Смекни!
smekni.com

Философия. Основные идеи и принципы Ракитов А.И. (стр. 66 из 107)

В условиях перестройки в стране развивается и крепнет
кооперативное движение. Возникает и укрепляется настоящая
кооперативная собственность. Но к какому общественному классу
отнести кооператоров? В существующих теоретических схемах
для них нет подходящей ячейки. Широкое распространение по-
лучает также индивидуальная трудовая деятельность, связанная
с мелкотоварным производством, ликвидация которого была

226


провозглашена более полувека назад в период удушения нэпа.
В последние годы в нашей стране появляется все больше совмест-
ных предприятий, создаваемых советскими и капиталистическими
фирмами. Если рабочих данных предприятий можно отнести к
социалистическому рабочему классу, то как поступить в данном
случае с руководителями и учредителями таких предприятий,
как быть с проблемой капиталистической прибыли и другими явно
несоциалистическими атрибутами? Нынешнее движение за арен-
ду и арендный подряд на индивидуальной и групповой основе,
а также переход отдельных государственных предприятий в раз-
ряд кооперативных существенно меняют социальный статус
людей, занимающихся такого рода деятельностью. Существую-
щая социально-групповая классификация нашего общества,
очевидно, мало пригодна для понимания этих нетрадиционных,
новых социальных отношений и процессов. Между всеми этими
новыми и прежними социальными образованиями возникают
иногда довольно острые противоречия. Они могут порождаться
разными причинами, например несовершенством распредели-
тельных отношений, высокими доходами некоторой части коопе-
раторов, неудовлетворенностью трудом и социальным обеспече-
нием на государственных предприятиях и т. д.

Далее, во многих странах мира существует так называемая
теневая экономика. (За последние годы она стала огромной
силой. В некоторых странах Запада ее вклад в общий объем
валового национального продукта составляет 10—16%. С этим
распространенным феноменом уже нельзя не считаться.) Имеет
она место и в нашей стране. Но отсюда следует вывод, что
помимо так называемых «легальных» социальных групп и классов
существуют и различные социальные группы, занятые нелегаль-
ной экономической деятельностью: торговой, производственной,
снабженческой, финансовой и т. д.

Указанные обстоятельства и процессы порождают острые
противоречия. В результате кризисных явлений в экономике,
политических и управленческих просчетов в отдельных регионах
страны появилась безработица. Происходит весьма значительная
имущественная и социальная дифференциация. Существенные
различия в доходах и имущественном состоянии граждан обост-
ряют социальную несправедливость.

Нередко острые социальные противоречия и проблемы по-
рождаются сложными межнациональными отношениями. Долгие
годы у нас считалось, что все население страны воспитано в духе
социалистического интернационализма. Между тем в действи-
тельности многие культурные, бытовые, языковые проблемы,
а также социально-экономические проблемы, влияющие на демо-
графические характеристики народов и их реальный правовой
статус, практически почти не решались. Это привело в конечном
счете к росту национализма. Возникли очаги напряженности во
взаимоотношениях между представителями различных нацио-
нальностей в ряде регионов страны.

227


Наконец, любое государство есть не что иное, как сложная
система взаимосвязанных групп людей, выполняющих особые
социально значимые функции. К таким группам относятся, как
известно, государственный аппарат, армия, прокуратура, органы
безопасности, охраны порядка и т. п. В СССР в период усиления
командно-административных методов руководства бюрократизи-
рованный аппарат управления во многом обособился от общества
и в известном смысле стал ему противостоять. Главными целями
этого аппарата стали сохранение власти и извлечение из этого
разного рода выгод, хотя, разумеется, он выполнял и определен-
ные созидательные функции: управление экономикой, планиро-
вание, решение социальных проблем, соблюдение законности
и т. д. Характеристика реального положения дел в стране и
справедливая оценка взаимоотношений бюрократизированной
части аппарата и общества были даны в материалах XIX Всесоюз-
ной партийной конференции и первого Съезда народных депута-
тов СССР. Для того чтобы разрешить возникшие в этой сфере
противоречия, необходимо последовательное осуществление
реформы всей политической системы нашего общества, создание
социалистического правового государства. Эта работа включает
в себя не только создание нового правового фундамента об-
щества, но и изменение, лучше сказать, возрождение его гума-
нистических, нравственных устоев.

