Смекни!
smekni.com

Философия. Основные идеи и принципы Ракитов А.И. (стр. 83 из 107)

Что такое теория? Часто говорят, что теория — это обобще-
ние опыта, практики или наблюдений. Верно ли это? Допустим,
что каждый раз, натопив печь в холодной комнате, мы замечаем,
что со временем она остывает, причем окружающий воздух
нагревается. Остывание прекращается, когда температура печи и
воздуха становится одинаковой. Проделав это много раз, мы мо-
жем обобщить наши наблюдения, сказав: а) «нагретая печь, в ко-
торой не поддерживается пламя, остывает», б) «остывание пре-
кращается, когда температура печи и воздуха в комнате ста-

286


новится одинаковой». Вряд ли кто-нибудь назовет эти знания
теоретическими, хотя они являются результатом обобщения. Вся-
кое обобщение выделяет и закрепляет то общее, что содержится
в целом ряде наблюдений или экспериментов с единичными
предметами, событиями или процессами.

Но далеко не всякое обобщение является теоретическим и
приводит к построению научной теории. Посмотрим, например,
на основные законы классической термодинамики, часто называе-
мые ее первым и вторым началами, или принципами. Вот их суть:

1) невозможно построить периодический двигатель, который
бы совершал работу без подвода энергии извне или совершал
работу, большую, чем количество сообщенной ему извне
энергии;

2) невозможен процесс, единственным результатом которого
является передача энергии в форме теплоты от холодного тела к
горячему.

Оба эти закона являются обобщениями, за которыми стоят
сотни тысяч практических наблюдений тепловых процессов и
работы устройств, использующих эти процессы (печи, паровые
машины и пр.). Но как мало похожи эти обобщения на выска-
зывания а) и б)! В чем здесь дело?

Оказывается, научные обобщения не просто выделяют общие
моменты в проделанных наблюдениях и экспериментах, а приме-
няют ряд особых логических приемов:

1) прием универсализации, который состоит в том, что общие
моменты и свойства, наблюдаемые в ограниченном множестве
экспериментов, распространяются на все возможные случаи
превращения теплоты в работу, на все процессы передачи тепло-
ты, в том числе еще не наблюдавшиеся или совершающиеся
в отдаленных и недоступных наблюдению пунктах Вселенной;

2) прием идеализации, состоящий в том, что указываются усло-
вия, при которых описываемые в законах процессы происходят
в «чистом» виде, т. е. так, как в самой действительности они проис-
ходить не могут; в данном случае предполагается, что термоди-
намическая система (двигатель) совершенно изолирована от
внешнего мира и обмен энергией (в том числе приток ее в данную
систему из окружающей среды) совершенно невозможен, чего
на самом деле никогда не бывает;

3) прием концептуализации, состоящий в том, что в формули-
ровку законов вводятся понятия (абстракции, концепции), заим-
ствованные из других сложившихся теорий и получившие в них
достаточно точный смысл и значение (например, понятия «энер-
гия» и «работа», которые получают смысл и значение в механике
и во многом отличаются от аналогичных понятий повседневного
языка).

Используя эти приемы, ученые формулируют законы науки,
которые являются эмпирическими обобщениями, отражающими
повторяющиеся, необходимые, существенные отношения и связи
между отдельными и внешне противоположными, но внутренне

287


едиными свойствами и сторонами явлений. Таким образом, мы
можем установить важное различие и зависимость между зако-
нами объективного мира и законами науки. Первые существуют
независимо от нас в самой действительности. Вторые являются
их отражением, например, в форме эмпирических обобщений.
При этом объективные законы мира отражаются в законах науки
далеко не полно, условно, приблизительно, с помощью особых
научных абстракций, между которыми устанавливаются логи-
ческие связи, в особой форме воспроизводящие связи объектив-
ного мира. Однако далеко не все законы науки возникают как
эмпирические обобщения.

