Смекни!
smekni.com

Философия. Основные идеи и принципы Ракитов А.И. (стр. 41 из 107)

Итак, каждое историческое событие представляет собой един-
ство повторимого и неповторимого. В совокупности таких собы-
тий не повторяются детали, второстепенное, но главное их со-
держание повторимо. Следовательно, в исторических явлениях
повторяемость имеет место. А если это так, то законы историче-
ского развития возможны.

Переворот во взглядах на общество, совершенный марксиз-
мом и выражающийся в открытии материалистического понима-
ния истории, дал возможность выявить определяющие и произ-
водственные элементы общественной структуры. Как уже говори-
лось, определяющая роль принадлежит материальному произ-
водству. Но если это так, то из всей совокупности человеческих
отношений — семейных и религиозных, классовых и националь-
ных, моральных и правовых и т. д.— определяющими являются
такие отношения между людьми, которые возникают в процессе
производства материальных благ и непосредственно им обуслов-

139


лены. Осознание производственных отношений в качестве опре-
деляющих все другие отношения дало возможность К. Марксу
применить к общественным явлениям тот общенаучный крите-
рий повторяемости, без которого невозможно открыть законы
развития общества и существование которого отрицали и отри-
цают буржуазные философы.

В каждую историческую эпоху существуют разные страны.
Каждая из них отличается от всех других особенностями своего
исторического развития — обычаями и традициями, языком и
культурой, уровнем развития и структурой экономики, формами
организации политической власти и др. Таким образом, каждая
страна со всеми ее особенностями неповторима. Но следует ли
отсюда, что между разными странами в одну и ту же эпоху нет
ничего общего? Вовсе нет. Открытие определяющего характера
производственных отношений позволило Марксу вскрыть это об-
щее. Страны могут различаться и уровнем развития производи-
тельных сил, и языком, и другими признаками, но если в них сло-
жились одинаковые производственные отношения, то, значит, они
находятся на одном и том же историческом этапе развития; раз-
личия же их — это различия в рамках одной и той же обществен-
но-экономической формации. В. И. Ленин, оценивая учение об
общественно-экономических формациях, писал, что Маркс «впер-
вые поставил социологию на научную почву», позволив понять
развитие формаций как «естественно-исторический процесс»'.

Понятие общественно-экономической формации фиксирует то
общее, что присуще различным странам на определенной ступени
их развития. В этом смысле оно является важнейшей философ-
ской категорией, без которой невозможно материалистическое
понимание общества и его истории.

Каждая общественно-экономическая формация представляет
собой функционирующую систему, включающую ряд структур:
присущий ей способ производства, определенный характер обще-
ственной организации труда, конкретные формы общности лю-
дей, формы власти и управления, определенную совокупность идей.

Разрабатывая свою концепцию исторического процесса,
К. Маркс выдвинул понятие «социально-экономическая форма-
ция» в качестве ключевого для анализа законов общественного
развития. Однако это понятие не было жестко и однозначно опре-
делено так, как это впоследствии было сделано И. В. Сталиным и
теми советскими философами, которым приходилось работать
в заранее заданном направлении. Сталин выделил пять общест-
венно-экономических формаций, с железной необходимостью
следовавших друг за другом: первобытнообщинную, рабовла-
дельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистиче-
скую формации. Переход к каждой следующей формации осуще-
ствлялся по раз и навсегда написанному сценарию посредством
социальных революций.

См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 1. С. 139.

