Смекни!
smekni.com

Философия. Основные идеи и принципы Ракитов А.И. (стр. 103 из 107)

353


экологической катастрофы. Глобальный характер этой стратегии
следует подчеркнуть особо, так как предотвращение этой катаст-
рофы невозможно на чисто локальном или региональном уровне.

В основе современного экологического сознания лежат две
диаметрально противоположные философско-методологические
концепции. Первая исходит из утверждения, что природа несо-
вершенна и что помимо тех нарушений и отрицательных момен-
тов, которые привнесены в нее деятельностью человека, она сама
обладает рядом принципиальных изъянов. Поэтому выход из
сложившейся экологической ситуации сторонники этого взгляда
видят в так называемом экологическом производстве, призван-
ном улучшить и усовершенствовать природу с точки зрения оби-
тания в ней человека. Конечным итогом реализации такой кон-
цепции было бы полное слияние естественной и искусственной
среды обитания, причем вторая должна была бы поглотить пер-
вую. Однако этот подход встречает ряд возражений. Во-первых,
нет никаких однозначных и бесспорных доказательств неудовлет-
ворительности или несоответствия естественной среды окру-
жения оптимальным биосоциальным условиям деятельности
человека. Во-вторых, существует опасность, что активное эколо-
гическое производство нарушит хрупкое равновесие, все еще
имеющее место в природе, и сделает экологическую катастрофу
неотвратимой. В-третьих, очень велика опасность, что различные
биологически вредные для человека организмы (бактерии, ви-
русы, паразиты и т. п.) быстрее приспособятся к искусственно
созданным условиям обитания и создадут неотвратимую угрозу
для биологического существования вида homosapiens. В-четвер-
тых, в настоящее время не существует никаких способов точного
прогнозирования и оценки возможных последствий активного эко-
логического производства, поскольку биологическая и социальная
экосистемы настолько сложны, динамичны и регулируются таким
гигантским количеством взаимосвязей и взаимодействий, что не
поддаются моделированию даже с помощью воображаемых су-
пер-ЭВМ будущего, не говоря уже о ныне действующих компью-
терах.

Поэтому гораздо более реалистичной представляется другая
концепция, которая предлагает исходить из признания того, что:
1) следует сохранять и поддерживать существующую естествен-
ную среду обитания; 2) необходимо признать неизбежность науч-
но-технологического прогресса, но осуществлять его таким обра-
зом, чтобы в первую очередь развивались ресурсосберегающие
и безотходные технологии, максимально сохраняющие и не трав-
мирующие природу.

Вторая концепция, несомненно, является более реалистиче-
ской и предпочтительнее, хотя она и не свободна от ряда неясно-
стей. Прежде всего, она касается вопроса о том, в какой мере
можно и нужно изменять естественную среду обитания и в какой
такие изменения должны затрагивать искусственную среду обита-
ния — техносферу.

354


Говоря об экологическом кризисе и экологическом сознании,
следует учитывать, что человек, подобно всем биологическим ви-
дам, эволюционирует. Эта эволюция не ограничивается, как дума-
ют некоторые представители философской антропологии, лишь
изменением видов социальной деятельности, социальных структур
и типов организации общества. Изменения в естественной и искус-
ственной окружающей среде могут привести и к определенным
биологическим изменениям — мутациям, вызываемым химичес-
кими, физическими (например, радиоактивными, электромагнит-
ными), фармакологическими и социо-технологическими фактора-
ми. Так как суть эволюции заключается прежде всего в адаптации,
т. е. приспособлении к меняющимся условиям, то важно понять,
являются ли такие мутации эволюционно полезными или вредны-
ми. Оказывается, что в техносфере постоянно возникают и быстро
сменяют друг друга разнообразные факторы, вызывающие чаще
всего такие мутации, а также иные вредные последствия (болезни,
эпидемии и т. д.), которые ослабляют адаптационные механизмы
человека. Химические мутагены, результаты радиоактивных вы-
бросов и другие факторы также радикально влияют на наследст-
венность человека. История биологической эволюции показывает,
что лишь незначительная часть возникающих мутаций у живых ор-
ганизмов бывает полезной. Однако поскольку условия внешнего
естественного и искусственного окружения человека меняются
слишком быстро, чтобы даже потенциально полезные мутации по-
могли нам адаптироваться, то приходится согласиться с мнением
ряда ученых, что практически почти все такие мутации в совре-
менных условиях, вероятно, играют негативную роль. То обстоя-
тельство, что в большинстве промышленно развитых и развиваю-
щихся стран все более значительная часть населения проживает в
городах и работает на промышленных предприятиях, на транспор-
те и т. д., приводит к постоянным перегрузкам организма и психи-
ки человека. Ситуации и различные факторы, вызывающие край-
ние формы такой перегрузки — психические депрессии и стрес-
сы, называются депрессантами и стрессорами. Постоянное воз-
растание объема депрессантов и стрессоров в окружающей среде
может вызывать и действительно вызывает негативные биосоци-
альные последствия в жизни больших масс людей. Под влиянием
шумовых факторов у многих снижается слух, резко падает рабо-
тоспособность, транспортные и производственные перегрузки
приводят к снижению производительности труда и продуктивно-
сти умственной работы. Многие стрессоры и депрессанты, а также
алкоголь и наркотики одновременно оказываются и мутаген-
ными факторами, влияющими на наследственность. Наличие от-
носительно большого объема свободного времени, в течение ко-
торого человек, в отличие от своих предков, не занят напряжен-
ной борьбой за существование, приводит к двум взаимодопол-
няющим обстоятельствам. С одной стороны, развивается индустрия
развлечений, делающая человека пассивным потребителем мас-
сового искусства, с другой стороны, это приводит к тому, что зна-

