Смекни!
smekni.com

Философия. Основные идеи и принципы Ракитов А.И. (стр. 31 из 107)

104


анализ психологии общения и развлечений определенных соци-
альных групп в данной стране в соответствующий исторический
период. Примитивное же, вульгарное сведение сознания или соз-
нательных форм поведения к экономической деятельности лишь
затрудняет понимание духовной жизни и не имеет ничего общего
с материалистическим пониманием общества. В целом же и в дан-
ном примере общественное бытие сохраняет свое преобладаю-
щее значение, хотя его влияние на сложные образования общест-
венного сознания сказывается не прямо, не непосредственно, а
через общественную психологию.

Господствующий класс смотрит на низшие слои общества с
нескрываемым пренебрежением, и это становится характерной
чертой его психологии. Например, общественным настроениям
средневековых французских феодалов чрезвычайно импонирова-
ли стихи, изображавшие тогдашнего крестьянина в самом непри-
влекательном виде:

Мужики все уроды,
Каких не видел человек...

Другой была психология крестьян. Они смотрели на себя иными
глазами и, возмущаясь высокомерием феодалов, симпатизирова-
ли совсем другим стихам:

Мы такие же люди, как они,

И так же способны страдать, как они.

Разумеется, в реальной жизни эти диаметрально противопо-
ложные взгляды и оценки не всегда выражаются в столь откро-
венной форме. Рыцарские представления о добром поселянине
нередко уживались с балладами о благочестивых королях и доб-
лестных рыцарях, распевавшимися крестьянами и городской бед-
нотой. Но в конечном счете через все механизмы формирования
социально-групповой психологии, через все предрассудки и ил-
люзии прокладывало себе дорогу общественное бытие, способ
жизни и реальной исторической деятельности, в которые были
включены и в которых взаимодействовали отдельные индивиды,
группы и классы.

Социально-экономическое положение классов, их борьба ок-
рашивали собой их общественную психопогию. В периоды обост-
рения классовой борьбы сильнее становилось ее влияние на пси-
хологию борющихся классов и — через психологию — на идеи,
владевшие их умами.

Таким образом, общественная психология представляет собой
уровень общественного сознания, наиболее близкий к обществен-
ному бытию по своей зависимости от него и взаимодействию с
ним. Вместе с тем она проявляется во всех формах общественно-
го сознания, влияя на них помимо воли их сознательных носителей
и «творцов». Общественная психология содержит в себе элемен-
ты всех других форм общественного сознания, находящихся в ней
на той стадии развития, когда связь между ними еще не может

105


быть установлена ее индивидуальным носителем. Как уровень
общественного сознания, она отличается от политики, филосо-
фии, права по степени систематизации, ибо эти формы общест-
венного сознания представляют собой уже целостные системы
общественных взглядов и идей. Она представляет собой, по сути
дела, звено, через которое происходит взаимодействие между
общественным бытием и высшими формами общественного соз-
нания.

Как видим, взаимоотношение общественного бытия и общест-
венного сознания, различных форм и уровней общественного соз-
нания достаточно сложно и многопланово. Упреки же критиков
марксизма в том, что материалистическое понимание истории
упрощает общественную жизнь, толкует ее односторонне, сводя
все к материальной стороне и пренебрегая духовной, совершенно
несостоятельны. Напротив, материалистическое понимание исто-
рии рассматривает общественную жизнь во всей ее полноте и
сложности.

Г. В. Плеханов, излагая марксистское понимание взаимоотно-
шения общественного бытия и общественного сознания, предло-
жил следующую схему этого взаимоотношения:

1. Состояние производства на определенном этапе его раз-
вития.

2. Социально-политический строй, выросший на данной эконо-
мической основе.

3. Психика общественного человека, или общественная психо-
логия, определяемая частью непосредственно экономикой, а
частью всем выросшим на ней социально-политическим строем.

4. Высшие формы общественного сознания, отражающие раз-
личные стороны материальной жизни общества, а также особен-
ности общественной психологии.

