Смекни!
smekni.com

Философия. Основные идеи и принципы Ракитов А.И. (стр. 45 из 107)


Раздел второй
ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ

Глава VI

ИДЕЯ РАЗВИТИЯ.
ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ

Чтобы ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, в
потоке научной и политической информации, чтобы шагать в
ногу со временем, человек должен иметь четкие ответы на сле-
дующие вопросы: все ли в мире меняется или в нем есть нечто аб-
солютно неизменное? все ли изменения неповторимы или же
среди них есть и такие, которые обязательно повторяются? исче-
зают ли в ходе изменений ранее существовавшие объекты и
возникают ли при этом объекты, которых прежде не было вовсе?
Обобщая эти вопросы, можно спросить: если систематическая
и необратимая смена старого новым есть развитие, то развивают-
ся ли материя и сознание?

Десятки специальных наук изучают различные изменения —
процессы образования и разрушения химических соединений,
живых организмов, звезд, государств, политических организа-
ций и т. д.,— но ни одна из них не может ответить на вопрос о ха-
рактере изменений мира в целом. Ответ на него дает философия,
и он необходим для того, чтобы ответить на перечисленные выше
вопросы. Кроме того, сами понятия «изменение», «развитие»,
«направление движения» являются чрезвычайно широкими, уни-
версальными, охватывающими изменения в природе, обществе
и мышлении. Поэтому и они являются предметом рассмотрения
не специальных наук, а того раздела философии, точнее, той ее
части, которая занимается исследованием всеобщих свойств и за-
кономерностей любых изменений и любого развития. Эта часть
философии называется диалектикой.

Диалектика как учение о наиболее общих законах всяких
изменений и развития в природе, обществе и мышлении рассмат-
ривает прежде всего три проблемы: 1) особенности, отличающие
развитие от всяких других изменений, и его направления; 2) ис-
точник развития; 3) формы, в которых совершается любое раз-
витие. В настоящей главе будет рассматриваться первая из этих
проблем.

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДИАЛЕКТИКИ
КАК ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ

Гениальные догадки о развитии высказывали уже древнегре-
ческие философы — милетцы, Гераклит, Эмпедокл, Демокрит,
Эпикур. Хотя мир существует вечно, утверждали они, нынешнее

153


его состояние — одна из многих пройденных им ступеней, кото-
рые, повторяясь через гигантские промежутки времени, обра-
зуют круговорот Вселенной. На каких-то ступенях возникли обра-
зования, позднее превратившиеся в нашу Землю и светила. Преж-
де чем достичь нынешнего состояния, Земля претерпела много
изменений. Ее поверхность была совсем иной, и ничего живого
на ней не было. Когда же возникли первые растения и животные,
они вовсе не походили на нынешние. Лишь через множество про-
межуточных ступеней они превратились в нынешнюю флору и
фауну Земли. Так же обстояло дело и с людьми. С данной точки
зрения, совершавшаяся до сих пор во Вселенной смена одних сту-
пеней другими продолжается и теперь и никогда не прекратится.
В мире непрестанно все изменяется, нет неизменных, вечных объ-
ектов — любой объект рано или поздно погибает, а его место за-
нимает новый объект. Демокрит и Эпикур делали исключение
лишь для атомов, никогда, по их мнению, не возникающих, не-
уничтожимых и неизменных.

Говоря о всеобщей изменчивости и движении, греческие мы-
слители опирались на повседневный опыт, наблюдения за приро-
дой и обществом. Некоторые из них отрицали эту изменчивость.
Элеаты, а вслед за ними Платон утверждали, что единая основа
мира — бытие — находится в вечном покое. Только неизменное,
вечное, рассуждали они, достойно внимания философов и может
быть предметом науки. То же, что изменяется,— преходяще,
неинтересно и является предметом мнений необразованных
людей.

Одна из особенностей мировоззрения, господствовавшего
в средние века,— основанное на священном писании учение о
сотворении мира. Научные открытия XVI—XVII вв. нанесли чув-
ствительный удар авторитету богословия в естественнонаучных
вопросах. Но они ничего не говорили о происходящем в природе
непрестанном обновлении, о том, что в ней приходит на смену
старому. Никто, конечно, не отрицал того, что положения светил
изменяются, что сменяют друг друга времена года, приливы и от-
ливы, что отдельные растения и животные рождаются и гибнут.
Но мысли древних греков о гибели небесных тел, на смену кото-
рым приходят другие небесные тела, о сменяющих друг друга
различных состояниях Земли, об изменениях ее флоры и фауны,
о появлении людей, эти мысли решительно отвергались. Им про-
тивопоставлялась непоколебимая уверенность естествоиспытате-
лей и философов в том, что мироздание, Земля и все, что есть на
ней, сегодня в точности такие же, какими они были в самом отда-
ленном прошлом. Ограниченность естественнонаучных знаний
этого периода способствовала утверждению взглядов об абсо-
лютной неизменности природы: звезды всегда были и всегда
останутся неподвижными; планеты, однажды приведенные в
движение, будут во веки веков вращаться по своим орбитам;
всегда были и всегда останутся теми же самыми поверх-
ность Земли, имеющиеся на ней материки, океаны, моря, горы,

