Смекни!
smekni.com

Философия. Основные идеи и принципы Ракитов А.И. (стр. 44 из 107)

Возникнув под определяющим воздействием развивающихся
производительных сил, базис сам развивается и изменяется. Ког-
да же он исчерпывает возможности своего развития и стано-
вится помехой развитию производительных сил, он устраняется
теми, кто заинтересован в дальнейшем социальном прогрессе.
Но в течение всего периода от момента возникновения до мо-
мента уничтожения он определяющим образом воздействует
на все остальные общественные отношения. Определяющая
роль базиса по отношению к другим сторонам общественной
жизни подтверждается тем, что замена старого базиса новым вы-
зывает переворот во всей системе общества s целом.

Совокупность идей, учреждений и отношений, определяемых
базисом, называется надстройкой. В состав надстройки входят
все общественные отношения, кроме производственных,— поли-
тические, правовые, моральные, религиозные и т. д. Наличие этих
отношений обусловливает существование разного рода идей —
философских и политических, эстетических и религиозных, пра-
вовых и моральных. В различных сферах отношений в соответ-
ствии с господствующими идеями люди, общественные группы,
сословия, классы создают различные учреждения. Так, в сфере
политических отношений возникают государство с его все более
усложняющимся аппаратом, различные политические партии, от-
ражающие интересы соответствующих социальных групп. В об-
ласти правовых отношений создается ряд учреждений (суд, про-

149


куратура и т. д.), которые обычно включаются в состав государ-
ства. В области религиозных отношений складываются религиоз-
ные организации церковного и нецерковного характера. В сферу
надстройки входит и вся область общественного сознания, все
его формы. В рамках этих форм также возникают свои учреж-
дения — научные, философские и пр.

Чем содержагельно отличаются категории «базис» и «над-
стройка» от уже рассмотренных понятий «общественное бытие»
и «общественное сознание»? Базис — это только один из эле-
ментов общественного бытия. Но кроме производственных отно-
шений в состав общественного бытия входят и многие другие
важные элементы (например, производительные силы). В свою
очередь, понятие надстройки шире понятия общественного со-
знания. В надстройку входят не только элементы, относимые к об-
щественному согнанию, но и явления, материальные по своей
природе. Так, вряд ли кто-либо станет утверждать, что буржуаз-
ное государство с его огромным аппаратом насилия и духовного
манипулирования о*носится к области общественного сознания.
Но государство — один из важнейших элементов надстройки.

Понятия «базиг» и «надстройка» отличаются от понятий «об-
щественное бытие» и «общественное сознание» также и той
ролью, которую они играют в изучении структуры общества.

Как понятия «общественное бытие» и «общественное созна-
ние», так и понятия «базис» и «надстройка» являются парными
категориями. В сложной общественной системе они отражают не
отдельные, изолированные явления, а взаимосвязь наиболее важ-
ных явлений, фиксируют их необходимые, устойчивые внутренние
связи, без которых невозможны общественные законы. В поня-
тиях первой пары дается ответ на вопрос о том, что является опре-
деляющим в обществе — сознание или бытие. Признание опре-
деляющей роли общественного бытия по отношению к общест-
венному сознанию составляет основу материалистического пони-
мания истории. Оно несовместимо не только с идеализмом, но
и с вульгарным экономическим материализмом, ибо обществен-
ное сознание определяется помимо экономических структур,
производительных сил,производственных отношений, материаль-
ной хозяйственной деятельности людей всем общественным бы-
тием, понятие которого шире понятия базиса и включает неэко-
номические формы деятельности и учреждения. Чтобы глубже
раскрыть взаимодействие общественного бытия и общественного
сознания, как раз и необходима паре категорий «базис» и «над-
стройка».

«Базис» выделяет в качестве важнейшей в системе обществен-
ного бытия экономическую структуру, т. е. господствующий в
данной формации тип производственных отношений. Он опре-
деляющим образом влияет на другие отношения, идеи и учреж-
дения, существующие в обществе и входящие в надстройку. Она,
в свою очередь, представляет собой сложное явление, различные
элементы которого по-разному связаны с базисом. Одни из них

150


(например, политические идеи и учреждения) связаны с ним пря-
мо и непосредственно; другие (философия, религия) — опосред-
ствованно, через сферу политики. Возникают как бы уровни обще-
ственного здания, входящие в состав надстройки.

Производственные отношения играют роль базиса общества
только по отношению к существующей над ними надстройке. Те
же самые производственные отношения, рассматриваемые лишь
в связи с производительными силами, базисом не являются.

