Смекни!
smekni.com

Философия. Основные идеи и принципы Ракитов А.И. (стр. 7 из 107)

Другой ответ состоит в утверждении, что следует различать
подлинный и видимый мир. Первый, доступный лишь умственно-
му взору, вечен, неизменен, неподвижен, тогда как второй измен-
чив, подвижен, но l силу этого ненадежен и не Заслуживает дове-
рия. Метод, вырастающий на основе этого убеждения, не являет-
ся антидиалектическим. Но следует представлять его слишком
упрощенно. Сторонники этого метода не просто и прямолинейно
отрицают всякое развитие, движение и изменение, но представ-
ляют его гораздо менее сложным, чем это имеет место в дейст-
вительности. Этот антидиалектический подход сложился преиму-
щественно в XVII—XVIII вв. под влиянием успехов классической
механики. Распространяя ее методы и представления за пределы
механических процессов, где эти концепции были вполне умест-
ны, и применяя их к живой природе, обществу, человеку, мышле-
нию, сторонники механистического миропонимания создавали
крайне упрощенную картину мира и разрабатывали методологию
(т. е. систему учений о методах познания), способную объяснить
лишь отдельные, достаточно простые явления, но дающую осеч-
ку, коль скоро речь заходила о сложных явлениях или о сложных
целостных системах, объединяющих разнородные развивающие-
ся явлений и процессы. Этот метод получил название метафизиче-
ского.

Исторический опыт развития самой философии, особенно на
протяжении последних полутора столетий, показал, что идея раз-
вития все шире внедряется в науку и философию. Соответствую-
щий этой идее диалектический метод позволяет наиболее полно,
глубоко и всесторонне, критически и творчески решать философ-

22


ские проблемы. Он наиболее полно соответствует духу нашего
времени, изменчивого, динамичного, наполненного острыми
противоречиями, драматическими коллизиями и постоянными
инновациями. Именно поэтому философия диалектического ма-
териализма, соединяющая в одно целое материалистическое ми-
ровоззрение и диалектический метод, наиболее полно выражает
и всесторонне исследует философские проблемы нашего време-
ни, являясь подлинной философией современности.

3. ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ

Возникновение философии относится к глубокой древности.
Зачатки философских знаний отчетливо обнаруживаются в VI —
V вв. до н. э. в Китае, Индии, в наиболее развитых странах Среди-
земноморского бассейна.

Философские и философско-этические учения стран древнего
и средневекового Востока представляют большой интерес. Они
оказали глубокое влияние на развитие мировой культуры. Одна-
ко здесь нам придется ограничиться преимущественным рассмот-
рением европейской философской традиции, так как именно в
ее рамках сложились основные философские школы и учения,
оказавшие наиболее существенное влияние на развитие совре-
менной цивилизации, науки и культуры.

На протяжении многих тысячелетий в сознании древнего чело-
вечества господствовали различные формы первобытной мифо-
логии и религии: культ предков, вера в одушевленность окружаю-
щих предметов, в многочисленных богов, управляющих силами
природы, и т. п. Эти воззрения были порождены слабостью чело-
века в борьбе с природой, его зависимостью от грозных стихий,
неумением объяснить действительное происхождение последних.·
Потребность в объяснении окружающей природы, происхожде-
ния человека и других живых существ породила различные ми-
фы — особого рода рассказы и легенды, принимавшиеся на веру
и передававшиеся от поколения к поколению. Не зная подлинных
причин природных и общественных явлений, первобытный чело-
век переносил на них человеческие и социальные характеристики.
Поэтому мифы были антропоморфны и социоморфны (от греч.
anfhropos — человек, morpfie — форма и лат. societas — обще-
ство). Примерами мифов могут служить библейский рассказ о со-
творении мира богом за 6 дней, где бог выступает как творческая
личность, художник или ремесленник, или греческий миф о том,
что движение солнца управляется богом Гелиосом, мчащимся по
небесному своду на сияющей колеснице, и др. По своей природе
мифы, создававшиеся в разное время, неупорядоченны, бессис-
темны и часто противоречат друг другу.