Первоначально многие законы науки выступают в форме гипо-
тез (от греч. hypothesis — основание, предположение). Гипоте-
зы — это предположения, догадки, более или менее обоснован-
ные, но еще не доказанные, не подтвержденные полностью. По
своей логической форме они являются условными высказыва-
ниями вида «если происходит а, то происходит Ь»,«если между а
и b существует отношение R, то между ними должно существовать
отношение Q» и т. д. Гипотезы делятся на две большие группы:
фактические и теоретические гипотезы. Первые — это предпо-
ложения или догадки об отдельных предметах, событиях и про-
цессах. К ним относятся, например, многочисленные гипотезы
о строении поверхности Луны, ее минералогическом и физико-
химическом составе. После того как на Луну опустились совет-
ские автоматические лаборатории, которые передали на Землю
точную информацию о ее поверхности и возвратились назад с
пробами лунного грунта, из всей совокупности гипотез были
выбраны лишь немногие, да и в них были внесены поправки, а
остальные были опровергнуты, или как еще говорят, фальсифи-
цированы (от лат. falsificare — подделывать, искажать). К ги-
потезам второй группы относится, например, первоначальная
догадка Д. И. Менделеева о том, что свойства химических эле-
ментов изменяются и повторяются периодически. На основании
этой гипотезы были предсказаны новые химические элементы
и их свойства. Когда предсказания подтвердились, гипотезу стали
рассматривать не как предположение, а как прочный, вполне
доказанный закон науки.

Теоретические гипотезы и законы нередко противоречат не-
посредственному чувственному наблюдению. Так, геоцентри-
ческая система мира, окончательно сформулированная Клавдием
Птолемеем и гласившая, что Солнце и другие планеты вращаются
вокруг неподвижной Земли, лучше согласуется с непосредствен-
ными чувственными наблюдениями, доступными любому чело-
веку, чем гелиоцентрическая система Коперника. Коперник сам
рассматривал свою систему лишь как правдоподобную гипотезу,
но эту гипотезу, поскольку математически точные следствия из
нее совпадали с точными измерениями гораздо лучше, чем след-
ствия геоцентрической системы, стали рассматривать как научную
истину, как закон движения планет Солнечной системы.

288


Теоретические гипотезы могут казаться на первый взгляд
странными и даже фантастическими, как, например, гипотезы о
расширяющейся или пульсирующей Вселенной, выдвигавшиеся и
обсуждавшиеся в последние десятилетия. Но как бы ни были они
неожиданны, они возникают не в результате творческого произ-
вола, а на основе анализа многочисленных экспериментальных
данных и предыдущих менее «удачливых» гипотез. Новые гипо-
тезы выдвигаются, чтобы объяснить, предсказать и системати-
зировать факты, которые нельзя было объяснить и предсказать
с помощью предыдущих. Если следствия из новой гипотезы под-
тверждаются наблюдениями и экспериментом, т. е. верифици-
руются (от лат. verus — истинный), то такую гипотезу можно
рассматривать как в высшей степени правдоподобное предпо-
ложение, т. е. как закон науки. Ф. Энгельс назвал гипотезу «фор-
мой развития естествознания»'.

Итак, теоретические знания включают в себя не только уста-
новленные, доказанные, подтвержденные практикой законы
науки, но и различные эмпирические обобщения, фактические
и теоретические гипотезы, которые еще не получили признания
в качестве объективных истин, но пока и не опровергнуты. Среди
последних лишь гипотезы, получающие высокую степень под-
тверждения и не противоречащие ранее установленным законам,
могут включаться в состав той или иной теории. Теория представ-
ляет собой, таким образом, наиболее строгую и проверенную
часть теоретических знаний. По своей логической форме она вы-
ступает как система высказываний (законов), связанных между
собой определенными логическими отношениями. К этим отно-
шениям относятся прежде всего отношения эквивалентности и
выводимости, или логического следования, высказываний. Выска-
зывания, образующие теорию, должны быть достоверными, до-
казанными, объективно-истинными. Они эквивалентны в смысле
своей истинности. Основное достоинство теории состоит в том,
что подавляющее большинство образующих ее высказываний
может быть выведено из основных, исходных предложений чисто
логическим путем на основании четких логических или математи-
ческих правил. Высказывания или предложения, получаемые с
помощью такого вывода, называются следствиями теории.