Смекни!
smekni.com

Философия. Основные идеи и принципы Ракитов А.И. (стр. 2 из 107)

Все эти проблемы могут обсуждать и обсуждают люди разных
профессий, обладающие различным опытом и культурой. Но на
протяжении многих столетий подобные вопросы обсуждались в

5


рамках особой духовной деятельности, которую со времен антич-
ности принято называть философией. Что же представляет собой
философия? Почему именно ей отводится такая роль в решении
вечных, постоянно тревожащих человечество вопросов?

Если открыть любую энциклопедию или философский словарь,
то можно прочитать, что философия б переводе с греческого оз-
начает «любовь к мудрости». Но философия и мудрость совсем
не одно и то же. Более того, в известном смысле философия и
традиционно понимаемая мудрость даже противоположны.

Еще в глубокой древности, задолго до изобретения письмен-
ности, людям для решения самых разнообразных, возникающих
в жизни задач, проблем и вопросов необходимы были обширные
знания. Они касались поведения животных, признаков съедобных
и несъедобных растений, правил личного и общественного пове-
дения, охотничьих и воинских приемов, сведений о мореплавании,
климате, небесных светилах, врачевании, религиозных обрядах,
колдовских заклинаниях, погребальных обычаях и многого друго-
го. Чем дольше жил человек, чем лучшей памятью, наблюдатель-
ностью и способностью передавать эти сведения он обладал, тем
больше он знал и тем большим влиянием мог он пользоваться в
своем роде, общине или племени. Тот, кто превосходил подобны-
ми способностями и знаниями всех остальных, оказывался совет-
чиком, учителем или наставником жизни. Таких людей, как пра-
вило, и называли мудрецами. Один из современных исследовате-
лей заметил даже, что смерть мудреца для его соплеменников
быле тяжким ударом, подобным по своему значению гибели от
пожара крупной национальной библиотеки. Мудрецы не только
хранили накопленный опыт, но и передавали его следующим по-
колениям, стремясь выделить и закрепить все наиболее ценное,
важное для выживания своих сородичей и соплеменников. Одна-
ко традиционная мудрость по сути своей была консервативной.
Она была итогом тысячелетиями накапливавшегося опыте» и прак-
тических представлений. Ее изменения были столь же медленны-
ми, как и изменения в традиционном образе жизни древнего че-
ловека. Но уже во время великого исторического перелома, выз-
ванного аграрно-ремесленной революцией, переходом к оседло-
сти, созданием городов и изобретением письменности, события
стали развиваться настолько стремительно, что прежней тради-
ционной мудрости оказалось недостаточно. Люди, которые рань-
ше были в основном потребителями природных благ, начали все
больше становиться творцами условий своего существования.
Создавая города, прокладывая дороги и каналы, возделывая поля
и пробивая глубокие шахты, они начали все активнее воздейство-
вать на окружающую природу. Отношение человека к миру изме-
нилось, изменилось и воздействие мира на человека. Все это тре-
бовало глубокого понимания, нового осмысления, нового подхода
к самой деятельности человека, его духовному миру, его созна-
нию. Старая мудрость оказалась непригодной в новых условиях.
Обществу потребовалось новое отношение к мудрости, новое от-

6


ношение к миру. Это и вызвало появление мыслителей нового
типа — философов.

Если верить преданию, Пифагор Самосский (VI в. до н. э.) был
первым, кто употребил слово «философия». Впоследствии оно
быстро привилось и распространилось в Древней Греции, в жизни
и культуре которой философы стали столь же значительными фи-
гурами, как и политические деятели, полководцы и великие поэ-
ты. По интенсивности социальных и культурных изменений, по
темпам развития научных знаний история Греции с VI по IV в. до
н. э. превзошла все, что создала культура многих средиземномор-
ских народов за несколько предшествующих столетий. Возникли
новые политические структуры, новая мораль, мировоззрение и
представления о ценности человеческой жизни. Это был подлин-
ный социально-исторический и культурный переворот. И мудре-
цам нового типа — философам — пришлось одновременно ре-
шать две сложнейшие задачи: критически переосмыслить всю
прежнюю мудрость, всю древнюю мифологию, все веками на-
копленные знания и одновременно предложить и выработать но-
вое миропонимание. С тех пор отличительной чертой всякой под-
линной философии становится критическое и одновременно твор-
ческое отношение к окружающему миру и к прежней мудрости.
Система взглядов, не обладающая этими признаками, просто не
может считаться философией. Именно в этом смысле она проти-
воположна традиционной мудрости.

