Смекни!
smekni.com

Философия. Основные идеи и принципы Ракитов А.И. (стр. 24 из 107)

Изготовляя орудие, наш предок воздействовал одним камнем
{непригодным для удовлетворения его потребностей) на другой
камень (тоже для этого негодный), с тем чтобы получить новый
предмет — орудие (которое также нельзя потребить). Затем он
воздействовал орудием на объекты, способные удовлетворить
его потребность (например, на дичь). Изготовить орудие можно
лишь из камня, обладающего определенными свойствами; осо-
быми качествами должен обладать и камень, при помощи кото-
рого данное орудие изготовляется. Само изготовление орудия,
как и его применение, требует соотзетстзующих действий. Ору-
,гг,г получится, если каменной заготовке будет придана известная
форма (клина, наконечника и т. д.). Убить дичь удастся, если копье

80


попадет, скажем, в сердце или голову животного. Все эти опера-
ции образуют цепь, каждое звено которой связано определенным
образом с соседними звеньями. При практическом овладении
такими связями, с которыми формирующийся человек сталки-
вался в своей деятельности, в его мозгу отражались наиболее
общие их черты. Достичь этого было нелегко. Всякий раз, когда
люди неправильно отражали существующие в объективной дей-
ствительности связи, их попытки овладеть ими терпели неудачу.
Миллиарды раз повторялись такие попытки, то удачные, то бес-
плодные, пока не сформировалось умение отражать события и их
взаимосвязи так, как они имеют место в действительности. Наши
предки стали овладевать обычными, на каждом шагу встречаю-
щимися, повторяющимися связями: «если данный предмет твер-
же другого, а тот тверже третьего, то первый тверже третьего»;
«если данный предмет находится внутри другого, а тот — внутри
третьего, то первый тоже помещен внутри третьего»; «всякий
предмет, обладающий данными свойствами, можно применить
для данного дела; этот предмет обладает данными свойствами,
значит, его можно применить для данного дела». Так возникли
умозаключения, т. е. выведение из некоторых известных исход-
ных посылок определенного нового знания на основе связей, ко-
торые называются логическими. С течением времени способность
логично умозаключать укоренилась, так как многие поколения
на практике убедились, что логические связи соответствуют отно-
шениям и взаимодействиям между самими событиями, действия-
ми или вещами. Возникла присущая человеческому мышлению
логика.

Таким образом, сознание со всеми его атрибутами (ощу-
щениями, мышлением, логикой и т. д.), возникшее в процессе
чрезвычайно длительного превращения стада жиэотны:, в челове-
ческое общество и порожденное, как и язык, общественной
трудовой деятельностью, представляет собой (как и язык) явле-
ние специфически общественное.

Общественная сущность сознания проявляется и в том, что
формирующийся человек, выясняя то общее, что свойственно
всем людям, с которыми он ежедневно общается, осознает, что
и он — человек, что между ним и членами его рода существуют
определенные отношения. «...Человек сначала смотрится, как
в зеркало, в другого человека,— писал К, Маркс.— Лишь отне-
сясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начи-
нает относиться к самому себе как к человеку»'.Осознание
человеком самого себя и того, что в нем происходит, в отличие от
того, что происходит вне его сознания, б^з его ведома,— важная
особенность человеческого сознания. Всю.миная о впечатлении,
которое произвел на меня снег на вершине горы Алибек (когда
я смотрел на нее в Домбае), я думаю о счочм восприятии. Анали-
зируя мнение, которое я составил себе о туристах, гю-г^аг-изших

Маркс К., Энгельс Ф, Соч. т. 23. С. 62.

81


рядом с моей свою палатку, я думаю о своих мыслях. Я осознаю,
что снег на вершине Алибека, возможно, не таков, каким он мне
показался издалека; что мое мнение о данных туристах, возмож-
но, ошибочно. Способность человека думать о своих собственных
мыслях, чувствах, желаниях, оценивать, насколько они верны или
уместны, означает, что его сознание отражает не только объек-
тивную действительность, но и само себя, т. е. оно есть отражение
отражения. Человек четко различает то, что имеет место лишь в
его сознании (субъективная реальность), и то, что происходит вне
и независимо от его сознания (объективная реальность). Такова
идеальность нашей психики, недоступная ни одному животному.

