Смекни!
smekni.com

Философия. Основные идеи и принципы Ракитов А.И. (стр. 30 из 107)

Этот порыв воплощается в психической деятельности людей,
имеющей интуитивный характер и поддающейся лишь поверхно-
стной рационализации. Именно она управляет поступками инди-
видов, поведением толпы, подсознательной деятельностью масс.
Поэтому и материальная деятельность людей с этой точки зрения
производна.

Хотя в наши дни, в последние десятилетия XX в. «чистых» исто-
рических идеалистов, откровенно отрицающих роль материаль-
ных факторов в развитии общества, не так-то уж и много, влияние
их взглядов на общественное сознание сохраняется. В более или
менее завуалированной форме размышления такого рода неред-
ко встречаются в работах западных философов, экономистов, ис-
ториков и социологов. В трудах представителей этого направле-
ния технологический детерминизм, представляющий собой раз-
новидность вульгарного материализма и ставящий развитие об-
щества и культуры в жесткую зависимость от техники и техноло-
гии, спокойно уживается с утверждениями, что решающим фак-
тором социальных изменений являются индивидуальные и груп-
повые цели, мотивы, ценности и культурные установки.

Из всего сказанного выше следуют два чрезвычайно важных
для философского понимания общественной жизни вывода: 1) со-
держание общественного сознания, его основные черты и осо-
бенности определяются в конечном счете существующими в об-
ществе материальными процессами, материальными отношения-
ми; 2) в основе всех этих материальных процессов и отношений
лежат способ производства и связанные с ним общественные от-

101


ношения. «Способ производства материальной жизни обусловли-
вает социальный, политический и духовный процессы жизни вооб-
ще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их об-
щественное бытие определяет их сознание»1. Это положение яв-
ляется, по существу, наиболее четкой формулировкой основного
принципа исторического материализма — основным тезисом об
определяющей роли общественного бытия (а не одной лишь тех-
ники, производительных сил или экономики) по отношению к об-
щественному сознанию.

3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ
ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Первое, что бросается в глаза при анализе духовной жизни
современного общества,— это обилие политических концепций,
теорий, взглядов. Сложная совокупность политических доктрин,
концепций, программ, взглядов, представлений составляет содер-
жание политической формы общественного сознания, или полити-
ки (от греч. politikos — искусство управления государством). Глав-
ной ее особенностью является то, что она выражает коренные
интересы различных больших социальных групп, определяющую
роль среди которых играют классы (о них подробно мы будем го-
ворить в последующих главах). Возникает эта форма обществен-
ного сознания вместе с появлением классов и представляет собой
концентрированное выражение экономики. Но это только одна ее
сторона; другая заключается в том, что политика оказывает силь-
нейшее влияние не только на все прочие формы общественного
сознания, но и на экономику.

Очень близка к политике форма общественного сознания, по-
лучившая название права. Право — это совокупность норм и пра-
вил поведения людей, утвержденных государством и обязатель-
ных для всех членов данного общества. Необходимость неукос-
нительного соблюдения правовых норм поведения обеспечи-
вается авторитетом и мощью современных государств, всем их
чрезвычайно разветвленным аппаратом принуждения.

Однако в общественной жизни есть и такие нормы поведения,
необходимость соблюдения которых не опирается обязательно на
авторитет государства. Есть нормы поведения и оценочные пред-
ставления, говорящие нам о том, что является дурным, а что хоро-
шим, что добродетелью, а что пороком. Соблюдение этих норм
обеспечивается традициями, обычаями, общественным мнением,
авторитетом всего общества или конкретной социальной группы.
Совокупность этих норм поведения и оценочных представлений
составляет содержание формы общественного сознания, которая
получила название морали, или нравственности.

Жизнь современного человека немыслима без знакомства с
песнями и музыкой, с литературными произведениями и теле-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 7.

102


программами, с произведениями живописи, кинофильмами, теат-
ральными спектаклями и т. д. Книги, картины, фильмы, спектакли,
другие художественные произведения доставляют людям удо-
вольствие или неудовольствие, ибо затрагивают какие-то струны
души, волнуют, вызывают раздумья. Духовная деятельность в
этой сфере культурной жизни составляет содержание художест-
венного сознания.

Особой формой общественного сознания являетсяфилосо-
фия.

В духовной жизни общества определенное место занимают
также религиозные верования, представляющие собой религиоз-
ную форму общественного сознания.