С образованием первых цивилизаций, с появлением классов,
государства, с развитием земледелия, ремесла, торговли проис-
ходит накопление различных сведений и знаний, составляющих
как бы предпосылки будущей науки и приходящих в противоре-

23


чие с мифологически-религиозным мировоззрением. В первую
очередь это касается математических и астрономических знаний.
Изобретение чисел, применявшихся для счета скота, в торговых
операциях, при хозяйственных расчетах, определении налогов
и т. д., было величайшим открытием древности и привело к созда-
нию математики. Математика по своей природе последовательна
и систематична. В свою очередь потребности земледелия, прове-
дение больших ирригационных работ, необходимость определять
точные даты празднеств и других событий привели к накоплению
астрономических наблюдений. Регулярность и правильность в
движении небесных светил, так же как и систематичность матема-
тики, были несовместимы с произволом богов и бессистемностью
мифов. Но сильнее всего мифологию подрывали глубокие изме-
нения в общественной жизни. Переход от родоплеменного строя
к рабовладению повлек за собой разрушение старых взглядов на
мир и, следовательно, мифов, оправдывавших родоплеменную
организацию общества, власть родовой аристократии и т. д.
Колыбелью древней философской традиции была Греция.
Греческие города были расположены на пересечении торговых
путей, на азиатском и европейском побережье Средиземного мо-
ря. В них встречались купцы и путешественники из разных стран,
происходил бурный обмен разнообразными знаниями, «пересе-
кались» различные культуры, появлялась возможность сравнивать
разные мифы и картины мира. Несоответствия и противоречия
между последними создавали условия для сомнений и критичес-
кого отношения к мифам. Однако самым важным фактором, со-
действовавшим появлению философии и зарождению нового
мировоззрения, было возникновение древнегреческой рабовла-
дельческой демократии? то время как в восточных государст-
вах—Китае, Индии, Вавилоне, Персии, Египте—господствовали
различные формы деспотии, в небольших греческих городах —
полисах — возникла демократическая форма государства. Она
не распространялась на рабов и охватывала лишь свободных граж-
дан города. И все же создание рабовладельческой демократии
явилось шагом вперед по сравнению с восточной деспотией или
родоплеменной аристократией. Чтобы добиться власти в демо-
кратической республике, необходимо было убедить своих сто-
ронников, доказать свою правоту, опровергнуть противника.
Так возникла особая форма обмена информацией — доказатель-
ство. Доказательство, искусство убеждения было необходимо и
для развития торговли, культуры, взаимопонимания. Оно приво-
дило к развитию строгого, последовательного, систематического
мышления. Такое мышление было несовместимо с бессистемной
и бездоказательной мифологией, где все принималось на веру.
Когда же доказательство и последовательное логическое мышле-
ние соединились с математикой и возникла строгая доказательная
математика, ставшая предпосылкой и образцом для всей будущей
науки, крах мифологического и возникновение нового мировоз-
зрения стали исторической необходимостью.

24


Глубочайшей основой этих процессов было развитие самого
способа производства материальных благ и связанные с этим из-
менения социально-экономических отношений, образа жизни
людей. Рабовладельческий способ производства позволил осуще-
ствлять огромные строительные работы, содействовал созданию
нового общественного строя, изменению всей культуры общест-
ва. Развитие земледелия, ремесла и мореплавания способствова-
ло накоплению большого объема новых знаний, требовавших
обобщения и систематизации, что также было несовместимо с
прежним мифологическим мировоззрением.

Разложение мифологического мировоззрения, вызванное
указанными причинами, стимулировало поиск новых форм объяс-
нения мира. На протяжении VI — IV вв. до н. э. в Греции происхо-
дил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были
созданы новое, немифологическое мировоззрение, новая карти-
на мира, центральным элементом которой стало учение о кос-
мосе. Космос охватывает Землю, человека, животных, растения,
небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сфери-
ческую форму, конечен по своим размерам, в нем происходит
постоянный круговорот, все возникает, течет и изменяется. Но из
чего все возникает? К чему все возвращается? Одни греческие
мыслители (натурфилософы) считали, что основой вещей являют-
ся чувственно воспринимаемые элементы — воздух, огонь, вода,
земля или неопределенное вещество — апейрон; другие (пифа-
горейцы) видели ее в математических атомах — целых числах,
соотношение которых определяет все мировые процессы; третьи
(элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии,
которое можно постичь лишь разумом, но не чувствами; четвер-
тые (атомисты: Левкипп и Демокрит) считали такой основой чув-
ственно не воспринимаемые физические частицы — неделимые
атомы, отличающиеся между собой размерами, положением и
фигурой, из сцепления которых возникают зримые вещи; нако-
нец, пятые (школа Платона) полагали, что земной мир является
лишь тенью, результатом воплощения, временного осуществле-
ния мира идей, царства чистой мысли.