Понятия «базис» и «надстройка» не исчерпывают всего много-
образия общественной жизни. Многие явления, играющие очень
важную роль в жизни общества, невозможно отнести ни к базису,
ни к надстройке. К таким явлениям принадлежат, в частности, ис-
торические формы общности людей — семья, род, племя, народ-
ность, нация. К ним принадлежит и язык как средство общения
между людьми. Более того, вообще ни об одном общественном
явлении нельзя утверждать, что оно всегда и во всех обстоятель-
ствах относится только к базису или только к надстройке. Дело
в том, что явления могут быть базисными либо надстроечными не
по своей природе, а в силу тех отношений, в которые они всту-
пают. Это только подтверждает органическую связь базиса и над-
стройки.

Базис порождает надстройку, а та в свою очередь воздейст-
вует на базис. Это последнее воздействие играет особую роль,
служит укреплению и развитию базиса. При этом оно активно.
Активная роль надстройки по отношению к базису объясняется
не просто ее функциональным назначением, но тем, что она
вместе со своими элементами функционирует и развивается как
по общим для формации законам, так и по своим специфическим
закономерностям, сфера действия которых определяется спе-
цификой ее элементов — государства, политической идеологии,
правовых органов и правосознания, искусства, философии, рели-
гии, морали. Действие этих специфических законов обусловли-
вает относительную самостоятельность элементов надстройки.

В классовом обществе надстройка и все ее элементы носят
классовый характер. Это значит, что класс, господствующий в
сфере материального производства, создает для укрепления и
развития базисных производственных отношений соответствую-
щие политические и правовые учреждения, а в различных концеп-
циях и теориях, в моральных нормах и произведениях искусства
отражает в идеальной форме существующие общественные отно-
шения. Вместе с тем социальные группы, не заинтересованные
в сохранении и укреплении существующего базиса, вырабатывают
свои собственные взгляды и теории, свою психологию, отличные
от идей и психологии господствующего класса. Противоречивый
характер эксплуататорских классовых обществ в полной мере
проявляется в том, что эксплуатируемые классы создают не толь-
ко свои психологию и идеологию, но и учреждения, которые рас-
шатывают базис данной формации и закладывают предпосылки
для возникновения новой формации.

15'


Уничтожение старого базиса общества ведет, как указывалось,
к перевороту во всей системе надстройки. Однако этот переворот
не следует понимать как немедленное, автоматическое и полное
уничтожение старой надстройки. Старая надстройка перестает
существовать только как единое образование — многие ее эле-
менты сохраняются и после уничтожения старого базиса, или
входя в новую надстройку (как это бывает при переходах от одной
эксплуататорской формации к другой), или в качестве пережит-
ков прошлых общественных отношений. Например, при смене
эксплуататорских формаций не уничтожался такой активный
элемент надстройки, как государственный аппарат. Новый экс-
плуататорский класс лишь видоизменял его, приспосабливая к но-
вым формам эксплуатации. В условиях революционного перехо-
да от капитализма к социализму, когда старые государства, пра-
вовые учреждения и отношения и т. п. уничтожаются, отдельные
элементы старой надстройки тем не менее сохраняются и про-
должают существовать как пережитки прошлых общественно-
экономических формаций.

Следует избегать упрощенного взгляда, согласно которому
надстройка эксплуататорского общества выражает лишь инте-
ресы господствующих классов. В действительности и в поли-
тике, и в других функциях надстройки наряду с социально-
групповыми, классовыми интересами могут и должны осуществ-
ляться акции, выражающие общие интересы общества. В против-
ном случае оно бы распалось.

Но было бы ошибочно думать, что в социалистическом обще-
стве надстройка автоматически направляет все свои усилия толь-
ко на ускорение развития базиса. Прошедшие годы лишний раз
подчеркнули сложную диалектику общественной жизни. Новое
общество в своем становлении проходит различные этапы, пере-
ходит с одних стадий развития на другие. В точках перехода от
одного этапа к другому возникают и разрешаются противоречия
между базисом и надстройкой. Например, ныне в нашей стране
в базисных отношениях происходит переход от экстенсивного к
интенсивному развитию экономики.

В период же экстенсивного развития экономики, в годы де-
формации социализма, в годы культа личности Сталина, волюнта-
ризма и застоя надстройка нашего общества в значительной сте-
пени бюрократизировалась и приняла форму административно-
командной системы. В условиях доминирования данной системы
на первый план вышли нажимные методы управления экономи-
кой, резко снизилась инициатива трудящихся масс и политических
органов, выражающих их интересы,— Советов. Их деятельность,
как правило, подменялась решениями исполнительных органов.
В настоящее время в стране идет решительная «разборка» бюро-
кратической административно-командной системы, выдвигаются
на передний план в руководстве экономикой Советы народных
депутатов. Иными словами, надстройка приобретает действен-
ный характер, более адекватный социалистическому базису.