Смекни!
smekni.com

Философия. Основные идеи и принципы Ракитов А.И. (стр. 63 из 107)

Несовпадение и непрммиримость коренных интересов классов
приводит к возникновению противоречий между ними, поэтому
«всякая историческая борьба — совершается ли она в политиче-
ской, религиозной, философской или в какой-либо иной идеоло-
гической области — о действительности является только более
или менее ясным выражением борьбы общественных классов, а
существование этих кроссов и вместе с тем и их столкновения
между собой в свою очередь обусловливаются степенью разви-
тия их экономитесь' го положения, характером и способом
производства и определяемого им обмена»'.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 259.

216


Из этой закономерности общественного развития следует, что
источником классовой борьбы является противоречие интересов
классов. В зависимости от характера и способов проявления этого
противоречия возникают антагонистические и неантагонистиче-
ские противоречия.

Антагонистические противоречия складываются прежде всего
между основными классами всех общественно-экономических
эксплуататорских формаций: рабами и рабовладельцами, кресть-
янами и феодалами, пролетариями и буржуазией. Характер
антагонистических противоречий в истории общественного раз-
вития могут принимать взаимоотношения между господствующи-
ми классами формаций, приходящих друг другу на смену
(например, между феодалами и буржуазией). В антагонистиче-
ском обществе классовые противоречия являются ведущими,
доминирующими, от их разрешения зависит решение и всех
других противоречий. В процессе разрешения противоречий
между основными классами происходит переход от одной фор-
мации к другой. Этот переход осуществляется через социальную
революцию, которая при всем многообразии своих форм по
своему содержанию всегда является результатом и высшим про-
явлением классовой борьбы.

Деление общества на классы носит объективный характер.
Независимо от того, к какой социальной группе причисляет себя
тот или иной человек, он объективно относится к определенному
классу. Это объективное отношение обусловлено отношением к
средствам производства. Во всех общественно-экономических
формациях, начиная с рабовладельческой, большинство людей
относится к различным классам в зависимости от их отношения
к средствам производства и в соответствии с другими объектив-
ными классовыми признаками.

Именно деление людей на классы породило государство.
Сущность государства в эксплуататорском обществе состоит в
том, чтобы быть аппаратом насилия, диктатуры господствующего
класса. «Государство,— писал В. И. Ленин,— это есть машина для
поддержания господства одного класса над другим»1.

Разделение общества на классы означает, что одни классы эко-
номически господствуют, а другие — угнетаются и эксплуатиру-
ются. При этом каждый из них имеет свои собственные интересы
во всех областях общественной жизни (в экономике, политике,
идеологии и т. д.). Поскольку из-за различного положения в
обществе классы находятся в антагонистических отношениях, гос-
подствующему классу требуется общественная сила, способная
удержать в повиновении эксплуатируемые классы. Такой силой и
является государство. Сам факт его возникновения свидетельст-
вует о том, что общество пронизано классовыми противоречиями.
Государство с момента своего возникновения выступает всегда
как аппарат, с помощью которого господствующий класс навязы-

Ленин ß. И. Поли. собр. соч. Т. 39. С. 73.

217


вает всему обществу такие социальные порядки, которые соот-
ветствуют прежде всего интересам этого класса,

