Смекни!
smekni.com

Философия. Основные идеи и принципы Ракитов А.И. (стр. 98 из 107)

Некоторые культурологи, подчеркивая уникальность и непов-
торимость каждой культуры, считали, что ее законы могут быть
поняты не рационально, исходя, скажем, из механистической при-
чинности, а только иррационально, посредством мистического
проникновения в их божественную первопричину. Спрашивается,
однако, зачем же исходить из механистической причинности, если
эта точка зрения давно устарела. И как доказать, что существует
некая божественная первопричина культуры?

В 1944 г. американский культуролог А. Крёбер поставил перед
собой задачу выявить те пути, по которым различные общества
шли к высшей ступени развития своей культуры. В результате про-
веденного на большом фактическом материале исследования он
пришел к выводу, что в основе каждой культуры лежит некая мо-
дель, которая, изменяясь, вбирает в себя только то, что соответст-
вует ее характеру и особенностям. С течением времени возмож-
ности модели исчерпываются и она уже не может оказывать влия-
ния на новые области и отрасли человеческой деятельности. Тогда
прогресс культуры сменяется стадией повторения старого, рег-
ресса, упадка и устаревшая модель культуры в конечном счете
погибает. «Смерть культуры» не означает ее полного исчезнове-
ния — ведь старая модель сменяется новой, вызревавшей в лоне
старой культуры.

Исследование Крёбера содержит немало интересных наблю-
дений, однако не дает ответа на самые главные вопросы. Напри-
мер, Крёбер затрудняется в решении проблемы закономерного
возникновения основной модели культуры той или иной конкрет-
ной исторической эпохи. Без ответа остаются и вопросы о причи-
нах долговременности модели культуры, смены стадий в ее раз-
витии. В общем, можно сказать, что в этой концепции закономер-
ности развития культуры отходят на второй план и не раскрыва-
ются.

Ряд исследователей (Ф, Нортроп, П. Сорокин и др.) предпри-

337


няли попытки установить закономерности, лежащие в основе воз-
никновения и развития тех или иных типов культуры, а также
вскрыть главный элемент, который определяет данный тип, неза-
висимо от того, является ли он уникальным или же в той или иной
степени присущ различным культурам. Так, Ф. Нортроп положил
в основу своей попытки методологический принцип, в соответст-
вии с которым тип культуры определяется присущими ей форма-
ми и способами познания — именно они диктуют всю организа-
цию опыта, норм, идеалов, идей, доминирующих в данном обще-
стве. Это позволило различить два типа культур — восточные и
западные. Первые характеризуются интуитивным, эмоциональ-
ным, непосредственным восприятием мира, вторые — интеллек-
туализмом, познанием в форме теоретических концепций. Пер-
вый тип культуры создает нетехнические цивилизации с их опи-
сательными науками и импрессионистским искусством. Время
в таких цивилизациях воспринимается как нечто конкретное, ко-
нечное, как замкнутый цикл, в который включаются и природа, и
качественно не отличающаяся от нее история. Поэтому-то в вос-
точных культурах популярны концепции переселения душ и выс-
шего блага как слияния с природой. Подход к социальным явле-
ниям с точки зрения непосредственного наблюдения ведет здесь
к заключению, что, раз индивид рождается в семье, она возвыша-
ется над индивидом. Семейные отношения переносятся и на
общество в целом, в результате чего складывается иерархия со-
циальных статусов, которую венчает обожествляемая личность
монарха, императора, деспота. Второй тип культуры создает
технические цивилизации с их концепциями равенства людей,
равных возможностей, однаковых норм, с развитой этикой и де-
мократией. Искусство технических цивилизаций основано на
геометрических формах и перспективе. Базу для их развития
заложили древние греки, открывшие логическую дедукцию как
новый метод познания, а также европейцы нового времени, на-
чиная с Галилея и Ньютона.

И в этой концепции есть меткие наблюдения отдельных важ-
ных особенностей развития культуры. Интересно то, что, чем
дальше в прошлое забирается Нортроп, тем больше у него вер-
ных замечаний. Но и здесь основные вопросы остаются без ответа.
Чем вызваны к жизни различные формы и способы познания ми-
ра? Не особенностями ли материального производства и склады-
вающихся на его основе социальных организаций восточных и за-
падных обществ?

П. Сорокин в свою очередь выделяет три основных типа куль-
тур: идеальный, чувственный и идеалистический. Первый тип ос-
новывается на системе понятий, касающихся внемирового, сверх-
чувственного, неизменного абсолюта, поэтому цели и потребнос-
ти таких культур в основном духовные. Второй тип признает един-
ственной реальностью вечно изменчивый материальный мир, и
потому цели и потребности его культур чисто физические. Нако-
нец, третий тип синтезирует идеальное и чувственное на равных

338


основаниях. Строго говоря, это вовсе и не типы, а стадии развития
культуры, следующие друг за другом. Так, возникшая в рамках
античного мира идеальная культура сохраняется до XIII в., а за-
тем уступает свое место идеалистической культуре (XIV—
XVI вв.), которую, в свою очередь, сменяет чувственная культура,
достигающая расцвета в XIX в. и приходящая в упадок в XX в.