Каждый из этих элементов взаимодействует с другими: вза-
имовлияние идет, образно говоря, как сверху вниз, так и снизу
вверх. Материалистическое понимание истории при этом подчер-
кивает, что определяющим выступает влияние, идущее от произ-
водства к общественному сознанию.

Конечно, эта схема, как и любая схема, упрощает реальное
положение дел. Однако она выделяет самое существенное в раз-
витии общества. И она не имеет ничего общего с часто встречаю-
щимся взглядом, который, подчеркивая взаимодействие в обще-
ственной жизни различных факторов, оставляет без ответа вопро-
сы о происхождении этих факторов и о том, каким из них принад-
лежит решающая роль.

Для осмысления совершающихся в нашей стране глубоких пе-
ремен, связанных с перестройкой и обновлением всех сторон
жизни общества, первостепенное значение имеет понимание ак-
тивной роли общественного сознания как фактора целенаправ-
ленного изменения общественного бытия. Речь идет не только о
роли политических, философских, нравственных и иных идей тео-
ретического уровня, но и о влиянии на материальную жизнь обще-

106


ства социально-психологических структур. Рассмотрим воздейст-
вие на процесс обновления социализма некоторых основных
образований социальной психологии: социальных установок, сте-
реотипов и ценностных ориентации.

Давно уже исследователями замечено, что люди как бы запро-
граммированы обществом определенным образом воспринимать
происходящие события. С помощью сформировавшегося кон-
кретно-исторического способа социализации; вхождения индиви-
да в общество (системы воспитания и образования, профессио-
нальной подготовки, усвоения и накопления социального опыта
и т. п.) у него образуется предрасположенность определенным
образом (позитивно, негативно, противоречиво, нейтрально) оце-
нивать событие, соответствующим образом переживать его, испы-
тывать по отношению к нему соответствующие (позитивные, нега-
тивные, противоречивые, нейтральные) чувства, склонность к со-
ответствующим оценкам, сопереживаниям и действиям, получив-
шие название социальных установок.

Человек с выработанной системой социальных установок часто
действует не задумываясь, мгновенно реагируя на происходящие
события. Солдат бросается по команде в атаку, несмотря на огонь
противника, горноспасатель спускается в горящую шахту, хотя и
сознает опасность. Если бы в психике человека не было бы выра-
ботано таких социально-психологических образований, как соци-
альные установки, из нашей жизни ушли бы такие важные момен-
ты, как героизм, самопожертвование, милосердие.

Такова сильная сторона социальных установок, но у них, как и
у других социально-психологических образований, есть и слабые
стороны. Действуя под влиянием определенной установки, чело-
век обычно не задумывается, правильна она или нет, адекватна
или неверна. Чаще всего он не относится к ней критически. Поэто-
му установка может направить человека и на совершение герои-
ческого поступка, и толкнуть в объятия слепого фанатизма.

Однако, как ни стойки социальные установки, они все же под
влиянием изменившихся условий либо сменяются новыми, более
соответствующими новому ходу общественной жизни, либо зату-
хают и перестают действовать. Иными словами, они обладают
определенной эластичностью. Но для общественной жизни харак-
терны не только устойчивые изменения. Нередко складываются
ситуации, когда в тех или иных областях жизни общества долгое
время существенных изменений не происходит, создается обста-
новка застоя. В такой обстановке сложившиеся социальные уста-
новки как бы окостеневают, теряют присущую им эластичность.
На базе таких установок складываются стереотипы, упрощенные
образы окружающих человека объектов, явлений, событий.

Стереотип (от греч. stereos (стерео) — зрительный и тип —
образ) — это утратившая свою эластичность, окостеневшая соци-
альная установка. Как особое социально-психологическое образо-
вание он включает в себя три момента: 1) предрасположенность
упрощенно оценивать явление; 2) склонность испытывать по отно-

107


шению к нему более или менее постоянные чувства (симпатии
или антипатии, согласие или несогласие); 3) предрасположенность
определенным образом по отношению к нему действовать.