Мысленные образы внешних объектов, отношений между
ними, мысли о самом себе, своих отношениях с внешними объек-
тами, мысли о собственных мыслях, чувствах и т. д. неотделимы
в сознании человека от той особой знаковой системы, которой
является язык. Эти мысленные образы, существующие только
в сознании людей, и следовательно идеальные, представляют
собой размышления-рассуждения, внутреннюю речь, в которой
слова и предложения выступают как идеальные заместители
реальных предметов, действий, отношений. Человек может мыс-
ленно оперировать этими идеальными заместителями, как он
оперировал бы их оригиналами, если бы практически взялся за
это дело. Не прибегая к таким практическим действиям, о кото-
рых не всегда известно, приведут ли они к намеченной цели,
человек может как бы «прорепетировать» задуманное дело, мыс-
ленно производя над идеальными заместителями различные ва-
рианты направленных на достижение цели операций (вспомните
мысли шахматиста: «Если я пойду так, он ответит так, тогда я...»
и т. п.). Так определяется возможность достижения цели и избира-
ется вариант, ведущий к ней скорее других.

Наблюдать исчезнувшее или еще не возникшее мы не можем.
Но оперирование идеальными заместителями не связано этими
ограничениями. От состояния, в каком Земля находилась сотни
миллионов лет назад, до ее нынешнего состояния она прошла
через множество промежуточных состояний, звеньев процесса ее
развития. Между этими звеньями имеются определенные связи,
исследуя которые, геолог узнает о том, какой была Земля сотни
миллионов лет назад. Этим же способом астроном с большой
точностью предсказывает небесные явления, которые произойдут
через сотни миллионов лет. Так получает свое разрешение воп-
рос, являются ли отражением действительности мысли о прош-
лом и будущем.

В сознании человека, иногда помимо его воли, возникает
какая-нибудь мелодия или зрительный образ, от которых он тщет-
но пытается избавиться Непроизвольное возникновение зритель-
ного или слухового представления испытывал каждый из нас. Но
у нас есть еще произвольные представления и мысли. Мы можем
по своему желанию вызвать _ -:еб° определенный зрительный
образ или мотив, можем заставить себя обдумывать какой-то

82


вопрос, решать определенную задачу и т. д. В той мере, в какой
мысль человека выходит за пределы того момента, когда он мыс-
лит, в той мере, в какой он сам выбирает объекты, на которые
направляет свои мысли, его сознание приобретает относительную
независимость от воздействий среды, которым он подвергается
в тот момент, когда обо всем этом размышляет. Способность
к самонаблюдению позволяет человеку следить за некоторыми
своими психическими процессами, контролировать их и управ-
лять не только своими поступками, но и — в известной мере —
своим сознанием. Поэтому у человека легко может возникнуть
представление о независимости его «духа» от окружающего
материального мира и от его собственного тела — представле-
ние, лежащее в основе идеализма.

Имеется и иной источник мнения о независимости сознания
от материи. Всякое отражение существует только в отражающем
материальном объекте. Не может существовать без своего мате-
риального носителя и то отражение, посредством которого осу-
ществляется управление в живых организмах, т. е. информация.
Когда человек смотрит кинофильм, получая определенную ин-
формацию, носителями ее являются:процессы, происходящие
в сетчатке глаза при падении на нее световых колебаний; частотно
упорядоченные импульсы, идущие по центростремительным нер-
вам к определенному участку коры головного мозга; нейрохими-
ческие процессы, вызванные этими импульсами в коре. Все это
от зрителя скрыто: объективных процессов, происходящих в раз-
личных частях его глаза и мозга, когда он смотрит на экран, он
не воспринимает. А от человека, решающего математическую
задачу, скрыты происходящие в его мозгу процессы, субъектив-
ным выражением которых являются все его рассуждения. В том,
что информация воспринимается человеком отделенной от ее
материального носителя, проявляется идеальность сознания, ко-
торая легко рождает иллюзию, будто размышления, воспомина-
ния, мечты и т. п.— это нечто, вовсе не зависящее ни от чего ма-
териального.

Эта иллюзия лежит в основе распространившегося в послед-
ние годы в западной философии дуалистического интеракцио-
низма, отстаиваемого английским ученым Э. Полтеном, амери-
канцем Г. Прайсом и др. Они утверждают, что совершенно неза-
висимо друг от друга существуют «мир материальных объектов»
и «мир духовных объектов» (Э. Полтен), что эти два мира воздей-
ствуют друг на друга, причем мозг воздействует на сознание,
а сознание—на мозг, так сказать, «на равных».

Открытия, сделанные нейрофизиологами во второй половине
XX в., опровергают этот взгляд. Экспериментально установлено,
что поступление информации из внешнего мира через ощуще-
ния— безусловная предпосылка существования сознания: при
полном прекращении ощущений человек впадает в бессознатель-
ное состояние. Применение метода электрических раздражений
различных точек мозга позволило неопровержимо доказать зави-