154


реки, климат; всегда были такими же, как теперь, все существую-
щие ныне виды растений и животных.

Эти взгляды господствовали в естествознании и философии
XVII—XVIII вв. Лишь Р. Декарт в 1644 г. попытался их преодо-
леть. Признавая несомненность церковного учения о том, что бог
сотворил весь мир в том виде, в каком он существует ныне, Де-
карт выдвинул гипотезу об образовании звезд, Солнца и Земли
в результате длительных вихреобразных движений частиц ма-
терии, пребывавшей первоначально в хаотическом состоянии.
Через сто с лишним лет (в 1755 г.) эту мысль поддержал И. Кант.
Солнечная система, писал он, возникла в силу законов природы из
облака частиц материи. Жизнь, угасая в одних солнечных системах,
разгорается в других. В 1748 г. появилась книга французского мы-
слителя Б. де Майе, утверждавшего, что некогда наша планета
была покрыта океаном. В воде возникли первые живые организ-
мы, которые по мере высыхания океана перебирались на сушу.
Под влиянием изменившихся условий изменялось строение их
тела. Дальнейшее усложнение физиологической организации
привело к возникновению людей.

Однако эти интересные догадки еще не были подтверждены
фактами, и потому естествоиспытатели XVIIи даже XVIIIвв.
отвергали их. Самый влиятельный в XVIII в. выразитель антитео-
логической мысли Вольтер (1694—1778) осыпал насмешками идеи
де Майе, расценивая их как вздорные. Как и большинство ученых
и философов того времени, он был убежден в том, что природа
всегда была такой, какова она теперь. Только Ламетри, а вслед за
ним его единомышленники Дидро и Гольбах поддержали идеи
де Майе.

Но в естествознании происходили важные изменения. Возник-
ла новая наука — геология, которая, исследовав огромный факти-
ческий материал, установила, что Земля пережила ряд не повто-
ряющих друг друга стадий. Наступление каждой новой стадии оз-
начало исчезновение материков, островов, морей или гор и рож-
дение новых, не существовавших доселе геологических объектов,
а также вызывало существенные изменения климата. Француз-
ский биолог Ж. Ламарк (1744—1829) выдвинул в начале XIX в.
мысль об историческом развитии земной поверхности. Эту мысль
впоследствии развил знаменитый геолог Ч. Лайель (1797—1875),
утверждавший, что под влиянием внутренних и внешних факто-
ров происходит совершенствование строения растительных и жи-
вотных организмов, что человек произошел от животных. Палеон-
тология — наука об ископаемых останках древних фауны и фло-
ры — доказала на фактах, что на Земле сменилось множество
видов растений и животных, вовсе не похожих друг на друга. Эм-
бриология, исследующая развитие зародыша в утробе матери, ус-
тановила, дополнив данные палеонтологии, какие виды и в какой
последовательности были предками современных видов. Нако-
нец, Ч. Дарвин доказал, что все ныне существующие виды расте-
ний и живых существ, включая человека,— результат длившегося

155


много миллионов лет процесса, и тем самым нанес сильнейший
удар метафизическому взгляду на природу. Обширный материал,
опровергающий метафизику, накопили и общественные науки.

Тем не менее большинство естествоиспытателей и философов
придерживались той точки зрения, что ни о развитии мироздания,
ни о развитии земной поверхности, ни о развитии растительных и
животных видов не может быть и речи. Только К. Маркс и Ф. Эн-
гельс, материалистически и диалектически обобщив научные и
философские дог-ижения своего века, нашли, что, как бы ни от-
личались др\гг от друга изменения, происходящие в различных об-
ластях природы, общественной жизни и мышления, общим для
них является то, что они — взятые в целом — представляют собой
закономерно совершающийся необратимый процесс. В ходе это-
го процесса старое отмирает, а из него вырастает, сменяя его,
нечто существенно новое. Этот процесс длится до бесконечности.
В нем ничто не вечно, кроме смены одних ступеней другими,
качественно от них отличными, и законов, по которым такая смена
совершается.