355


чительная часть населения не в состоянии сама заполнить свой
досуг полезной, творческой, производительной или обществен-
ной деятельностью. Это вызывает хроническую скуку и, как след-
ствие, ведет к поискам альтернатив, в качестве которых чаще все-
го выступают сильнодействующие наркотики, транквилизаторы и
т. п. Все они так или иначе влияют на умственные способности лю-
дей и контактность, общительность, нравственные проявления,
чувства социальной ответственности и т. д.

Совместное проживание больших масс людей в условиях сов-
ременных городов имеет и другие негативные последствия. Жи-
тели многоквартирных домов чувствуют себя часто обезличенны-
ми, обреченными на потерю индивидуальности. Типовые кварти-
ры, типовая планировка, шеренги однообразных строений, стан-
дартная городская планировка, скученность на работе и дома, в
транспорте и местах отдыха, крайняя перегрузка обилием зри-
тельной и звуковой информации и вместе с тем жесткий контроль
со стороны многочисленных соседей и сослуживцев за поведени-
ем и акустическим режимом каждого человека часто вызывают
постоянную психическую подавленность, скованность инициати-
вы, ощущение постоянной принудительности и заорганизованно-
сти. Все это отрицательно сказывается и на здоровье, и на произ-
водительной деятельности людей.

Таким образом, осознание современной экологической ситуа-
ции позволяет ясно представить себе сложность подлежащих ре-
шению проблем. Чтобы не утратить свои высокие интеллектуаль-
ные и нравственные качества, чтобы сохранить себя как носителя
культуры, как личность, как творческую и вместе с тем критиче-
скую индивидуальность, человек должен, с одной стороны, доби-
ваться не господства, а гармонии и сотрудничества с природой.
Еще важнее осуществить реабилитацию, восстановление и рекон-
струкцию естественной окружающей среды по крайней мере в
том объеме, в каком это допускается интересами человека и
возможностями науки и технологии. С другой стороны, человек
должен жить в гармонии с самим собой. Старая английская посло-
вица гласит: «Благотворительность начинается у себя дома». Если
человек действительно хочет жить в гармонии с природой и спас-
ти себя от биологического исчезновения и деструкции, то он дол-
жен прежде всего создать такую гармонию в социальных отноше-
ниях. Таким образом, достижение социальной справедливости
и рациональной организации общественной деятельности образу-
ет реальные предпосылки установления гармонических отноше-
ний между обществом и природой.

На смену выдвинутому еще Ф. Бэконом целелолагающему
тезису, определяющему сверхзадачу человека, как господство
над природой, приходит новый целеполагающий тезис — гармо-
ния, взаимодействие, взаимоподдержка общества и природы, че-
ловека и окружающей среды. Однако провозгласить этот тезис
легче, чем осуществить. Дело в том, что и общество, и природа,
особенно живая, эволюционируют, и притом эволюционируют

356


совместно. Такой процесс называется коэволюцией. Она означает,
что не только человек переделывает природу, приспосабливается
к ней, но и природа, и прежде всего биосфера, приспосабливает-
ся к человеку, к техносфере. В процессе коэзолюции не только
исчезают многие дикорастущие растения и виды диких животных,
но и появляются новые, домистицированные (т. е. одомашненные)
биологические виды. В сфере же микроорганизмов вообще могут
появиться виды, не существовавшие ранее. Еще большую пробле-
му, связанную с коэволюцией, порождают биотехнология и ин-
формационная технология. Первая из них теснейшим образом
связана с генной инженерией и базируется на ней. Генная инжене-
рия, позволяющая на основе рекомбинации элементов молекул
ДНК переписывать наследственную информацию и создавать но-
вые гены, открывает возможность для появления принципиально
новых живых существ. Поскольку в настоящее время предвидеть
гигантский спектр связанных с этой деятельностью изменений
практически невозможно, то есть основания тредполагать, что
вследствие неполноты знаний, просчетов, безответственности экс-
периментаторов, халатности и даже прямых преступных намере-
ний могут возникнуть такие жизнеустойчивые и способные к быст-
рому размножению организмы, которые со временем будут
представлять большую опасность как для человека, так и для дру-
гих биологических видов, появившихся в результате естественной
эволюции и коэволюции, происходящей по схема «человек —при-
рода». Осознание этой опасности — важнейший элемент экологи-
ческого сознания. Оно должно включать в себя и такие знания,
которые помогли бы предотвратить или по крайней мере миними-
зировать негативные последствия биотехнологии. Вместе с тем
следует учитывать, что интенсивное развитие биотехнологии со-
вершенно неотвратимо и избежать его на основе нравственных
соображений о его пагубности для человечества просто невоз-
можно, так как без достижений этой новой отрасли вряд ли удаст-
ся решить такие жизненно важные проблемы как продовольст-
венная и здравоохранительная.