140


Текстуальный анализ работ Маркса показывает, что его подход
к проблеме типологии формаций был более гибким. Например,
в ряде работ он к их числу помимо уже перечисленных отно-
сил и так называемый азиатский способ производства с характер-
ными для него централизмом, деспотизмом, государственным
рабовладением, огромным бюрократическим аппаратом и осо-
быми формами зависимости населения от государства. В нашей
литературе в связи с этим в 60-е гг. велись горячие дискуссии
о том, считать ли азиатский способ производства и соответствую-
щую ему организацию общества особой формацией или нет.
В действительности же существо дела не в том, сводится ли число
формаций к пяти или шести. Известно, например, что в одном из
своих писем к В. Засулич Маркс говорит вообще о двух форма-
циях — капиталистической и докапиталистической, включая сюда
все предшествующие ей способы производства. Из этого ясно,
что за разнообразием подходов к членению всемирно-историче-
ского процесса с позиции формационного анализа не должна
пропадать главная, центральная идея этого подхода. Она состоит
в необходимости выделять способ производства как основу всех
других социальных структур, а господствующий способ производ-
ства рассматривать в качестве системообразующего механизма
соответствующих формаций. Это позволяет понять, что по-сол-
датски стройная и прямолинейная схема смены формаций, пред-
ложенная Сталиным, была призвана не столько объяснить реаль-
ный социально-исторический процесс, сколько подтвердить необ-
ходимость любых, даже неоправданно жестоких мер насильствен-
ного внедрения коммунизма сразу же после социалистической
революции на основе краткосрочной «первой фазы» — социа-
лизма. Действительная история гораздо богаче этой догматиче-
ской схемы. Многие страны и народы не проходили все тщательно
пронумерованные ступени сталинской модели формационного
процесса. Так, германский и славянские народы не знали рабовла-
дельческого строя, некоторые народы, находившиеся на стадии
феодализма и даже общинного строя, вышли на уровень социаль-
ных преобразований социалистической ориентации, минуя проме-
жуточные формационные ступени. В то же время, за исключе-
нием первобытного общества, все известные нам общественно-
экономические формации не были с точки зрения производитель-
ных структур чистыми и монолитными: наряду с господствующи-
ми способами производства существовали другие, не являвшиеся
господствующими способы хозяйственной деятельности.

Общественно-экономические формации отличаются друг от
друга прежде всего способом производства материальных благ.
Во все времена люди, чтобы выжить и поддерживать свое суще-
ствование, производили пищу, одежду, строили жилища и т. д.
Этим похожи друг на друга все исторические эпохи. Но в каждую
эпоху люди делали это по-разному. Очевидно, что строительство
примитивного жилища первобытным человеком мало напомина-
ет современную строительную индустрию; так же мало общего

141


между трудом первобытного пахаря и современным высокоме-
ханизированным сельским хозяйством. Свой хлеб люди добывали
со времен глубокой древности, но делали они это в разные эпохи
разными способами. Различные периоды истории, различные об-
щественно-экономические формации отличаются друг от друга
не столько тем, что производится, сколько тем, как производится.
С этой точки зрения вся история общества представляет собой
последовательную смену способов производства.

Мы отмечали, что общество (которое находится всегда на кон-
кретной стадии развития, на уровне определенной общественно-
экономической формации) представляет собой сложную систему,
включающую различные подсистемы. При этом обязательной,
решающей, системообразующей является подсистема способа
производства материальных благ. Она сложна по своей структуре,
включает ряд элементов, но среди них можно выделить два са-
мых основных: производительные силы и производственные от-
ношения.

Производительные силы общества выражают отношение чело-
века к природе. Чем ниже уровень развития производительных
сил, тем в большей степени природа господствует над человеком,
тем больше человек является ее рабом. Крайнюю степень своей
зависимости от природы человек испытывал при первобытнооб-
щинном строе, когда производительные силы были развиты чрез-
вычайно слабо. С развитием производительных сил человек
постепенно освобождается от этой односторонней зависимости.

3. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ
И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Производительные силы — это система различных по своему
происхождению элементов, преобразующих вещество природы
в материальные блага, необходимые для существования людей.
В систему эту входят средства труда (предметы труда и орудия
труда), люди, воздействующие на предметы труда с помощью
орудий труда, и их знания и умения, благодаря которым они ис-
пользуют и совершенствуют свои орудия труда. Все элементы
производительных сил изменяются и развиваются в ходе истории.

Предметами труда для первобытного человека были камни,
дерево, затем глина, которые он обрабатывал для различных
целей. На сравнительно развитой стадии производства люди начи-
нали выплавлять и обрабатывать металлы. Таким образом, раз-
витие материального производства связано с расширением кру-
га предметов труда. В современном обществе существуют целые
отрасли промышленности — добывающие, которые производят
сырье, служащее предметом труда для других отраслей про-
мышленности. Производством предметов труда для промышлен-
ности занято в значительной мере и сельское хозяйство. Из
сказанного следует, что предметы труда — это, как правило, не
готовые продукты природы, а вещество природы в преобразо-