Характеристика общественного сознания была бы неполной,
если бы мы ограничились только рассмотрением перечисленных,
более или менее систематизированных, теоретически оформлен-
ных взглядов, которые выступают в виде правовых и политических
концепций, философских теорий, сложных моральных, эстетиче-
ских, богословских построений. Теоретически, концептуально вы-
раженные, эти формы общественного сознания образуют его
идеологический уровень, или идеологию. Под нею понимается
система взглядов и идей, в которых теоретически оцениваются от-
ношения людей к действительности и друг к другу, социальные
проблемы и конфликты, а также выдвигаются цели, программы
социальной деятельности, направленной на закрепление или пре-
образование сложившихся общественных отношений. Однако из-
вестно, что помимо теоретически оформленных идей и взглядов
в человеческом обществе колоссальную роль играют чувства, на-
строения людей. Все системы общественных взглядов и идей в
значительной степени зависят от общественной психологии той
или иной эпохи, от свойственных ей настроений, привычек, обы-
чаев, нравов, чувств, стремлений. В современной общественной
мысли всю эту совокупность психических образований называют
обыденным, массовым сознанием. Закономерности его форми-
рования и функционирования изучает наука, именуемая социаль-
ной психологией.

Каждая историческая ступень развития производства и связан-
ные с ней материальные отношения между людьми отражаются
на общественной психологии людей, на их привычках, нравах,
чувствах, взглядах, стремлениях и идеалах. Психология общества
всегда в конечном счете соответствует его экономике, определя-
ется ею.

Для пояснения этой мысли приведем пример из истории фран-
цузской культуры. Многие искусствоведы справедливо называют
писателя В. Гюго, живописца Э. Делакруа и композитора Г. Бер-
лиоза «великой романтической тройкой». Любопытно отметить,
что они не только работали в трех совершенно разных областях
искусства, но и вообще были очень далеки друг от друга. Извест-
но, что Гюго не любил музыки, а Делакруа пренебрежительно
относился к музыкантам-романтикам. Тем не менее в произведе-

103


нияхэтих трех очень не похожих друг на друга создателей духов-
ных ценностей отразились одни и те же общественные настрое-
ния. Можно с уверенностью сказать, что в картине Делакруа
«Данте и Вергилий» выражено то же самое настроение, которое
продиктовало Гюго его драму «Эрнани», а Берлиозу — его знаме-
нитую «Фантастическую симфонию». Чем же объясняется тот
факт, что в их произведениях выражалась одна и та же психоло-
гия?

Психология французского романтизма станет нам понятной
только тогда, когда мы взглянем на нее как на выражение интере-
сов и эмоций множества взаимодействующих групп и классов, как
на отражение исторически сложившегося бытия целой нации со
своей культурой, своей судьбой, да к тому же находящейся во
вполне определенном культурном окружении, в семье других ев-
ропейских народов. В этом случае мы поймем и то, почему роман-
тическое течение, буржуазное по своему существу, по своим иде-
ям и направленности, в среде самой буржуазии не пользовалось
долгое время сочувствием. Подобный разлад между идеологами
и тем классом, стремления и интересы которого они выражают,
вообще не редкость в истории. Им объясняются многие особенно-
сти умственного и художественного развития человечества. Пре-
небрежительное отношение «тонко» чувствующей «элиты» к ту-
пым «буржуа» до сих пор вводит в заблуждение некоторых теоре-
тиков и историков искусства, решительно неспособных понять со-
циальную природу французского романтизма.

В первобытном обществе, не знавшем деления на классы, про-
изводственная деятельность более непосредственно влияла на
миросозерцание людей, их вкусы, психологию. Но в обществе со
сложной групповой и классовой структурой, пронизанном самыми
различными целями и интересами, влияние материальной дея-
тельности на духовную жизнь сказывается через посредство мно-
гих звеньев. В самом деле, если, например, один из видов танца
у австралийских аборигенов воспроизводит работу по собиранию
ими кореньев, то ни один из изящных танцев, которыми развле-
кались французские светские дамы в XVI11 в., не может быть объ-
яснен их производственной деятельностью, так как они вообще
таковой не занимались. Поэтому, чтобы понять танец австралий-
ской туземки, достаточно знать, какую роль играет собирание
женщинами корней дикорастущих растений в жизни племени.
Но чтобы понять, скажем, томный и грациозный менуэт, бессмыс-
ленно искать его корни, истоки ритма и танцевального рисунка в
особенностях материального производства и экономики. Чтобы
получить сколько-нибудь верное объяснение его происхожде-
ния, его социальной и коммуникационной функции, его эстетики,
его особого танцевального этикета, следовало бы изучить целый
спектр социокультурных факторов: особенности народных и ры-
царско-дворянских танцев, придворный этикет, историю танце-
вальной музыки и бальных костюмов, функцию танца в светской
и простонародной жизни и т. д. К этому следовало бы добавить