1852, 1863, 1874 гг.).

...несколько стихотворений Лермонтова... - Заметив далее в скобках, что

Пушкин "не успел еще опять войти в моду", Тургенев хотел подчеркнуть, как

высоко ценили Лермонтова любители поэзии в начале 40-х годов. Белинский

неоднократно сопоставлял Лермонтова с Пушкиным. В цикле статей о Пушкине

Белинский утверждает, что Лермонтов призван был выразить отличительные

особенности нового времени: "Дух анализа, неукротимое стремление

исследования, страстное, полнее вражды и любви мышление сделались теперь

жизнию всякой истинной поэзии. Вот в чем время опередило поэзию Пушкина и

большую часть его произведений лишило тою животрепещущего интереса, который

возможен только как удовлетворительный ответ на тревожные, болезненные

вопросы настоящего" (Белинский, т. VII, стр. 105 и 344). Герцен утверждал,

что Лермонтов "полностью принадлежит к нашему поколению <...> Это уже не

были идеи просвещенного либерализма, идеи прогресса, - то были сомнения,

отрицания, мысли, полные ярости" (Герцен, т. VII, стр. 225). Чернышевский

отметил в своем дневнике (запись от 17 января 1850 г.): "...ставлю

Лермонтова выше Пушкина" (Чернышевский, т. I, стр. 353).

...начал, по поводу известной "Думы", укорять и упрекать новейшее

поколение... - "Дума" Лермонтова ("Начально я гляжу на наше поколенье")

впервые напечатана в январской книге "Отечественных записок" за 1839 год.

...сам Х<омяко>в признается... - Алексей Степанович Хомяков (1804-1860)

- поэт и публицист, один из теоретиков славянофильства. Хомяков утверждал в

"Московском сборнике" (1847), что в своих ранних статьях он "говорил о

ничтожестве всего, что сделано нами в науке и художествах, и о бессмысленном

нашем незнании нашего быта и его начал" (А. С. Хомяков. Полное собрание

сочинений, т. I, изд. 3. М., 1900, стр. 86). "Ничто не препятствует тому,

чтобы Хомяков был упомянут", - писал Тургенев Рольстону 19 ноября/1 декабря

1868 г. (Т, Письма, т. VII, стр. 247, 414) в ответ на его вопрос, можно ли

оставить эту фразу в английском тексте. Стр. 258. ...блестящий и трудный

этюд Герца. - Анри Герц (Henri Herz, 1806-1888), родом из Вены, популярный в

1830-50-е годы французский пианист и педагог (с 1842 г, - профессор

Парижской консерватории), автор многих салонно-виртуозных сочинений.

...шумный штраусовский вальс. - Тургенев имеет в виду одно из модных в

то время произведений Иоганна Штрауса (1804-1849), знаменитого венского

композитора, одного из канонизаторов классической музыкальной формы вальса и

других салонных танцев.

...ариею, из Лучии. - Ария из оперы Доницетти "Лючия ди Ламмермур"

(1835), в переложении для фортепиано.

...чуть ли не о самом Меттернихе. - Речь идет о Меттернихе (Metternich,

Clemens Wenzel, 1773-1859), знаменитом австрийском дипломате, долгие годы

занимавшем должность канцлера и министра иностранных дел австрийской

империи.

Знаете ли вы Son geloso или La cl darem или Mira la bianca luna? "Son

geloso" ("Я ревную") - дуэт Амины и Эльвино из оперы В. Беллини (1801-1835)

"Сомнамбула" (1831) - действие I, сцена 7; "La ci darem (la mano) ("Дай мне

руку") - дуэт Дон-Жуана и Церлины из оперы В. - А. Моцарта (1756-1791)

"Дон-Жуан" (1787), действие I, сцена 3; "Mira la bianca luna" ("Смотри, вот

бледная луна") - первая строка дуэта-ноктюрна для тенора и сопрано

"Серенада", входящего в цикл из 12 вокальных произведений Д. Россини

(1792-1868) "Музыкальные вечера" (Soirees musicales, 1835).

...сыграла две-три тальберговские вещицы. - Речь идет о фортепианных

произведениях Сигизмунда Тальберга (1812-1871), пианиста и композитора,

представителя сложного виртуозного стиля, автора многочисленных "вариаций" и

"фантазий" на темы из популярных опер Моцарта, Россини, Беллини и т. д.

...читала одни французские книжки ~ предпочитала Поль де Кока. -

Характеризуя невзыскательность литературных вкусов Варвары Павловны,

Тургенев приводит перечень всех наиболее известных французских писателей

1840-х годов и показывает, что ее интерес к этим писателям возрастал в

последовательности, обратной их действительным достоинствам. Наиболее

любимыми ею писателями оказались А. Дюма (см. текст, стр. 288; об отношении

Тургенева к "дюмасовщине"; см. наст, изд., т. V, стр. 373), Поль Феваль

(1817-1887) и Поль де Кок (1794-1871), занимательно описывавшие жизнь

парижского мещанства, студентов, гризеток и т. д. в многочисленных романах,

лишенных всякого психологического содержания.

...со стклянкой оподельдока... - Оподельдок - мазь для натирания

суставов - известное в то время средство против ревматизма.

...быть г-жою Дош... - Имеется в виду Мария Шарлотта Евгения Дош

(1823-1900), французская актриса, знаменитая исполнительница роли куртизанки

Маргариты Готье в драме А. Дюма "Дама с камелиями". Тургенев допустил здесь

известный анахронизм, так как указанная роль была впервые исполнена М. Дош в

1852 г.