Важнейшими механизмами выявления адекватного состояния
социальной структуры нашего общества и существующих в нем
противоречий являются гласность и демократизация обществен-
ной жизни. Политическая поддержка этих двух процессов уже
сейчас продвинула общество вперед. Однако большую часть
реальных противоречий нельзя решить лишь на основе свобод-
ного и гласного обсуждения, с помощью правовых и политических
актов. Для их разрешения требуется и радикальная экономиче-
ская реформа. Только продуманные экономические, правовые
и политические акции в соединении с действенным нравственным
воспитанием могут привести к снижению уровня остроты проти-
воречий, а в ряде случаев и к их разрешению.

Специфика разрешения социальных противоречий состоит
в том, что данный процесс обычно проходит две стадии: стихий-
ную и сознательную. Только вторая стадия дает основу для ра-
ционального решения противоречий. Этим в значительной сте-
пени и определяется социальная функция философии, которая,
развиваясь на основе обобщения социально-исторического
опыта человечества, вырабатывает и совершенствует методоло-
гию понимания социальных противоречий и конфликтов.


Глава XI

ФОРМЫ РАЗВИТИЯ.

ЗАКОН ВЗАИМОСВЯЗИ

И ВЗАИМОПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ

И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

До сих пор, рассматривая диалектику как теорию развития,
мы характеризовали развитие со стороны его направления (за-
кон отрицания отрицания) и внутренних источников (закон един-
ства и борьбы противоположностей). Взаимосвязанные и взаимо-
обусловливающие друг друга противоположности, возникающие
между ними противоречия, а также преодоление и устранение
последних образуют действительное содержание и, так сказать,
движущую пружину всякого процесса развития. Но каждое
явление, каждый процесс, как уже говорилось, имеют не только
содержание, но и форму, и одно без другого невозможно. Поэто-
му для решения как теоретических, так и практических задач
необходимо ответить на вопросы: какова форма любого процесса
развития, развития вообще, происходит ли оно плавно, постепен-
но, непрерывно или же в нем наблюдаются перерывы, скачки,
нарушение постепенности? От ответа на них зависит решение
многих научных и политических вопросов, верное понимание
социальных проблем современности.

1. НЕПРЕРЫВНОЕ И ПРЕРЫВНОЕ В ПРИРОДЕ,
ОБЩЕСТВЕ И МЫШЛЕНИИ

Данные вопросы, как и многие другие проблемы диалектики,
по-разному решались в истории философии. «Невозможно
дважды войти в одну и ту же реку» — так Гераклит выразил мысль
о постоянстве происходящих в природе изменений: ведь когда
человек вторично входит в реку, вода, в которую он погружался
прежде, находится ниже по течению, второй раз он погружается
уже в другую реку. Один из последователей Гераклита — Кра-
тил — решил пойти дальше своего учителя. В одну и ту же реку,
утверждал он, невозможно войти не только дважды, но и однаж-
ды. Ведь пока я погружаю ногу в реку, вода течет, и в каждое
следующее мгновение нога оказывается в другой реке. Поскольку
все изменяется непрестанно, говорил Кратил, ни о чем нельзя
высказать что-нибудь истинное: пока человек произносит свое
высказывание, то, о чем он говорит, исчезает, уступая место
чему-то другому, которое в следующее мгновение сменяется

229


чем-нибудь третьим, и т. д. В результате все, что он высказывает,
не соответствует действительности.

На первый взгляд перед нами просто забавный парадокс. Но
при ближайшем рассмотрении мысль Кратила оказывается неиз-
бежным выводом из определенного понимания движения и
изменения. Кратил исходит из того, что всякое изменение есть
исчезновение того, что было, и возникновение того, чего не было.
Каждое мгновение что-то исчезает и появляется нечто совсем
другое. Процесс изменения состоит только из таких перерывов,
никакой непрерывности в нем нет. Таков ответ Кратила на постав-
ленный выше вопрос о форме изменений. С его точки зрения,
между водой, мгновенье назад ушедшей вниз по течению реки,
и водой, пришедшей на ее место, нет ничего общего. Мир вообще
являет собой фантастическое зрелище. Плывущее по небу бес-
форменное облако быстро исчезает, уступая место развесистому
дубу, на месте столь же быстро исчезнувшего дуба оказывается
спящий котенок, затем — крутой утес, затем — танцующая жен-
щина и т. д. Конечно, здесь мы сгустили краски. Но суть взгляда,
усматривающего в любом изменении мгновенное исчезновение
одних объектов и столь же внезапное появление других, заклю-
чается именно в том, что каждый объект существует лишь миг
и погибает, едва появившись. Можно ли о таком объекте выска-
зать что-нибудь определенное? Конечно нет! Если бы всякое
изменение было таким, каким его считал Кратил, то он был бы
прав, отрицая вообще возможность истинных высказываний.