Смекни!
smekni.com

Философия. Основные идеи и принципы Ракитов А.И. (стр. 42 из 107)

142


ванном человеком виде. Иначе говоря, они представляют собой
овеществленный труд человека.

Многотысячелетняя история орудий труда начинается с ис-
пользования примитивных орудий, которые усложнялись и со-
вершенствовались со все возрастающей быстротой. Из всех эле-
ментов, входящих в систему производительных сил, орудия труда
развиваются наиболее быстрыми темпами, что приводит в конеч-
ном итоге к изменениям во всей сложной системе общественных
связей и отношений. «Ручная мельница,— отмечал К. Маркс,—
дает вам общество с сюзереном во главе, паровая мельница —
общество с промышленным капиталистом».

Современные орудия труда — это сложнейшие машины вы-
сокоразвитая техника. В условиях бурного прогресса техники осо-
бую роль приобретает наука. Ее роль в развитии производства
стала весьма заметной уже в XIX в. Но в современном обществе
значение науки неизмеримо выросло. Процесс производства во
все большей степени становится технологическим применением
науки, а наука приобрела значение непосредственной производи-
тельной силы.

Уже из сказанного ясно, что орудия труда представляют собой
определяющий элемент производительных сил.

Орудия труда сами не создаются и не развиваются. Они всег-
да суть результат производственной, трудовой деятельности лю-
дей, их овеществленный труд.

Важнейшей производительной силой являются люди, трудя-
щиеся, осуществляющие процесс производства.

Само понятие «трудящиеся», ставшее для нас привычным,
на самом деле далеко не так просто. В нашей философской лите-
ратуре на протяжении ряда десятилетий сложилось представле-
ние о том, что трудящиеся представлены только эксплуатируе-
мым классом в антагонистическом обществе, да плюс еще мел-
кими товаропроизводителями. Однако хорошо известно, что ни
одна развитая социальная система не может обходиться без аппа-
рата управления. Такой аппарат, как правило, тоже весьма сло-
жен. Занятые в нем люди обычно называются служащими. Хотя
они и не заняты материальным производством, но, несомненно,
трудятся, обеспечивая условия нормальной жизнедеятельности
общества, управляя процессами труда и т. д. Точно так же трудом,
и притом общественно полезным, заняты в современном обще-
стве конструкторы, чертежники, программисты, научные работ-
ники, преподаватели, подготавливающие квалифицированные
кадры, и т. д. В период культа личности сложилось, а затем полу-
чило распространение мнение, согласно которому все, кто не
является непосредственно промышленными рабочими или кре-
стьянами-колхозниками, относятся к «трудящимся» как-то условно.
Людей, занятых общественно полезным трудом и не принадле-
жащих к числу рабочих и колхозников, было принято называть
прослойкой, маркируя их одним термином — интеллигенция. Это
чрезвычайно упрощенное представление о социально-групповой

143


структуре общества было порождено еще более упрощенным
представлением о структуре производительных сил. Человек
рассматривался при таком упрощенном подходе главным обра-
зом как физическая рабочая сила. Исторический же опыт пока-
зывает, что по мере развития производительных сил все большее
значение в их структуре приобретают опыт, навыки, психологиче-
ская ориентация и особенно знания. Поэтому следует со всей оп-
ределенностью отметить, что в развитии современных техноло-
гий решающую роль приобретает человеческий фактор, так как
именно человек использует и совершенствует все материальные
средства производства благодаря своим знаниям, навыкам и ин-
теллектуальным способностям. Было бы поэтому в высшей степе-
ни неоправданным исключать из числа трудящихся социальные
профессиональные группы, обладающие общественно полезны-
ми знаниями, без которых немыслимо создание эффективного
использования новых орудий и средств труда, разумная органи-
зация производственной и социальной жизни.

Предметы труда, орудия труда и люди с их навыками и зна-
ниями выступают как производительные силы лишь в процессе
производства. Дубина или камень сами по себе — просто пред-
меты. Но когда первобытный человек, вооружась ими, пытает-
ся произвести какой-либо производственный акт, в этот момент
они становятся орудиями труда. Богатства земных недр — руды,
минералы, уголь, нефть и т. д.— сами по себе еще не предметы
труда, даже если они разведаны. Они становятся таковыми, если
вовлекаются в процесс производства, разрабатываются. Сырье,
лежащее на складе и не используемое в процессе производ-
ства,— это не предмет труда, а любая самая сложная машина,
приобретенная «про запас» чрезмерно «предусмотрительным»
снабженцем,— не орудие труда. И сырье и машины могут стать и
становятся производительной силой только непосредственно в
процессе производства. Точно так же и человек, который, хотя
и может, не желает трудиться, не является производительной си-
лой. Только в процессе производства люди, техника и предметы,
подлежащие обработке, становятся производительными силами.

