Смекни!
smekni.com

Философия. Основные идеи и принципы Ракитов А.И. (стр. 96 из 107)

В качестве примеров синтагматических систем знаний можно

329


указать современную экологию, теорию социального управления
и т. д. Каждой из них приходится включать в свой интеллектуаль-
ный оборот весьма разнородные знания, касающиеся атмосферы,
растительного и животного мира, человека, общественного раз-
вития, методов моделирования и математическую теорию управ-
ления и т. д. Можно утверждать, что на современном этапе раз-
вития общества, технологии и науки универсальные методы науч-
ного познания и системь: знаний, складывающиеся как научные
синтагмы, приобретают все большее значение и им, вероятно, бу-
дет принадлежать центральное место в обозримом будущем.
Проблемный метод организации знаний, при котором разнород-
ные знания, методы и сообщества специалистов группируются не
по дисциплинам и окостеневшим парадигмам, а по динамичным,
быстро сменяющимся и преобразующимся синтагмам, станет, по
всей видимости, новой доминирующей формой развития науки.


Глава XVI

Говоря о научно-техническом прогрессе и об информатизации
общества, о глобальных изменениях, о развитии современной нау-
ки, мы рассматривали эти процессы в контексте культуры, создан-
ной человечеством за миллионы лет своего развития. Но что такое
культура? Прежде чем дать развернутое определение культуры,
рассмотрим конкретный пример, который поможет нам наглядно
представить себе это сложное явление, оказывающее существен-
ное влияние на формирование личности человека.

Один североамериканский индеец писал в своих воспомина-
ниях: «Мы начали изучать географию. Этот предмет был для нас
настоящей головоломкой. У наших индейцев было представление,
что земля плоская и четырехугольная, мы усвоили это представле-
ние с детства. Но учительница наша сказала нам, что земля круг-
лая и что она не стоит неподвижно, но все время вращается вокруг
своей оси и что этим и объясняется смена дня и ночи. Земля вра-
щается также и вокруг солнца, поэтому зима сменяется весной,
весна — летом и т. д... Мы никак не могли поверить рассказам
учительницы о том, что земля вращается... И мы думали: как же
это мы можем устоять на ногах, если земля вертится? Если это так,
то нам, наверное, пришлось бы стоять не только на ногах, но и на
голове. Как-то раз к нам в класс пришел астроном и провел бесе-
ду. Он сказал нам, что в следующую среду в 12 часов ночи будет
затмение луны. Нас это очень рассмешило, и мы долго смеялись и
никак не могли успокоиться. И, конечно, не поверили ни одному
слову этих странных рассказов. Тем не менее, когда наступила
среда, нас начало разбирать любопытство и захотелось прове-
рить, правду ли говорил этот человек. Нам даже разрешили не ло-
житься спать в обычное время, чтобы иметь возможность наблю-
дать луну в полночь. И на самом деле произошло затмение луны.
После этого мы стали верить всему, что нам говорили учителя на
уроках географии или астрономии»'.

О чем свидетельствует этот отрывок из воспоминаний ин-
дейца?


Мато Нажин. Мой народ Сиу. М., 1964. С. 123—125.

331


Положение человека в мире и его отношение к миру зависят
от самых различных социальных факторов, в том числе и от куль-
туры. При этом в любую историческую эпоху сосуществует мно-
жество различных культур. Их взаимодействие, взаимопроникно-
вение существенно определяют жизненную позицию человека,
его мировоззрение и мироощущение. Отрывок, приведенный
выше, дает пример столкновения культуры человека, сформиро-
вавшейся в условиях родо-племенной общности, с культурой сов-
ременной цивилизации. Столкновение это выражается в недове-
рии, недоумении, непонимании. В этой связи встают вопросы: что
же такое культура? какова ее структура? какое место она занима-
ет в жизни человека и общества?

1. ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

Термин «культура» (от лат. cultura — возделывание, обраба-
тывание) издавна применяется для обозначения того, что сделано
человеком. В таком широком смысле данный термин употребля-
ется как синоним общественного, искусственного в противопо-
ложность природному, естественному. Однако этот смысл слиш-
ком широк, расплывчат и потому нуждается в уточнении.

Само это уточнение — достаточно сложное мероприятие.
Ведь в современной научной литературе встречается более 250
определений культуры. Специалисты по теории культуры А. Крё-
бер и К. Клакхон проанализировали свыше ста основных опреде-
лений и сгруппировали их следующим образом '.

1. Описательные определения, восходящие в своей основе к
концепции основоположника культурной антропологии Э. Тейло-
ра. Суть таких определений: культура — это сумма всех видов
деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего
созданного людьми включает в себя книги, картины и т. п., знание
путей приспособления к социальному и природному окружению,
язык, обычаи, систему этикета, этику, религию, которые складыва-
лись веками.

2. Исторические определения, подчеркивающие роль социаль-
ного наследия и традиций, доставшихся современной эпохе от
предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыка-
ют и генетические определения, утверждающие, что культура яв-
ляется результатом исторического развития. В нее входит все то,
что искусственно, что люди произвели и что передается от поко-
ления к поколению — орудия, символы, организации, общая дея-
тельность, взгляды, верования.

3. Нормативные определения, акцентирующие значение при-
нятых правил и норм. Культура — это образ жизни индивида, оп-
ределяемый социальным окружением.

4. Ценностные определения: культура — это материальные и

1 См. Крёбер А., Клакхон К. Культура: образ концепций и определений.
М., 1964.

332


социальные цен-ности группы людей, их институты, обычаи, реак-
ция поведения.

5. Психологические определения, исходящие из решения че-
ловеком определенных проблем на психологическом уровне.
Здесь культура есть особое приспособление людей к природному
окружению и экономическим потребностям и складывается из
всех результатов такого приспособления.

6. Определения на базе теорий обучения: культура — это по-
ведение, которому человек научился, а не получил в качестве био-
логического наследства.

7. Структурные определения, выделяющие значимость мо-
ментов организации или моделирования. Здесь культура пред-
ставляет собой систему определенных признаков, различным об-
разом связанных между собой. Материальные и нематериальные
культурные признаки, организованные вокруг основных потреб-
ностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (мо-
делью) культуры.

8. Идеологические определения: культура — это поток идей,
переходящих от индивида к индивиду посредством особых дейст-
вий, т. е. с помощью слов или подражаний.

9. Символические определения: культура — это организация
различных феноменов (материальных предметов, действий, идей,
чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от
этого.

Легко заметить, что каждая из перечисленных групп опреде-
лений схватывает какие-то важные черты культуры. Однако в це-
лом, как сложный общественный феномен она ускользает от оп-
ределения. Действительно, культура является результатом пове-
дения людей и деятельности общества, она исторична, включает
идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на
символах, «суперорганична», т. е. не включает биологических
компонентов человека и передается отличными от биологической
наследственности механизмами, она эмоционально воспринима-
ется или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень
свойств не дает нам достаточно полного понимания тех сложных
явлений, которые имеются в виду, когда речь заходит о культурах
майя или ацтеков, Древнего Египта или Древней Греции, Киевской
Руси или Новгорода.

Как уже говорилось выше, диалектический материализм рас-
сматривает историю как целесообразную деятельность людей.
Именно этот деятельностный подход и позволяет в самом первом
приближении ответить на вопрос о том, что такое культура. В са-
мом деле, какие образы возникают в нашем сознании, когда мы
думаем о прошлых культурах? Суровые и величественные пира-
миды на фоне пустыни, толпы народа на залитой солнцем площа-
ди перед Акрополем, златоглавые церкви отца русских горо-
дов — Киева, щедро украшенные скульптурой дворцы ацтеков,
трагические фрески Феофана Грека, современные архитектурные
комплексы, индустриальные сооружения и т. д. и т.п. Говоря и