П. Сорокин объясняет развитие культур механизмом смены
лежащих в их основе истин. Ни одна из культур не может быть веч-
ной, потому что ни одна из систем истин не является абсолютной.
С развитием и укреплением данной культуры ее истины подавля-
ют истины других систем, также имеющие право на существова-
ние. Из-за этого господствующая система истин перестает удов-
летворять запросы людей, служить основой их культурной и со-
циальной жизни, она погибает, а ей на смену приходит новая, бо-
лее жизнеспособная система. В изложенной концепции интересна
мысль о закономерном характере развития культуры. Однако
вновь не решены центральные вопросы о причинах возникновения
и смены тех или иных систем истин, лежащих в основе конкретных
типов и фаз развития культур.

Мы вкратце изложили суть нескольких теорий развития куль-
туры, предлагаемых и разрабатываемых в XX в. буржуазными со-
циологами и культурологами. Бросаются в глаза обилие концеп-
ций, отдельные интересные догадки и наблюдения, но вместе с
этим и произвольность исходных принципов, их взаимная проти-
воречивость.

Марксистское понимание истории вскрывает прежде всего ма-
териальные, объективные закономерности развития этого важно-
го социального феномена. Оно позволяет решить сложную пробле-
му типологии культуры. Для этого используется концепция смены
общественно-экономических формаций. Каждая такая формация
порождает особый тип культуры со своей системой материальных
и духовных ценностей и способов деятельности для их создания.
Сравнивая этот подход с вышеизложенными, легко заметить, что
он в отличие от них кладет в основу классификации типов культу-
ры объективные критерии, и потому эта классификация перестает
быть произволом исследователей.

Общую схему исторических типов культуры можно предста-
вить следующим образом: первобытная культура, культура рабо-
владельческого строя, культура азиатского деспотического обще-
ства, культура феодального общества, культура капиталистичес-
кого общества, социалистическая культура. Каждая общественно-
экономическая формация, являясь качественно своеобразным
историческим этапом в процессе поступательного развития обще-
ства, создает свой тип культуры, свою специфическую, т. е. только
ей присущую, совокупность материальных и духовных ценностей
и способов деятельности для их создания.

Поскольку ни одна общественно-экономическая формация,
кроме исторически самой первой — первобытнообщинной, ни-
когда не существовала «в чистом виде», как единственная, а долж-

339


на была делить место под солнцем с другой или другими такими
формациями, постольку мы всегда наблюдаем в истории столк-
новение культур различных типов, их борьбу, их взаимовлияние
и даже взаимопроникновение. Так что действительный историче-
ский процесс развития мировой культуры значительно сложнее,
нежели его представляют однолинейная и многолинейная кон-
цепции или теория культурного релятивизма. Материалистическое
понимание истории указывает только общие принципы развития
культуры, предполагая при этом, что анализ каждого конкретного
ее исторического типа на основе установленных закономерностей
всегда должен проводиться заново.

Охарактеризуем кратко основные типы культуры.

Первобытная культура возникла вместе с выделением челове-
ка из царства животных и просуществовала до смены первобытно-
общинной формации классовым обществом, которая происходи-
ла в различных регионах в разное время (от IV тысячелетия до
н. э. в Древнем Египте до I тысячелетия до н. э. в Древней Греции).
В ту эпоху орудия труда были примитивными и малопроизводи-
тельными, и потому люди, чтобы противостоять могучим силам
природы, должны были трудиться сообща. Все это обусловило
становление довольно прочных коллективистских традиций в су-
ществовавших социальных группах. Письменность была еще неиз-
вестна, и потому о первобытной культуре мы можем судить толь-
ко по археологическим останкам и этнографическим параллелям,
которые культурологи проводят при описании жизни народов,
в силу конкретных исторических обстоятельств отставших в своем
социально-экономическом развитии.

В рамках первобытной культуры складываются и развиваются
нравственные нормы и сама мораль как исторически первая фор-
ма общественного сознания. Формируются магические и мифо-
логические воззрения, на базе которых на поздних стадиях перво-
бытнообщинной формации возникают искусство и религия. Хотя
первобытные люди накапливают большой жизненный опыт (хоро-
шее знание местной топографии, привычек животных — главных
объектов охоты, свойств материалов, из которых изготавливаются
орудия труда и предметы утвари и пр.), у них еще нет науки как
формы познания мира, так как не достигается разделения умст-
венного и физического труда. В силу отсутствия классового деле-
ния первобытное общество не знало и таких форм общественного
сознания, как политика и право. Коллективизм был не только силь-
ной, но и слабой стороной первобытнообщинной формации, ибо
личность еще не выделилась из коллектива, была слита с ним и
не могла раскрыть всех своих творческих возможностей. В об-
щем, можно сказать, что величайшим достижением первобытного
общества было формирование самого человека, его выделение
из царства животных, что придало мощный начальный импульс
всему развитию мировой культуры.