Смекни!
smekni.com

Философия. Основные идеи и принципы Ракитов А.И. (стр. 3 из 107)

2. ПРОБЛЕМЫ,
ПРЕДМЕТ И МЕТОД ФИЛОСОФИИ

В учебниках и учебных пособиях философия чаще всего рас-
сматривается как наука о наиболее общих законах движения и
развития в природе, обществе и мышлении.

Такое понимание вызывает ряд возражений. Первое из них
заключается в следующем. Если считать, что приведенное опре-
деление относится к философии вообще, ко всякой философии,
то это просто не соответствует действительности. Многие фило-
софские школы и учения понимали философию иначе и не пре-
тендовали на открытие наиболее общих законов природы, обще-
ства и мышления. Если же считать, что это определение относится
только к философии диалектического материализма, то тогда
следует признать, что она почти не имеет общих точек соприкос-
новения с другими, по крайней мере современными философски-
ми системами и концепциями. Из этого непосредственно вытекает
невозможность не только говорить о каких-то преимуществах или
философских достижениях диалектического материализма, но и
сравнивать и сопоставлять различные философские школы, при-
меняемые ими методы философского исследования.

Второе возражение связано с тем, что, на наш взгляд, пони-
мание философии как науки о наиболее общих законах всего су-
ществующего явно несет на себе отпечаток натурфилософской
трактовки философии как «науки наук». В античном мире, когда

9


философия и наука еще не размежевались, а философы одновре-
менно, как правило, были и учеными, занимавшимися математи-
кой, географией, лингвистикой, астрономией, закономерностями
познания и т. д., эти претензии были еще как-то обоснованы. В
средние века, когда философия, бывшая, по существу, служанкой
богословия, претендовала также на роль судьи, выносившего
окончательный приговор по всем проблемам мироздания и сущ-
ности человека, для этого тоже имелись какие-то основания. Но в
наше время бурного расцвета и продолжающейся специализации
различных наук философы просто не в состоянии охватить все на-
учные знания и соревноваться с учеными-специалистами. Они не в
состоянии открыть «наиболее общие законы движения и разви-
тия». Если бы это вообще можно было сделать, то все осталь-
ные науки — от математики, физики и астрономии до микробио-
логии, социологии, исторических и экономических наук — были
бы просто не нужны, так как все их содержание можно было бы
по определенным логическим правилам вывести из таких наибо-
лее общих законов. Однако это невозможно, и философия долж-
на отказаться от непосильных и давно отвергнутых историей пре-
тензий на открытие наиболее общих законов развития и движе-
ния. Ей следует заниматься своими собственными проблемами,
решать их своими собственными методами и средствами, по
отношению к своему собственному предмету. Только тогда фи-
лософия будет давать знания, не подменяющие различные нау-
ки, и в силу этого будет вызывать действительный и серьезный
интерес.

Но как же возникло, откуда взялось обсуждаемое нами опре-
деление? По-видимому, его источник — одна из мыслей, сформу-
лированных Энгельсом в посмертно изданной книге «Диалектика
природы». Размышляя о диалектике, он утверждал, что материа-
листическая диалектика есть «учение о наиболее общих законах
развития природы, общества и мышления». Заменив в этом выска-
зывании «учение» на «науку», а «диалектику» на «философию»
и абсолютизировав его, авторы учебников и получили приведен-
ное выше определение диалектического материализма и фило-
софии в целом. Но почему же оно получило широкое признание
и распространение? Да потому, что на протяжении ряда предше-
ствующих десятилетий, и особенно в годы застоя, до середины
80-х гг., философию наделяли особыми, несвойственными ей
функциями, в частности идеологического надзора и контроля над
наукой и духовной жизнью общества. Именно для этого филосо-
фию нужно было представить как систему знаний «о наиболее
общих законах», что якобы и давало основания для выполнения
этой функции, поскольку все остальные законы, открываемые
специальными науками, естественно, занимали более низкое мес-
то в системе иерархически построенных знаний. И так как фи-
лософия в действительности не могла выполнять эти функции,
то ее престиж, а вместе с тем и ее влияние были сильно по-
дорваны.

