Смекни!
smekni.com

Философия. Основные идеи и принципы Ракитов А.И. (стр. 52 из 107)

177


лишь то общество, в котором свободен каждый индивид». Из
этого следует, что в каждом сообществе, на каждом этапе разви-
тия возможны различные уровни осознания социально-истори-
ческой необходимости, различные формулировки целей обще-
ства и различные способы и пути их достижения. Это вполне
сочетается с концепцией сложной, противоречивой структуры
объективной необходимости. Признание исторической необходи-
мости вовсе не означает, что все события единообразны и фа-
тально предопределены. Напротив, история общества убеди-
тельно свидетельствует об огромном многообразии историче-
ских явлений, хотя все они и обусловлены в конечном счете исто-
рической необходимостью. Это многообразие возникает потому,
что в пределах, обусловленных необходимостью, каждое явление
развивается под влиянием специфических конкретных условий.
Поэтому нелегко постичь необходимость, лежащую в основе яв-
лений и событий, на первый взгляд очень далеких друг от друга,
выяснить общую и определяющую их внутреннюю связь. Чело-
век не свободен в своей практической деятельности, если он не
знает законов той области действительности, в которой он стре-
мится к достижению своей цели. Чтобы стать свободным, чело-
век должен не только знать законы, действующие в этой области,
но и в соответствии с этим знанием действовать так, чтобы про-
изошли события, которые способствуют достижению поставлен-
ных им целей. Поскольку же разные люди ставят и преследуют
разные цели, по-разному видят объективную ситуацию, по-раз-
ному живут и действуют, то картина истории кажется действи-
тельно чрезвычайно пестрой, лишенной закономерностей и сле-
дов присутствия исторической необходимости. И подобно тому
как золотоискатель должен точно знать, что такое золото, каковы
его признаки и сопутствующие явления, чтобы отыскать его кру-
пинки в разноцветных россыпях горных пород, историк и фи-
лософ должны знать, что такое свобода и необходимость, как
связаны между собой действия индивидов и больших сообществ
людей, для того чтобы понять механизм развертывания историче-
ского процесса, в котором сложнейшим образом переплетают-
ся стихийные и сознательные действия, историческая необходи-
мость и свободное решение, взаимодействуют массы и лично-
сти. Понимание всех этих процессов вплотную подводит нас
к принципу историзмсз — одному из основных методологических
принципов социальной философии марксизма.

В историческом познании на протяжении двух последних сто-
летий более или м«нее отчетливо сформировались два противо-
положных подхода к истории — исторический натурализм и ис-
торический идеализм. Первый возник в результате вульгарного,
механистического респространения естественнонаучных представ-
лений о природной необходимости и природном детерминизме
на развитие обществе. Второй был результатом идеалистической
интерпретации исторического процесса. Первый во всех истори-
ческих событиях види« пишь предопределенность. Второй видел

178


в них лишь результат свободной воли. Первый уделял преимуще-
ственное внимание лишь стихийным процессам и деятельности
масс; второй концентрировал внимание на деятельности выдаю-
щихся личностей. Противоположности, какизвестно, сходятся.
И эти противоположные методологические подходы также схо-
дились, а именно, они сходились в неправильном, одностороннем
понимании истории. Принцип историзма не являетсязолотой
серединой между натурализмом и историческим идеализмом. Он
представляет собой результат их критического преодоления.

Подытоживая все ранее сказанное, можно коротко изложить
принцип историзма следующим образом. История представляет
собой развитие общества, в котором последовательно сменяются
различные формы его организации. Это развитие разворачивает-
ся во времени от прошлого через настоящее к будущему. Однако
стадии исторического развития определяются не длительностью
пройденных временных отрезков, а типом организации общества,
качественно определенными уровнями сложности материально-
производственных, экономических, социально-политических и ду-
ховно-культурных структур. Мерой развития общества является
степень свободы, которую оно обеспечивает всем своим членам,
ибо только она гарантирует человеку возможность полной само-
реализации.

Последовательная смена форм и типов социально-экономиче-
ской организации общества представляет собой естественноисто-
рический процесс. Его сходство с «чисто» естественными — при-
родными — процессами определяется тем, что з его основе ле-
жат объективные закономерности, выступающие по отношению
к деятельности отдельных людей как внешняя принудительная
необходимость или, точнее, система необходимостей. Однако
человек — не игрушка слепой необходимости. Обладая разу-
мом, сознанием, он в состоянии накапливать знания, извлекать
уроки из исторического опыта, ставить перед собой сознательные
цели, принимать и осуществлять решения, которые могут содей-
ствовать или препятствовать различным тенденциям в спектре
альтернативных необходимостей. В этом проявляется свобода
человека. И вместе с тем это показывает, что естественноистори-
ческая необходимость в отличие от природной прокладывает се-
бе дорогу через сознательную, целенаправленную деятельность
людей. Так как индивидуальные, групповые и классовые цели бы-
вают различными и даже противоположными, их столкновение
порождает различные формы борьбы, приводящей к тому, что
исторический процесс разворачивается не линейно, а по сложной
зигзагообразной, спиралевидной траектории, с петлями, отступ-
лениями и разрывами. Поэтому закономерный характер этого
процесса может быть обнаружен не в каждой точке и не на каж-
дом витке спирали, а лишь при рассмотрении исторического про-
цесса в целом. Так как исторический процесс связан с целенап-
равленной и сознательной деятельностью людей, а в опреде-
лении своих целей, понимании интересов и обстоятельств люди

179


могут заблуждаться и ошибаться, то путь истории усеян жертвами,
преступлениями, поражениями и ошибками. И за свободу, и за ее
отсутствие людям всегда приходилось платить дорогой ценой. По-
нимание этого, как и понимание принципиальной сложности и
неоднозначности общественного развития,— неотъемлемая чер-
та принципа историзма. Но с этим уж ничего не поделаешь, так
как всякое упрощение ведет к искажению познания истории.

3. ЛОГИЧЕСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ
ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Если общество находится в бесконечном процессе развития,
где на смену одним явлениям приходят другие, то, чтобы пра-
вильно понять этот процесс, составить истинную картину проис-
ходящего, необходимо отражение его в теории. Таким отраже-
нием исторического процесса является принцип историзма. Он
требует рассматривать каждое общественное явление в движении
от прошлого к настоящему и, далее, к будущему, фиксируя по-
следовательность и связьсменяющих друг друга состояний,
выявлять изменения прямых и опосредствованных, внутренних
и внешних отношений, в которых проявляется конкретное исто-
рическое содержание каждого такого явления или процесса.