Но есть еще одна характерная черта, разграничивающая тра-
диционную мудрость и философию. Первая безлика. Она концеп-
туализирует и выражает коллективный опыт, родовое или племен-
ное знание. И то, что носителем этого знания, хранителем, нако-
пителем является тот или иной мудрец, ничего, по существу, не
меняет. Совсем иное дело философия. По верному замечанию
В. И. Вернадского, подлинная философия — глубоко личное инди-
видуальное знание. На каждой сколько-нибудь значительной фи-
лософской системе лежит отпечаток ее создателя. На грани пере-
хода от традиционной мудрости к философии (VII—VI вв. до
н. э.) греки особенно почитали семь великих мудрецов, некото-
рые из которых (Фалес и Пифагор) могут уже называться фило-
софами. То, что перечень этих мудрецов неточен, а их индиви-
дуальные характеристики смутны и почти не сохранились в исто-
рической памяти, как раз и подтверждает, что они еще во многом
относятся к мудрецам старого типа. По мере развития филосо-
фии в каждом новом философском учении все отчетливее и
ярче заметны черты определенной индивидуальности, отсвет
вполне определенного и неповторимого гения. Именно это одна
из причин того, что нельзя изучить философию, ознакомившись
лишь со взглядами какого-то одного мыслителя. Овладеть этой
сферой духовной деятельности, понять причину ее удивитель-
ной привлекательности и жизнеспособности можно лишь на
основе последовательного изучения всех наиболее существен-
ных и значительных философских учений. Важнейшая особен-

7


ность философского знания заключается в том, что оно не пред-
лагает решений, данных раз и навсегда, пригодных везде и при
любых обстоятельствах. Она скорее учит человека искать такие
решения, вооружает его методом познания мира и самого се-
бя, методом глубинного постижения истины. В этом, быть может,
заключается одна из самых серьезных трудностей в изучении
философии, ибо именно этим философское знание во многом
отличается и от здравого смысла, и от традиционной мудро-
сти, и от науки, и от других форм духовной деятельности.
Наверное, из-за этого, а также из-за огромного разнообразия
философских учений многие относятся к философии с недо-
верием.

За последние полтора столетия не раз раздавались голоса, что
философия отжила свое, что теперь она представляет собой лишь
реликт, лишь пережиток прошлого. В 1830 г. О. Конт во всеуслы-
шание провозгласил, что эпоха философии, или метафизики, на-
всегда миновала и что наука в ней совершенно не нуждается, так
как в состоянии решить все проблемы без какой бы то ни было
философии. Наука сама себе философия — утверждал он. Но вот
что заставляет задуматься. Сколько бы ни провозглашали оконча-
тельную гибель философии, сколько бы ни утверждали ее полную
бесполезность и ни доказывали, что она — пережиток древнего
неразвитого мышления, интерес к философии не толькосохраня-
ется, но и растет, особенно в переломные эпохи. Интерес к фило-
софии обостряется каждый раз, когда возникает проблема, затра-
гивающая самые основы человеческого бытия, мировоззрения,
познания смысла и перспектив исторического процесса. Чем бо-
лее развитой является страна, тем интенсивнее происходит в ней
социальное, научное и технологическое развитие, тем чаще обра-
щается ее общественное сознание к вечным вопросам, волновав-
шим философов с глубокой древности, и тем более значитель-
ное место занимает изучение философии в ее университетских
программах. Почему же это происходит? Пожалуй, лучше всего
на этот вопрос ответил молодой К. Маркс. «Так как всякая истин-
ная философия,— писал он,— есть духовная квинтэссенция свое-
го времени, то с необходимостью наступает такое время, когда
философия не только внутренне, по своему содержанию, но и
внешне, по своему проявлению, вступает в соприкосновение и во
взаимодействие с действительным миром своего времени. Фило-
софия перестает тогда быть определенной системой по отноше-
нию к другим определенным системам, она становится филосо-
фией вообще по отношению к миру, становится философией сов-
ременного мира»'.

Чтобы понять, чем объясняется неугасающий интерес к фило-
софии, необходимо учесть еще и следующее: все процессы, с ко-
торыми мы сталкиваемся, можно поделить на конечные и беско-
нечные. Передача сообщения (например, письма) от автора к ад-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 105. \·

8 '


ресату — процесс конечный. Он завершается, когда письмо по-
лучено и прочитано. Напротив, процесс передачи информации,
как таковой (доставки писем вообще), бесконечен, по крайней ме-
ре пока существует человечество, иначе человечество распалось
бы. Нечто подобное можно сказать и о процессах решения задач,
вопросов и проблем. Одни из них должны получить окончатель-
ное решение в ограниченное время (операция аппендицита, изго-
товление праздничного пирога, строительство данного дома и
т. д.), другие должны решаться постоянно. Поисками методов ко-
нечных решений обычно занимаются специальные науки и техни-
ка. Однако вопросы, касающиеся смысла и сущности бытия, жиз-
ни и смерти человека, его назначения, цели истории, выбора ду-
ховных ценностей и т. д., не поддаются конечному решению. Они
возникают, обсуждаются и будут обсуждаться постоянно, пока
существует человечество' Их-то рассмотрением и занимается
философия. Ее специфика, следовательно, состоит еще и в том,
что она вырабатывает методы познания и обсуждения «вечных
вопросов», рано или поздно встающих перед каждым из нас. По-
нятно, что в переломные эпохи именно такие вопросы выступают
на передний план, и так как мы живем в эпоху крутого перелома
и в истории человечества, и в истории нашей страны, то филосо-
фия, обращенная к современному миру, привлекает все большее
внимание. Сова Минервы продолжает свой полет.