Смекни!
smekni.com

Философия. Основные идеи и принципы Ракитов А.И. (стр. 97 из 107)

333


размышляя о культуре, мы представляем себе не только продук-
ты человеческой деятельности, но и саму эту деятельность: ка-
менщиков, возводящих пирамиды или строящих Акрополь, совре-
менное автоматизированное производство с его высокой техниче-
ской культурой. Мы говорим о культуре ремесленного производ-
ства, о культуре сельского хозяйства, о новой культуре, связанной
с автоматизацией и роботизацией промышленности, земледелия
и управления. Понятно, что деятельность, осуществляемая с по-
мощью каменного молотка или обычной пилы, существенно отли-
чается от деятельности промышленного рабочего, налаживающе-
го автоматическую линию, включающую в себя станки с програм-
мным управлением, или от деятельности оператора, управляю-
щего с помощью ЭВМ погрузочно-разгрузочными работами на
гигантском железнодорожном узле.

В соответствии со сказанным мы будем рассматривать культу-
ру как совокупность всех видов преобразовательной деятельно-
сти человека и общества, а также результатов этой деятельности,
воплотившихся в материальных и духовных ценностях. Чтобы
уточнить содержание этого определения, необходимо остано-
виться на характеристике входящих в него понятий и категорий.

Прежде всего, что такое ценности? Под ценностями понимают-
ся материальные и идеальные объекты, способные удовлетворять
какие-либо потребности человека, класса, общества, служить их
интересам и целям. Мир ценностей многообразен, он включает в
себя природные, технико-экономические, социально-политичес-
кие отношения, этические, эстетические, научные системы. Все
перечисленное — это важнейшие компоненты любой культуры.

Ценности историчны, их набор и функции различны на разных
конкретных этапах развития общества. Например, в современном
мире одно из первых мест занимают научные ценности. Но было
время (первобытное общество), когда наука даже не существова-
ла и, следовательно, не существовали и ее ценности. В эпоху сред-
невековья, когда господствовало религиозное мировоззрение,
высшими ценностями считались божественное откровение и дог-
мы священного писания, научные же трактаты объявлялись опас-
ными для общества, а их авторов порой даже сжигали на кострах
инквизиции.

Итак, системы ценностей историчны и, как правило, иерархич-
ны. Один из высших уровней любой такой иерархии занимают
ценности общечеловеческие, например объекты природы, эле-
ментарные нормы нравственности, произведения великих худож-
ников и пр. Тем не менее в классовом обществе большая часть
ценностей носит классовый характер. При этом то, что оценивает-
ся положительно одним классом, нередко враждебно восприни-
мается другим и наоборот. Это значит, что мир ценностей нужно
рассматривать всегда конкретно, а не абстрактно, нужно помнить
об исторических границах тех или иных ценностных объектов.

Подчеркивая разницу между материальными и духовными
ценностями, многие исследователи разграничивают материаль-

334


ную и духовную культуры. Под материальной культурой понима-
ется совокупность материальных благ, средств и форм их произ-
водства и способов овладения ими. Духовную культуру определя-
ют как совокупность всех знаний, форм мышления, сфер идеоло-
гии (философия, этика, право, политика, религия, искусство, нау-
ка) и способов деятельности по созданию духовных ценностей.

В этом разграничении есть рациональное зерно, но его нельзя
абсолютизировать. Здесь всегда надо помнить об относительнос-
ти границ материальной и духовной культур. Возможно даже, что
точнее говорить о материальных и духовных сторонах единого
феномена культуры. В самом деле, станок материален, он состоит
из стальных, латунных, медных и прочих деталей, но он был бы
только грудой металлолома, если бы в нем не были воплощены
мысль конструктора, таланты, навыки, способности рабочих, изго-
товивших его. Без всего этого он не предмет культуры.

Наконец, обратим внимание еще на один очень важный мо-
мент — на социальный характер культуры. Культура — это неотъ-
емлемая сторона жизни общества, она неотделима от человека
как социального существа. Не может быть общества без культуры,
как и культуры без общества. Поэтому то обыденное понимание
культуры, с которым мы часто сталкиваемся, когда говорим:
«Это некультурный человек, ему неведомо, что такое культу-
ра»,— неверно с философской точки зрения. Говоря так, мы
обычно имеем в виду, что человек, о котором идет речь, плохо
воспитан или недостаточно образован. Однако с философской
точки зрения человек всегда культурен, ибо он есть социальное
существо, а общества без культуры не существует. Как бы ни было
слабо развито то или иное общество, оно всегда создает соответ-
ствующую культуру, т. е. совокупность материальных и духовных
ценностей и способов их производства. Другое дело, что степень
развитости культуры может быть различной — сильной или сла-
бой, высокой или низкой. Эта степень зависит от конкретного эта-
па исторического развития общества, от условий, в которых разви-
вается человечество, от возможностей, которыми оно располага-
ет. Но здесь мы переходим уже к группе вопросов о типологии
культур и закономерностях их развития.

2. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР

Как в определениях самого феномена культуры, так и в клас-
сификациях различных культур и выявлении закономерностей их
развития сегодня имеет место значительный разнобой. Одни
культурологи понимают культуру в основном как плод духовного
творчества людей и потому сводят ее к культуре духовной. Дру-
гие же, опираясь на сложившиеся в антропологии и этнографии
традиции, включают в понятие культуры все стороны жизни обще-
ства, кроме тех, которые совершенно выходят за рамки созна-
тельной деятельности (например, плотность населения). Но что
такое типология (классификация)?

335


Под типологией в современной научной литературе понимает-
ся метод расчленения систем изучаемых объектов и их группи-
ровки с помощью обобщенной модели (типа). Данный метод
используется в целях сравнительного изучения существенных
признаков, связей, функций, отношений, уровней организации
объектов. Как он реализуется в современной буржуазной социо-
логии, с одной стороны, и теории материалистического понимания
истории — с другой?

Ответить на вопрос о том, по каким закономерностям развива-
ется культура, нелегко. В западной социологии существует по
крайней мере три альтернативных теории культуры. Это пользо-
вавшаяся большой популярностью в XIX в. теория однолинейной
эволюции, утверждающая, что все общества проходят одни и те
же стадии культурного развития; теория культурного релятивиз-
ма, исходящая из положения о том, что пути развития отдельных
культур уникальны, и потому настаивающая на необходимости
изучать прежде всего их индивидуальные черты; теория много-
линейной эволюции, допускающая, что, хотя некоторые типы
культур могут развиваться в сходных условиях близкими путями,
регулярная последовательность всех известных культур устанав-
ливается лишь в очень незначительной степени и только для огра-
ниченного множества культурных компонентов.

Предлагая свои варианты теорий культурного развития, запад-
ные культурологи прямо или скрыто полемизируют с марксист-
ским пониманием истории. Возьмем, к примеру, широко распро-
страненную концепцию многофакторного развития культуры. Ее
сторонники считают, что культура складывается из многих компо-
нентов, что все они в равной степени участвуют в культурной эво-
люции и что среди них нельзя выделить какой-либо ведущий, оп-
ределяющий. Так, французские культурологи-структуралисты
отрицают, что, скажем, экономика может служить определяю-
щим фактором развития общества и, следовательно, культуры.
По их мнению, для каждого общества характерен скорее свой
особый детерминизм, обусловливаемый культурой общества и
лежащим в ее основе структурообразующим элементом, вроде
шпенглеровской «души культуры». Развитие культуры можно по-
нять с этой точки зрения, не выделяя ее отдельные компоненты, а
рассматривая действие общей их системы со структурой, не зави-
сящей от специфики многообразных составляющих. Но почему ни
один отдельно взятый фактор, в том числе и экономика, не может
определить «стиль эпохи» (с которым указанные культурологи
связывают культуру)? Дело в том, как считает Себа, что надстрой-
ка и потому «стиль эпохи» могут изменяться при неизменяющем-
ся экономическом базисе. В разные эпохи определяющими могут
оказываться разные факторы. Наиболее существенно при этом
мироощущение человека — ощущает ли он себя в первую оче-
редь как христианин или как член какого-то коллектива, общества.
Сравним теперь эту довольно типичную немарксистскую кон-
цепцию с марксистским учением о развитии общества. Это учение

336


обосновывает определяющую роль материального производства
для жизни общества, но определяющую лишь в конечном счете
и ни в коей мере не отменяет воздействия на культуру иных эле-
ментов социальной структуры. Себа же, полагая мироощущение
человека наиболее существенным фактором развития культуры,
не утруждает себя разработкой системы аргументов в пользу это-
го своего положения. Человек просто ощущает себя христиани-
ном или членом какого-либо коллектива, и этого достаточно, что-
бы определить «стиль эпохи». Но ведь вопрос в том и заключает-
ся, почему человек ощущает себя так или иначе. Почему европеец
эпохи средневековья считал себя христианином, а первобытный
человек ощущал свое родство с его племенем, скажем, «Одно-
ухого волка» или «Вороны»? Да потому, что именно социокультур-
ная структура феодализма определяла выход религии на первый
план в системе ценностей средневекового европейского общест-
ва, а коллективизм первобытного племени был обусловлен в
конечном счете особенностями племенной экономики.