В то же время следует отчетливо понимать, что сведение
всех функций государства исключительно к насилию и подавле-
нию эксплуатируемых грешит примитивизмом и не соответствует
исторической реальности. Ни одно эксплуататорское государство
не могло бы просуществовать сколько-нибудь длительное время,
если бы не выполняло определенных позитивных функций в
интересах нормального функционирования социального орга-
низма. Важнейшая из таких функций — хозяйственно-экономиче-
ская. Размах экономической деятельности государства в различ-
ных обществах, странах и на разных этапах развития, разумеется,
неодинаков. Так, азиатские деспотии, типичные для так называе-
мого азиатского способа производства, основанного на примене-
нии государственного рабовладения, осуществляли обширную
ирригационную и строительную деятельность. Практически все
государства уделяли большое внимание финансовой деятельно-
сти, чеканке монет, осуществлению сложной налоговой политики,
законодательству и т. д. По инициативе государств и государст-
венных деятелей даже в глубокой древности проводились хозяй-
ственные реформы, не всегда однозначно выгодные одним лишь
рабовладельцам. В VII в. до н. э. в Египте, а затем и в Греции
были, например, проведены реформы (реформы Нехо и Солона),
ограничивавшие и даже отменявшие долговое рабство. Имели
место случаи перераспределения земель в пользу неимущих.
Это, разумеется, не меняет сущности государства, поскольку
подобные действия диктуются потребностями социального само-
сохранения, но вместе с тем углубляют наше понимание эконо-
мических функций эксплуататорских государств. Особенно воз-
растают такие функции в промышленно развитых капиталисти-
ческих странах, в частности, для предотвращения экономических
кризисов и спадов, валютных бурь, социальных стрессов и недо-
вольства трудящихся, для предотвращения снижения платеже-
способного спроса и конкурентоспособности национальной
промышленности. Без такой экономической деятельности, без
субсидирования экономических и ряда социальных программ
стабильное экономическое и технологическое развитие совре-
менного капиталистического государства было бы невозможно.

Внешние функции государства состоят в расширении своей
территории за счет других государств и в защите своей террито-
рии от них.

Основным и решающим признаком государства является пуб-
личная, или политическая, власть. Важный признак государства —
наличие социальных орудий, или органов, политической власти. К
ним относятся армия, суд, тюрьмы, полиция, разведка и контр-
разведка; органом политической власти является и правительство,
которое распоряжается указанными орудиями власти.

Для государства характерно наличие права — определенной
системы норм, соблюдение которых обеспечивается властью.

218


Подобно самой власти, ее органы, учреждения носят ярко
выраженный классовый характер. Возьмем, к примеру, армию
в буржуазных странах. Известно, например, что армии империа-
листических государств, созданные для охраны их территорий, в
кризисных ситуациях подчас используются для подавления поли-
тической оппозиции, а в некоторых государствах Латинской Аме-
рики, Азии и Африки служат орудием борьбы за власть.

Чтобы органы власти исправно исполняли волю господствую-
щего класса, нужны опытные чиновники, дорожащие своим мес-
том в государственном аппарате. Крупные посты в нем, как
правило, достаются представителям господствующего класса.
Государство собирает с населения налоги на содержание своего
аппарата. Естественно, что в буржуазном государстве и налого-
обложение также построено в интересах капиталистов. Вместе
с тем в настоящее время оно вынуждено расходовать часть
своих средств на социальные программы, здравоохранение,
образование и т. д., поскольку это необходимо для обеспечения
устойчивости и экономического прогресса общества.

Наконец, признаком государства является разделение населе-
ния по территориальным единицам. Это деление пришло на сме-
ну делению по роду и племени. Однако ни территория, ни ее
население, отдельно взятые, признаками государства не являют-
ся. Это и понятно, ведь государство невечно. Оно исторически
возникло и с неизбежностью отомрет. Население же и террито-
рия были до государства и останутся после его отмирания.

Только все признаки, взятые в единстве, дают возможность
определить, является ли данное общественное образование госу-
дарством или не является. С помощью государства экономически
господствующий класс становится также политически господст-
вующим классом и приобретает, таким образом, новые возмож-
ности для подавления и эксплуатации угнетенных классов.

Пока первобытный человек с трудом добывал себе средства,
необходимые для существования, не было и не могло возникнуть
особых групп людей, господствующих над всем обществом. Ког-
да же появилась первая форма деления общества на классы —
рабов и рабовладельцев,— потребовался особый аппарат, кото-
рый бы охранял привилегии господствующего класса. Таким
аппаратом стали первые в истории рабовладельческие государ-
ства. Они давали рабовладельцам возможность эксплуатировать
рабов. Общество и государство того времени располагали,
конечно, очень слабым аппаратом связи, средств сообщения.
Горы, реки, моря в то время неимоверно затрудняли общение
людей. Поэтому образование государства шло нередко в преде-
лах географических границ, гораздо более узких, нежели в наши
дни. И государственный аппарат был технически не развит. Но
все же это был аппарат, который принуждал рабов оставаться
в рабстве, сохранял устои эксплуататорского строя.

Государство в прошлом — орган угнетения одного класса дру-
гим. Так, античное рабовладельческое государство было государ-