10


Философия представляет собой особый вид духовной деятель-
ности, но, строго говоря, она не является наукой, по крайней мере
в том смысле, в каком мы считаем наукой физику, химию, биоло-
гию, механику, геологию, историческую науку и т. д. Каждая наука
рассматривает не мир в целом, е лишь определенный его фраг-
мент, определенную сторону, ограниченный образ, пользуется
довольно специальными методами, недоступными никому, кроме
ученых-специалистов, опирается на эксперимент и точные наблю-
дения, пользуется приборами и т. д. Ничего подобного нет в сфе-
ре философии и философского познания, но это нисколько не
умаляет достоинства философии^ Существуют и другие социаль-
но значимые формы деятельности, такие, как искусство, полити-
ка, религия и т. д., которые, не будучи наукой, заслуживают са-
мого пристального внимания и оказывают огромное влияние
на развитие общества, формирование сознания и культуры .

Вместе с тем нельзя отрицать связи философии с наукой и на-
личия у ряда философских школ четко выраженных признаков
научности. Как и научное знание, философское знание является
систематическим, последовательным. Как и наука, философское
знание организованно, и одни его положения должны следовать
из других в соответствии с правилами логики. Как и научные зна-
ния, философские знания доказательны. Они опираются не на ве-
ру, не на мистическое откровение, не на настроения или эмоции,
а на обоснованные аргументы. Как и наука, философия прежде
всего стремится к истине. Она вырабатывает знания, объективные
и не зависящие ст произвола и дающие нам информацию об осо-
бых реальных явлениях, процессах и отношениях. Но этим сходст-
во и исчерпывается. Перед философией стоят совсем особые за-
дачи, которые не решает и не может решить ни одна наука. Фило-
софия только тогда и в той мере может быть полезна ученым,
политикам, педагогам, деятелям искусства, в какой она решает
свои собственные задачи. Во всех сферах деятельности и особен-
но познания неизбежно возникают философские проблемы, от
решения которых во многом зависит их состояние и развитие.
Чтобы понять это, рассмотрим несколько примеров, которые про-
яснят и отличие философских проблем от проблем научных, и
предмет и метод философского исследования.

1. И. Ньютон установил, что сила взаимного притяжения вычис-
ляется по формуле: Т = К1m1m2 /r2 (здесь Κ1— гравитационная по-
стоянная; m1, m2—массы взаимодействующих тел; r—расстоя-
ние между ними). Ш. Кулон нашел формулу для силы электроста-

1 Были, однако, и среди философов мыслители, например Э. Гуссерль (1859—
1938), считавшие философию наукой, и притом строгой. Однако это скорее дань
моде на научность, порожденная успехами естествознания и математики новей-
шего времени. Точно так же данью моде был геометрический стиль изложения
философии с помощью аксиом, теорем и т. д., которым пользовались Б. Спиноза
(1632—1677) и Т. Гоббс (1588—1679) под влиянием успехов в математике и меха-
нике в XVII в. Однако это не дает оснований считать философию математической
наукой.

11


тического взаимодействия (E):

где К2 — коэффици-
ент; q1, q2величины взаимодействующих зарядов.

2. Классическая физика, описывая движение материальных
объектов, пользовалась представлениями о трехмерном прост-
ранстве. Специальная теория относительности обнаружила, что
движение происходит в особом четырехмерном времени — про-
странстве. Современная физика, стремясь объяснить с единых по-
зиций чрезвычайно сложные процессы движения и структурные
строения как элементарных частиц, так и всей Вселенной, пользу-
ется уже представлениями об одиннадцатимерном и даже двад-
цатишестимерном пространстве.

3. Согласно Гомеру, после взятия Трои союз греческих царей
во главе с Агамемноном распался, а династия Атридов, к которой
он принадлежал, также исчезла. Александр Македонский в IV в.
до н. э. создал огромную империю, поработив множество наро-
дов, отняв свободу у ранее независимых городов Греции. Он пре-
дал огню и мечу множество культурных ценностей, обрек на
смерть десятки тысяч людей. Он умер внезапно в 323 г. до н. э.
Его ближайшие соратники мгновенно перессорились, добились
смертного приговора для его матери царицы Олимпиады, а затем
приказали заколоть его жену Роксану и единственного сына Алек-
сандра. Империя Александра распалась, а династия Аргеадов
прекратила свое существование.