Характер производительных сил может быть индивидуальным,
поскольку несложные орудия труда могут использоваться отдель-
ным производителем, или коллективным, если сложные орудия
труда (например, поточные линии) требуют коллективного при-
менения.

Производительные силы всегда обусловливают определенные
общественные отношения, поскольку в любом случае люди не
могут осуществлять процесс производства, не объединяясь опре-
деленным образом. Производственные отношения — это система
отношений между людьми, складывающихся в процессе произ-
водства материальных благ. Их характерная особенность в том,
что они материальны, т. е. носят объективный характер, не зависят
от воли и сознания людей. Материальность производственных от-
ношений не означает их вещественности, ибо они не являются

144


отношениями физического вещества, которое тоже материально.
Не случайно К. Маркс, характеризуя производственные отноше-
ния при капитализме, отмечал, что рабочий привязан к капитали-
сту невидимыми нитями, которые крепче даже цепей раба. Эти
«невидимые нити», связывающие людей в процессе производст-
ва, и есть производственные отношения, система которых вклю-
чает отношения собственности, отношения взаимного обмена
деятельностью и отношения распределения благ. Именно этими
отношениями и определяются общественные структуры.

В свою очередь, определяющими в системе производственных
отношений являются отношения собственности, т. е. отношения
между людьми, возникающие через отношения человека к ве-
щам (прежде всего к средствам производства). Отношения соб-
ственности определяют отношения взаимного обмена деятель-
ностью и отношения распределения благ. Если собственность
является частной, то, как следствие, в обществе складываются
отношения господства и подчинения, характерные для эксплуа-
таторских общественно-экономических формаций (рабовла-
дельческой, феодальной, капиталистической). Если собственность
является общественной, то на ее основе, согласно теоретическим
выводам, возникают отношения сотрудничества и взаимной
помощи. Конечно, теоретические модели в общественной жизни
осуществить нелегко. Однако есть основания считать, что в пер-
спективе они займут важное место в системе общественного
производства.

«Чистые» типы производственных отношений встречаются
в истории столь же редко, как и способы производства «в чистом
виде». Особенно сложной бывает ситуация во время смены одно-
го способа производства другим. Переход от одного строя к дру-
гому связан, как правило, с многоукладностью, т. е. с ситуацией,
в которой сосуществуют различные типы производственных от-
ношений. При этом под укладом понимается такой способ произ-
водства и такие соответствующие ему способы жизнедеятель-
ности, которые не развились в полной мере и представляют собой
либо пережитки прошлого, либо зародыши будущего.

Общественно-экономические формации, как правило, много-
укладны. При переходе от одной формации к другой степень
многоукладности возрастает. Было бы ошибкой представлять
дело так, будто в обозримом будущем может существовать об-
щество, в котором господствовал бы один, предписанный из
чисто теоретических соображений экономический уклад. По-
пытки установления социально-экономического единообразия
' предпринимались в истории неоднократно, но ни разу не увен-
чались устойчивым успехом. Так, в переходный период от капита-
лизма к социализму в нашей стране существовало пять экономи-
ческих укладов: социалистический (ведущий), государственно-
капиталистический, частнокапиталистический, мелкотоварный и
патриархальный. Развитие социалистических отношений привело к
тому, что они вытеснили другие производственные отношения.

145


Вытеснив все иные производственные отношения «в основ-
ном», социалистические производственные отношения, основан-
ные на государственной собственности на важнейшие средства
производства, ни в нашей стране, ни в большинстве других стран,
строящих новое общество, не являются безраздельно господст-
вующими и единственно возможными. Так, в условиях перестрой-
ки в нашей стране все более широкое распространение получают
производственные отношения, основанные на кооперативной соб-
ственности. Последняя из сферы обслуживания и производства
товаров народного потребления начинает распространяться на
многие отрасли промышленности, традиционно охватывавшиеся
государственной собственностью. Одновременно с этим значи-
тельное распространение получают и производственные отноше-
ния, покоящиеся на индивидуальной трудовой деятельности. Уже
в настоящее время получают развитие производственные отно-
шения, основанные на арендном подряде, предприятия, в осно-
ве которых будет лежать акционерная или семейная собствен-
ность. Опыт нашей страны показал, что преждевременная, и к
тому же введенная насильственным путём"," одноукладность не
оправдала себя ни в экономическом, ни в социальном, ни в по-
литическом смысле. Потому и обосновывавшие ее теоретические
концепции следует считать не выдержавшими испытания вре-
менем.